Дело №2-2043/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2015 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Кучеренко Н.В.,
при секретаре – ФИО6,
с участием истца – ФИО2,
ФИО3 истца – ФИО10,
и ФИО3 ответчиков – ФИО7, ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Совету министров Республики Крым о возложении обязанности совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском первоначально к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о взыскании сумм среднемесячного заработка, денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что истица являлась работником организации «Фонд социальной защиты инвалидов Республики Крым», уволена 17.12.2014г. на основании п.1 ч.1 ст.81 Трудового Кодекса РФ в связи с ликвидацией организации Фонд социальной защиты инвалидов РК по распоряжению ФИО3 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № - р «О ликвидации Фонда социальной защиты инвалидов Республики Крым». До начала процедуры ликвидации ФСЗИ РК являлся бюджетной структурой и находился в сфере управления Министерства труда и социальной защиты РК. После увольнения, 18.12.2014г. истица стала на учет в городской центр занятости, на котором состоит по сегодняшний день. Пособие по безработице в феврале и марте за счет центра занятости не получала. 23.02.2015г. истица подала на имя Председателя Ликвидационной комиссии ФСЗИ РК - ФИО8 заявление о выплате среднего месячного заработка за период трудоустройства с 18.01.2015г. по 17.02.2015г., и 18.03.2015г. ещё одно заявление о
выплатах за период трудоустройства с 18.02.2015г. по 17.03.2015г. По состоянию на 18.05.2015г. ни за февраль, ни за март 2015 года выплат истица не получила. Однако, Фонд самостоятельно не имеет возможности выплатить нетрудоустроенным работникам суммы среднего месячного заработка, так как являлся государственной организацией, финансируемой с бюджета РК и находился в сфере управления Министерства труда и социальной защиты Республики Крым. В сентябре 2014 года распорядитель бюджетных средств был изменен на Министерство труда и социальной защиты Республики Крым. Таким образом, истица считает, что указанные денежные средства обязан выплатить Министерство труда и социальной защиты РК, так как Фонд бюджетная структура и все денежные расчеты с работниками Фонд мог производить только после получения денежных средств от Министерства ТиСЗ РК. 24.02.2015г. председатель Ликвидационной комиссии ФСЗИ РК, о
сложившейся ситуации доложила главному бухгалтеру Министерства ТиСЗ РК. Однако, в Министерстве ТиСЗ РК заявили, что деньги выделять не будут, а Фонд практически ликвидирован. Такое отношение к истице унижает и оскорбляет её человеческое достоинство, как человека и гражданина. 27.02.2015г. и повторно 09.04.2015г. истица и другие работники подали на имя Министра труда и социальной защиты РК ФИО9 коллективное обращение о выплате сумм средней месячной заработной платы за весь период трудоустройства. Однако, по состоянию на день обращения в суд выплат не получили. В связи с чем, обращаясь в суд, истица просила взыскать с ответчика сумму среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй и третий месяцы в общем размере 28310 руб., а также компенсацию за задержку выплат в размере 579,20 руб. и компенсацию за причинение морального вреда в размере 10000 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечён Совет Министров Республики Крым.
После чего, в дальнейшем, истица уточнила исковые требования, окончательно просит возложить обязанность на ответчиков принять меры по обеспечению финансирования на взыскание и выплату сумм среднего заработка на период трудоустройства за второй и третий месяцы размере 30008,40 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 613,95 руб., а также компенсацию за причиненный моральный вред в размере 10000 руб.
В судебном заседании истец и его представитель по письменному заявлению доверителя в суде – ФИО10 уточненные исковые требования поддержали в полном объёме, просили удовлетворить на основании вышеизложенного.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым по доверенности - ФИО7 исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что Министерство труда и социальной политики не является надлежащим ответчиком по делу. Министерство не является учредителем Фонда, а также не является органом, по решению которого произведена ликвидация Фонд социальной защиты инвалидов Республики Крым, и соответственно, не имеет полномочий и оснований обеспечить выплату уволенным работникам сохраняемой заработной платы на период трудоустройства по месту нахождения ликвидированного (реорганизованного) предприятия.
