Дело № 2-3259/2023
УИД: 42RS0009-01-2023-004607-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе:
председательствующего Курилова М.К.,
при секретаре Старцевой И.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово
10 августа 2023 года
дело по исковому заявлению Удовик О.В. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу об оспаривании решений ### от **.**.****, ### от **.**.****,
У С Т А Н О В И Л:
Удовик О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу об оспаривании решения ### от **.**.****.
Исковые требования мотивированы тем, что Удовик О.В. обратилась **.**.**** в УПФР в г.Кемерово (межрайонное) с заявлением ### о назначении пенсии по старости на основании п.20 ч.1.ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от **.**.****. Решением УПФР в г. Кемерово от **.**.**** ### истцу отказано в назначении пенсии по следующим основаниям: отсутствует требуемый стаж лечебной деятельности (по состоянию на **.**.**** стаж лечебной деятельности составляет 10 лет. 10 мес. 9 дней при требуемом - 30 лет).
В мотивировочной части решения ### указано, что нет оснований для зачета в стаж лечебной деятельности следующих периодов:
- с **.**.**** по **.**.****. (21 год 10 мес. 23дн.) медсестра хирургического отделения, ..., так как не поступило подтверждение от компетентного органа ...
- с **.**.**** по **.**.**** (23 дня) и с **.**.**** по **.**.**** (1мес. 3дн.) в ...», так как сведения персонифицированного учета за данные периоды представлены работодателем без указания кода особых условий труда.
Считает незаконным и необоснованным решение УПФР в г. Кемерово от **.**.**** ### по следующим основаниям.
С **.**.**** Удовик О.В. работала в ... в должности палатной медицинской сестры чистого хирургического отделения, с **.**.**** переведена на должность медицинской сестры уролога-хирургического отделения, с **.**.**** - медицинской сестрой операционного блока. На основании приказа от **.**.**** ### ... на основании приказа от **.**.**** ### ...
В период работы в вышеуказанной организации истцу были предоставлены отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.****.
С **.**.**** истца перевели старшей медицинской сестрой операционного блока ... которое впоследствии было реорганизовано в ..., **.**.**** трудовой договор с Удовик О.В. расторгнут по соглашению сторон в связи с выездом в ....
Сведения о работе подтверждаются записями в трудовой книжке и справками от **.**.**** ###, от **.**.**** ###, от **.**.**** ###, от **.**.**** ###, от **.**.**** ###, от **.**.**** ###, от **.**.**** ###, от **.**.**** ###, от **.**.**** ###.
Сведения о заработке и перечислении страховых взносов подтверждаются справками: от **.**.**** ### от **.**.**** ###, от **.**.**** ###, от **.**.**** ###, от **.**.**** ###, от **.**.**** ###, от **.**.**** ###, от **.**.**** ###. За период с **.**.**** по **.**.**** справки о перечислениях взносов выданы дирекцией ...» от 5**.**.**** ###.
Ответчик не указал, каким именно компетентным органом Республики Казахстан должен подтверждаться стаж лечебной деятельности за период с **.**.**** по **.**.**** (21 год 10 мес. 23дн.).
Таким образом, стаж лечебной деятельности в ... (21 год 10 мес. 23 дн.) полностью подтвержден справками выданными компетентными органами. Длительность стажа в календарном исчислении (21 год 10 мес. 23дн.), установленную ответчиком, истец не оспаривает.
Руководствуясь подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** ###, и учитывая, что Удовик О.В. работала в спорные периоды в должности медицинской сестры хирургического отделения, операционного блока, работа в которых подлежала льготному исчислению (1 год как 1 год и 6 месяцев), ответчик обязан включить в специальный трудовой стаж Удовик О.В. в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) периоды ее работы с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****.
Стаж составит:
- с **.**.**** по **.**.**** – 2 года 5 месяцев 28 дней, а в льготном исчислении 4 года 11 месяцев 26 дней;
- с **.**.**** по **.**.**** – 1 год 5 месяцев 21 день, а в льготном исчислении 2 года 11 месяцев 12 дней;
- с **.**.**** по **.**.**** - 3 года 2 месяца 10 дней, а в льготном исчислении 6 лет 4 месяца 20 дней;
- с **.**.**** по **.**.**** – 6 лет 4 месяца 1 день, а в льготном исчислении 12 лет 8 месяцев 1 день;
- с **.**.**** по **.**.**** – 5 лет 3 месяца 25 дней, а в льготном исчислении 10 лет 7 месяцев 20 дней.
Итого на **.**.**** стаж в льготном исчислении составляет 37 лет 7 месяцев 19 дней.
Таким образом, на **.**.**** у Удовик О.В. имелся требуемый стаж 30 лет и поэтому не применяются сроки, установленные Приложением №7 к ФЗ РФ №400- ФЗ.
