Дело № 2а-3732/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Рудых Г.М.,
при секретаре Уртаеве А.В.,
с участием помощника прокурора г. Волгограда Буниной Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2019 года в городе Волгограде административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Волгограда, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и республике Калмыкия о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Волгограда, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с названным административным иском, указав, что прокуратурой в рамках осуществления надзорных полномочий в сфере исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведен мониторинг Интернет-ресурсов, в ходе которого выявлены Интернет-сайты: http://пульт-эконом.рф (htt?://xn---ttbbgefbc2ai4ho.xn--p1ai), http://magnet-market.net/catalog/schetchiki-s-pultom, http://1vv1.ru, http://magnit-dom2.com/magnit-na-schetchik, https://supermagnit174.cf, http://стопмерк230.рф, на страницах которых размещена информация о продаже неодимовых магнитов, способных изменять показания потребленных коммунальных ресурсов газоснабжения, водоснабжения, электроэнергии, а также приборов учета с пультом. Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, любой Интернет-пользователь без какого-либо специального программного обеспечения может ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
В связи с чем, прокурор просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», на страницах по URL-адресам: http://пульт-эконом.рф (http://xn---ttbbgefbc2ai4ho.xn--p1ai), http://magnet-market.net/catalog/schetchiki-s-pultom, http://1vv1.ru, http://magnit-dom2.com/magnit-na-schetchik, https://supermagnit174.cf, http://стопмерк230.рф, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Определением суда от 10.06.2019 прекращено производство по делу в части административных исковых требований прокурора г. Волгограда о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной на сайте http://пульт-эконом.рф (http://xn---ttbbgefbc2ai4ho.xn--p1ai).
В судебном заседании помощник прокурора г. Волгограда Бунина Т.М. в порядке ст. 46 КАС РФ уточнила исковые требования, просила признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», на страницах по URL-адресам: http://magnet-market.net/catalog/schetchiki-s-pultom/, http://1vv1.ru, http://magnit-dom3.com/magnit-na-schetchik, https://supermagnit174.cf, http://стопмерк230.рф.
Представитель административного ответчика управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором против удовлетворения требований не возражал, полагал Управление ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность, которую просит решением суда возложить прокурор, возложена на Управление законодательством РФ.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государство, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если таковая не запрещена законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Как следует из акта проверки от 19.04.2019, составленного старшим помощником прокурора г. Волгограда Кобзаревым А.И., в сети «Интернет» на сайтах: http://magnet-market.net/catalog/schetchiki-s-pultom/, http://1vv1.ru, http://magnit-dom3.com/magnit-na-schetchik, https://supermagnit174.cf, http://стопмерк230.рф размещена информация о продаже неодимовых магнитов, способных изменять показания потребленных коммунальных ресурсов газоснабжения, водоснабжения, электроэнергии, а также приборов учета с пультом. На данных страницах предлагается оформить заказ на неодимовые магниты с целью негативного влияния на индивидуальные приборы учета, приборы учета с пультом. Расположены положительные отзывы, побуждающие приобрести данные устройства. По центру имеются активные вкладки: главная, каталог, доставка, магниты на счетчик, контакты.
Изучение интернет-сайтов показало, что для приобретения доступны различные виды и размеры неодимовых магнитов, предназначенных для выведения из строя индивидуальных счетчиков электроэнергии, водоснабжения и газоснабжения. Согласно информации, предоставленной на данном интернет-ресурсе, покупатель может выбрать любой степени неодимовый магнит для экономии ресурсов, которая зависит непосредственно от мощности неодимовых магнитов. Приобретение указанных магнитов возможно посредством оставления заявки по телефону или по электронному адресу.
Ссылка на указанные станицы сайта появляются в любой поисковой системе сети «Интернет», при введении в поисковое окно для запроса любого словосочетания, со смысловой нагрузкой, подразумевающей информацию об обмане индивидуальных приборов учета, контроль расходов коммунальных услуг с помощью магнита.
Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 157 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, потребителям установлен запрет самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу приборов учета.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» такая информация является недобросовестной рекламой, поскольку побуждает потребителей к совершению правонарушений, предусмотренных ст. 7.27 КоАП (мелкое хищение чужого имущества путем мошенничества), а также преступлений, предусмотренных ст. 165 Уголовного кодекса Российской Федерации (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).
Предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающими организациями с использованием инженерных комплексов сетевых организаций. Тарифы, устанавливаемые за оплату потребляемых коммунальных ресурсов, включают в себя средства на развитие и модернизацию оборудования и сетей, используемых для добычи и транспортировки, финансирование действий указанных организаций, оплату труда работников, выплату в установленном Налоговым кодексом РФ порядке налоговых сборов в бюджеты различных уровней.
Кроме того, предоставление коммунальных услуг связано с использованием природных ресурсов. В свою очередь, неполная оплата фактически потребленных коммунальных услуг свидетельствует о незаконном использовании природных ресурсов, охраняемых действующим законодательством Российской Федерации.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, наносит вред нравственности граждан.
Таким образом, сведения, размещенные на Интернет-сайтах: http://magnet-market.net/catalog/schetchiki-s-pultom/, http://1vv1.ru, http://magnit-dom3.com/magnit-na-schetchik, https://supermagnit174.cf, http://стопмерк230.рф, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости обмана прибора учета, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению.
В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 5 указанной статьи ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к основаниям для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, среди прочего относится и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурор о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно п.п. 1,4, 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия: создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с правовой позицией, приведенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018, Роскомнадзор в лице его территориального органа, подлежит привлечению к участию в делах данной категории в качестве административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора г. Волгограда, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и республике Калмыкия о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено – удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на страницах по URL-адресам: http://magnet-market.net/catalog/schetchiki-s-pultom/, http://1vv1.ru, http://magnit-dom3.com/magnit-na-schetchik, https://supermagnit174.cf, http://стопмерк230.рф, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Г.М. Рудых