Представитель Совета Министров Республики Крым по доверенности - ФИО11 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Пояснила, что согласно действующему законодательству взыскание в судебном порядке среднего месячного заработка на период трудоустройства (за второй и третий месяц со дня увольнения) возможно только с работодателя, взыскание данных выплат с иных лиц, с которыми истец не был связан трудовыми отношениями, не допускается. ФИО3 Республики Крым не являлся работодателем истца. После проведения ликвидационной комиссией мероприятий, связанных с ликвидацией Фонда и высвобождением работников, Министерством труда и социальной защиты Республики Крым были подготовлены и внесены на рассмотрение проекты распоряжений Совета министров Республики Крым «Об утверждении ликвидационного баланса» и «Об отмене регистрации Фонда социальной защиты инвалидов Республики Крым». Согласно ликвидационному балансу, представленному в Совет министров Республики Крым, задолженности у Фонда не было. Советом министров Республики Крым 27.02.2015 распоряжением №158-р «Об утверждении ликвидационного баланса» утвержден ликвидационный баланс Фонда, распоряжением №159-р «Об отмене регистрации Фонда социальной защиты инвалидов Республики Крым» отменена регистрация Фонда. Истец 17.12.2014 уволена с занимаемой должности согласно п.1 ст.81 ТК РФ и, как следует из искового заявления, при увольнении с ней произведен полный расчет, в том числе выплачено выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Право на получение соответствующих выплат возникло у истца после 17.02.2015г. Следовательно, у истца была возможность до момента отмены регистрации Фонда, т.е. до 27.02.2015, обратиться к ликвидационной комиссии Фонда с соответствующим заявлением о выплате сумм среднего месячного заработка на период трудоустройства и реализовать свое право на получение данных выплат. Истцом доказательств обращения в ликвидационную комиссию с заявлением о выплате среднего месячного заработка за период трудоустройства не представлено, равно как и доказательства обращения в суд с иском к ликвидационной комиссии. Заявление на имя главы ликвидационной комиссии Фонда без доказательств его получения ликвидационной комиссией не является надлежащим доказательством по делу и не подтверждает соответствующие утверждения истца.
Суд, выслушав истицу и её представителя, представителей ответчиков, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 56, 68, 196 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны; суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судебным рассмотрением установлено, что 17.03.2014 года истица была принята на работу в Фонд социальной защиты инвалидов Республики Крым. Приказом от 17.12.2014 №4 истица уволена с работы на основании п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации (л.д.7-8).
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 17.03.2014 №172-р «О регистрации Фонда социальной защиты инвалидов Республики Крым» Фонд был зарегистрирован, ему присвоен идентификационный код юридического лица – 010139.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 27.02.2015 №158-р «Об утверждении ликвидационного баланса Фонда социальной защиты инвалидов Республики Крым» утвержден ликвидационный баланс Фонда, распоряжением №159-р «Об отмене регистрации Фонда социальной защиты инвалидов Республики Крым» отменена регистрация Фонда.
Фонд социальной защиты инвалидов Республики Крым (далее Фонд) действовал на основании Временного Положения о Фонде социальной защиты инвалидов Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 17 марта 2014 года №50.
В соответствии с п.1 Временного Положения, Фонд является учреждением Республики Крым, находящимся в сфере управления Министерства социальной политики Республики Крым.
В соответствии с п.п.13, 14 Временного Положения, финансирование расходов на осуществление деятельности Фонда осуществляется за счет средств, предусмотренных бюджетом Фонда. Расходы по содержанию Фонда и выполнение отдельных социальных программ осуществляется из бюджета Республики Крым.
Согласно п.17 Временного Положения, Фонд образуется и ликвидируется Государственным Советом Республики Крым по представлению Председателя Совета министров Республики Крым.
Статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статья 130 ТК РФ в качестве одной из основных государственных гарантий по оплате труда называет обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. Реализация этой гарантии обеспечивается нормами гражданского законодательства, предусматривающими очередность удовлетворения требований кредиторов.
Частью 12 ст. 20 ТК РФ предусмотрено, что по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
В силу требований статей 2, 7, 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в целях обеспечения баланса конституционных прав и свобод работников и работодателей, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве и составляющего основу для справедливого согласования прав и интересов сторон трудового договора посредством соответствующего правового регулирования, законодатель вправе был установить для работодателя дополнительные обязанности по отношению к увольняемым работникам, которые представляют собой менее защищенную сторону трудовых отношений, нуждающуюся в дополнительной защите.
Предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы.
К их числу относятся гарантии, установленные ст. 178 ТК РФ, из содержания которой следует, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Таким образом, из системного толкования действующего трудового законодательства усматривается, что работники, уволенные в связи с ликвидацией организации (учреждения), не могут быть лишены предусмотренных трудовым законодательством гарантий в виде выплаты среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
По смыслу норм трудового законодательства, выходное пособие выплачивается работнику в день окончания трудового договора. Для того чтобы работник получил сохраненный за ним средний заработок, он должен представить работодателю соответствующее заявление и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о трудоустройстве. Поскольку средний заработок сохраняется за работником на срок не свыше двух месяцев (с зачетом выходного пособия), то работодатель обязан выплатить его по окончании второго месяца с момента прекращения трудового договора.
Из материалов дела следует, что право на получение среднего месячного заработка за второй месяц после увольнения наступило у истца 18 февраля 2015 года, поскольку она не была трудоустроена.
И, как указывает сторона истца, уже 23.02.2015г. истец подала заявление в Ликвидационную комиссию ФСЗИ РК соответствующее заявление о выплате среднемесячного заработка. Такое заявление она подала лично председателю комиссии в здании Министерства – ответчика, учитывая, что почту Комиссия на тот период не получала по известному истцу адресу.