Период работы с **.**.**** по **.**.**** (23 дня) и с **.**.**** по **.**.**** (1 месяц 3 дня) в ...», не учтен как льготный стаж, так как сведения персонифицированного учета за данные периоды представлены работодателем без указания кода особых условий труда.
В период работы с **.**.**** по **.**.**** (23 дня) и с **.**.**** по**.**.**** (1 месяц 3 дня) у истца не изменялись место работы, условия труда и должность - операционная медицинская сестра операционный блок ... Исчисление специального стажа урегулировано постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление №665). С 18 марта вступило в силу постановление Правительства РФ от 04.03.2021 г. № 322, которым внесены изменения в постановление №665 в части включения в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации. В период с **.**.**** по **.**.**** (23 дня) истец была на курсах повышения квалификации и этот период подлежит включению в стаж лечебной деятельности.
Указанные периоды работы с **.**.**** по **.**.**** (23 дня) и с **.**.**** по **.**.**** (1 месяц 3 дня) не учтены по вине работодателя не подавшего верные сведения в УПФ России по .... Считает, что она не должна нести неблагоприятные последствия из-за ошибочных действий (бездействия) работодателя, поэтому период с **.**.**** по **.**.**** (23 дня) и с **.**.**** по **.**.**** (1 месяц 3 дня) должен быть учтен как стаж лечебной деятельности.
Ответчик учел стаж работы по состоянию на **.**.****, но незаконно не учел стаж с **.**.**** до дня подачи заявления **.**.**** (4 месяца 24 дня).
Истцом также поданы уточнения исковых требований, в которых она указывает, что **.**.**** Удовик О.В. обратилась в УПФР в г. Березовском Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
Решением УПФР в г. Березовском от **.**.**** ### истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Учтенный пенсионным органом мой специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составил 3 года 10 месяцев 8 дней.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит суд признать незаконными решение УПФР в г. Березовском от **.**.**** ### об отказе в назначении пенсии и решение УПФР в г. Кемерово от **.**.**** ### об отказе в назначении пенсии.
Обязать ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу включить стаж лечебной деятельности в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) периоды работы:
- с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по 22.04. 1998 в должности медсестры хирургического отделения ... Республики Казахстан;
- с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры операционного блока ...
- с **.**.**** по **.**.**** в должности старшей медсестры операционного блока ...
Обязать ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу назначить Удовик О.В. с **.**.**** пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
В судебном заседании представитель истца Никитин Е.А., действующий на основании ордера адвоката, на удовлетворении уточненных исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Кузнецова С.И., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования в судебном заседании не признала.
Истец Удовик О.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, мнение представителя истца и представителя ответчика, наличие письменного заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом. Основания для отложения судебного разбирательства судом не установлены.
Выслушав доводы представителя истца и представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, материалы пенсионного дела суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Судом установлено, что **.**.**** Удовик О.В. обратилась в УПФР в ... Кемеровской области с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
Решением УПФР в г. Березовском Кемеровской области от **.**.**** года Удовик О.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от **.**.**** № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого специального стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, и непоступлением подтверждающих справок из компетентных органов. По подсчетам пенсионного органа, специальный стаж лечебной деятельности Удовик О.В. на день подачи заявления составил 3 года 10 месяцев 8 дней, общий стаж также составил 3 года 10 месяцев 8 дней.
В расчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, пенсионным органом включены периоды работы Удовик О.В. с **.**.**** по **.**.**** (1 месяц 22 дня, в льготном исчислении - 2 месяца 18 дней), с **.**.**** по **.**.**** (2 года 5 месяцев 3 дня, в льготном исчислении - 3 года 7 месяцев 20 дней) в должности операционной медицинской сестры операционного блока в ...
В специальный стаж лечебной деятельности Удовик О.В. по причине непоступления справок из компетентных органов УПФР в г. Березовском Кемеровской области не были включены периоды ее работы в должности медицинской сестры хирургического отделения, медицинской сестры уролого-хирургического отделения ... с **.**.**** по **.**.**** (в том числе периоды отпусков по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.****).
Истец **.**.**** повторно обратилась в ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу от **.**.**** ### Удовик О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как отсутствует требуемый стаж лечебной деятельности (по состоянию на **.**.**** стаж лечебной деятельности составляет 10 лет 10 месяцев 9 дней при требуемом – 30 лет).
Ответчиком в решении от **.**.**** в стаж лечебной деятельности засчитаны следующие периоды работы: с **.**.**** по **.**.**** (1 месяц 22 дня, в льготном исчислении - 2 месяца 18 дней), с **.**.**** по **.**.**** (4 года 2 месяца 16 дней, в льготном исчислении - 6 лет 3 месяца 24 дня), с **.**.**** по **.**.**** (2 года 10 месяцев 18 дней, в льготном исчислении – 4 года 3 месяца 27 дней).
При этом в оспариваемом решении от **.**.**** указано, что нет оснований для зачета в стаж лечебной деятельности следующих периодов:
- с **.**.**** по **.**.**** (21 год 10 мес. 23дн.) медицинская сестра хирургического отделения, операционного блока в ...», так как не поступило подтверждение от компетентного органа Республики Казахстан.
- с **.**.**** по **.**.**** (23 дня), с **.**.**** по **.**.**** (1 месяц 3 дня) в ...», так как сведения персонифицированного учета за данные периоды представлены работодателем без указания кода особых условий труда.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Удовик О.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования **.**.****.
Между тем, суд учитывает следующие обстоятельства.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее в редакции, действующей на момент первоначального обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости – 01.06.2017), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения
документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств -
участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года No 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее – Рекомендации).
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках
Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж
и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и
правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с
нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после
вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года No 173-ФЗ)
могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии
уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие
органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и
(или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из изложенного следует, что включение периодов работы на территории
иностранного государства, каким является ..., после распада СССР, законодательством не предусмотрено, однако, правление Пенсионного Фонда Российской Федерации признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств – участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты - до 01.01.2002 года.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции на 01.06.2017 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом, на дату повторного обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости данная норма изложена в следующей редакции - право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (далее – ПП ВС РФ от 11.12.2012 г. № 30), предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный стаж полностью или частично), стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в ...) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из трудовой книжки Удовик О.В. (до замужества ЛИЦО_11) ### ### следует, что истец **.**.**** принята на работу палатной медсестрой чистого хирургического отделения ... (приказ ### от **.**.****). Переведена медицинской сестрой операционного блока с **.**.**** (Приказ ### от **.**.****). ... с **.**.**** было переименовано в ... (приказ ### от **.**.****), которое, в свою очередь, с **.**.**** было преобразовано в ..., а впоследствии реорганизовано в .... С **.**.**** Удовик О.В. переведена старшей медицинской сестрой операционного блока (приказ ### от **.**.****). **.**.**** трудовой договор расторгнут по ст. 57 п. 3 по соглашению сторон в связи с выездом в Россию (Приказ от **.**.****). С **.**.**** по настоящее время работает в ... в операционном блоке в должности операционной медицинской сестры, **.**.**** присвоена первая квалификационная категория по специальности "Операционное дело", что подтверждается копией трудовой книжки.
При этом, из пояснений стороны истца следует, что запись об увольнении произведена неверно, так как Удовик О.В. была уволена **.**.****. Данные пояснения, а также вышеуказанные периоды работы истицы также подтверждаются письменными материалами дела, а именно справкой ... от **.**.**** ###, в которой представлены сведения на основании личной карточки ф. Т-2 и книги приказов за **.**.****, и аналогичные трудовой книжки (кроме даты увольнения – **.**.****). Также представлена копия приказа по личному составу ... от **.**.**** ###, согласно которому трудовой договор со старшей медсестрой оперблока Удовик О.В. расторгнут **.**.**** в соответствии с п. 1 ст. 57. Таб. ###. При этом, суд учитывает, что период с **.**.**** по **.**.**** истцом не оспаривается, также как и увольнение **.**.****.
В период работы Удовик О.В. в ... ей были предоставлены отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.****.
В подтверждение спорных периодов работы также представлены справки, уточняющие особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения льготных пенсий от **.**.****, из которых следует, что с **.**.**** по **.**.**** Удовик О.В. работала в ...» медицинской сестрой хирургического отделения; с **.**.**** по **.**.**** в ... операционной медицинской сестрой операционного блока; с **.**.**** по **.**.**** в ... старшей операционной медсестрой операционного блока.
Также в материалах дела имеются справки ###, ###, ### от **.**.****, ###, ###, ###, ### от **.**.**** о заработке и других доходах Удовик О.В., выданные на основании расчетных ведомостей по заработной плате.
Согласно архивной справке ...» Управления культуры, архивов и документации ... от **.**.**** ### в документах ... в отношении Удовик О.В. имеются: приказ ### от **.**.**** о принятии Удвоик О.В. (ЛИЦО_12) на должность палатной медсестры чистого хирургического отделения, с **.**.****; приказ ### от **.**.**** о переводе ее медсестрой операционного блока с **.**.****. Также в архивной справке указаны сведения о начисленной заработной плате за период с **.**.**** и указано, что заработная плата начислена с **.**.**** в рублях, с **.**.**** в ..., лицевые счета начисления заработной платы с **.**.**** в госархив на госхранение поступили не в полном объеме.