Ссылки стороны ответчиков на то, что доказательств такого обращения истцом не предоставлено, суд считает несостоятельными по тем основаниям, что стороной истца предоставлено суду письмо Почты Крыма от 16.07.2015г. с указанием о том, что вышеуказанная комиссия выбыла с адреса, по которому находилась, ещё в декабре 2014 года. В связи с чем, суд считает, что истица, таким образом, фактически и лишена была возможности в срок обратиться с таким заявлением в Комиссию. Более того, как установлено судом, документы ликвидируемого Фонда до настоящего времени в Архив не переданы, их место нахождения неизвестно.
При вышеизложенных обстоятельствах, а также учитывая, что возможность реализации данного права возникла продолжала существовать у истца уже после издания распоряжения Совета министров Республики Крым от 27.02.2015 года №158 – р «Об утверждении ликвидационного баланса Фонда социальной защиты инвалидов Республики Крым» и распоряжения Совета министров Республики Крым от 27.02.2015 года №159-р «Об отмене регистрации Фонда социальной защиты инвалидов Республики Крым», это не может являться основанием ограничения трудовых прав истца, гарантированных ему нормами Конвенции Международной Организации Труда №95 и Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения трудовых прав истицы на получение среднего месячного заработка при увольнении в связи с ликвидацией, которые не были реализованы по независящим от него обстоятельствам.
В соответствии с положениями ст.423 ТК РФ, до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
В силу ст.423 ТК РФ, в настоящее время действует Положение о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и представления им льгот и компенсаций (в редакции постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 10.10.1990 года № 393/18 – 69).
В соответствии с п. 12 указанного Положения, выходное пособие выплачивается предприятием при увольнении работника. Выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства производится после увольнения работника по прежнему месту работы в дни выдачи на данном предприятии заработной платы по предъявлению паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения - и справки органа по трудоустройству (кроме лиц, уволенных в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия).
Орган, по решению которого произведена реорганизация или ликвидация предприятия, должен обеспечить выплату уволенным работникам сохраняемой заработной платы на период трудоустройства по месту нахождения ликвидированного (реорганизованного) предприятия, а в необходимых случаях - определить правопреемника, на которого возлагается обязанность производить эти выплаты.
Органом, принявшим решение о ликвидации Фонда, является Совет Министров Республики Крым.
Поскольку истица не имела возможности предъявить к ликвидационной комиссии требование о выплате среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй месяц со дня увольнения в установленные сроки, и не была трудоустроена в течение двух месяцев со дня увольнения, то её требования к Совету министров Республики Крым в этой части подлежат удовлетворению.
Произведенный истцом расчёт средней месячной заработной платы за второй месяц составлен на основании справки о доходах, не опровергнут ответчиками, в получение истцом иной уточняющей справки затруднительно ввиду отсутствия в Архиве соответствующих документов, в связи с чем, суд при постановлении решения суд руководствуется данным расчетом.
При этом, суд, с целью полной защиты гарантированных истцу трудовым законодательством прав, считает возможным дополнить выполнение вышеуказанной обязанности ответчиком с условием доведения до сведения ФИО2 сведений о порядке выплаты соответствующей денежной суммы, в соответствии с существующей в РФ судебной практикой разрешения подобного рода споров.
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым не являлось органом, принявшим решение о ликвидации Фонда социальной защиты инвалидов Республики Крым, в связи с чем, исковые требования к данному ответчику являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в соответствии со ст. 178 ТК РФ, в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
При этом, суд не усматривает каких либо исключительных обстоятельств, в силу которых за истцом подлежит сохранению средний месячный заработок в течение третьего месяца.
Отказывая ФИО2 в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на ответчиков принять меры по обеспечению финансирования на взыскание компенсации за задержку выплат суд выходит из необоснованности заявленного требования.
Так, в соответствии со ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Однако, с учётом обстоятельств дела, а также того, что истица с ответчиками в трудовых отношениях не состояла, т.е. ответчики не являлись работодателем истицы, суд считает доводы истицы в данной части несостоятельными.
Отказывая истице в части требований об обеспечении выплаты компенсации морального вреда, суд выходит из следующего.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», учитывая, что вопросы компенсации морального вреда регулируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки, суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда. Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии с п.3 вышеуказанного Постановления, одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
В судебном заседании не нашли своего подтверждения обстоятельства вины ответчиков либо иных органов в причинении морального вреда истицы. Удовлетворение части основных требований истицы вызвано не виной привлечённых в деле ответчиков, а необходимостью соблюдения в государстве гарантий, установленных Законом. В связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении данной части исковых требований.
На основании изложенного, ст.ст. 2, 7, 8, 17, 19, 34, 35, 37, 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 20, 22, 130, 178, 236, 423 ТК Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд,-
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Совету министров Республики Крым о возложении обязанности совершить определённые действия – удовлетворить частично.
Обязать Совет министров Республики Крым принять меры по обеспечению выплаты в пользу ФИО2 среднего месячного заработка в сумме 16 504 (шестнадцать тысяч пятьсот четыре) рублей 62 копейки за период трудоустройства за второй месяц после увольнения в связи с ликвидацией Фонда социальной защиты инвалидов Республики Крым, и довести до сведения ФИО2 сведения о порядке выплаты 16 504 рублей 62 коп.
В удовлетворении остальных исковых требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В. Кучеренко
Решение суда вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.