В соответствии с информацией, представленной дирекцией «Межведомственный расчетный центр социальных выплат» - филиал НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» от **.**.**** ### накопительная пенсионная система в ... введена с **.**.**** согласно Закону ... «О пенсионном обеспечении в ...». Именно с этого времени Дирекция ведет учет поступающих взносов. По имеющимся в базе данных Дирекции сведениям, на Удовик О.В. перечислялись 10 % обязательные пенсионные взносы за запрашиваемый период. В базе данных Дирекции отражается информация, содержащаяся в платежных поручениях, которыми производились перечисления 10% обязательных пенсионных взносов. Поле «период» в платежных поручениях для перечисления 10 % обязательных пенсионных взносов, в связи с изменениями в платежной системе ..., было введено с **.**.**** года. При этом, к данной справке приложены сведения оборотов по транзитным счетам вкладчика Удовик О.В.
Оценив в совокупности представленные доказательства и установив,
что в спорный период истица Удовик О.В. осуществляла лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения, в указанном выше
учреждении, учитывая цели и предмет его деятельности, суд считает
доводы истицы о включении в страховой и специальный стаж периодов ее
работы с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в
должности медсестры хирургического отделения ...; с **.**.**** по **.**.****; с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры
операционного блока ...; с **.**.**** по **.**.**** в должности старшей
медсестры операционного блока ... обоснованными.
В то же время суд считает, что требования истицы о включении в
специальный стаж **.**.**** (1 день) необоснованными, так как из представленных документов следует, что с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.**** она находилась в отпуске по уходу за ребенком.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября
1992 года N "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде
РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода
нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по
специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981
года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим
детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за
ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный
отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года
N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде
РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины
в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по
специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким
образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и
непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности
в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную
норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Учитывая, что истица находилась в отпуске по уходу за ребенком после
06.10.1992 года, то данный период не подлежит включению в специальный стаж.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О
списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается
страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы
(деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"
предусмотрено, что в интересах граждан и в целях недопущения
ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на
которые они рассчитывали до введения в действие нового правового
регулирования (независимо от того, выработан ими общий или
специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может
исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период
выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной
деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при
назначении пенсий на льготных условиях.
Так, постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991
года N 464 (которое подлежит применению к периодам работы истицы,
имевшим место до 31 октября 1999 года включительно), установлено, что
среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического
профиля стационаров один год работы в этих должностях и
подразделениях засчитывается как один год и 6 месяцев.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781
утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения и Перечень структурных подразделений учреждений
здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского
персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право
на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть
месяцев.
Указанными Правилами (п. 5 п. п. "б") и Перечнем (п. 1) предусмотрен
льготный порядок зачета в стаж работы в должности операционной
медицинской сестры, включая старших, в отделениях хирургического
профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, в
числе которых наряду с прочими указано операционное отделение,
операционный блок.
Льготный порядок зачета в стаж работы в должности операционной
медицинской сестры в отделениях хирургического профиля стационаров
государственных и муниципальных учреждений, в том числе в
операционном блоке, предусмотрено и действовавшим Списком и
Правилами, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения
пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения".
Данный Список и Правила применяются, согласно Постановлению
Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665, для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
В Перечне наименований хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, утвержденном Приказом Минздрава России N 377 от 15 октября 1999 года, поименован, в том числе, операционный блок.
Поскольку истица работала в должности медсестры отделения, работа в
котором подлежала льготному исчислению - 1 год как 1 года 6 месяцев, спорный период подлежит включению в стаж в льготном исчислении.
С учетом действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии медицинским работникам, суд приходит к выводу, что решения решение УПФР в г. Березовском от **.**.**** ### об отказе в назначении пенсии и решение ОПФР по Кемеровской области –Кузбассу от **.**.**** ### об отказе об отказе в установлении пенсии являются незаконными в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы Удовик О.В.:
- с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры хирургического отделения ...
- с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры операционного блока ...
- с **.**.**** по **.**.**** в должности старшей медсестры операционного блока ..., а также назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Таким образом, на день подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости на **.**.**** истица имела специальный медицинский стаж в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от **.**.**** N 400-ФЗ "О страховых пенсиях» более 30 лет.
На основании ч.1 ст.22 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" должна быть назначена Удовик О.В. с **.**.****.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ **.**.**** ### ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░ **.**.**** ### ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
- ░ **.**.**** ░░ **.**.****, ░ **.**.**** ░░ **.**.**** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ...
- ░ **.**.**** ░░ **.**.****, ░ **.**.**** ░░ **.**.**** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ...
- ░ **.**.**** ░░ **.**.**** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ..., ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ( 1 ░░░ ░░░ 1 ░░░ ░ 6 ░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 20 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. № 400- ░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ **.**.****.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.08.2023 ░░░░.