Дело № 12-18/ 2020
33RS0002-01-2019-005009-08
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ковров 13 февраля 2020 года
Судья Ковровского городского суда Владимирской области Самойлов Д.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Коврове жалобу Шкурина А. А.овича на постановление Управления Россельхознадзора по Владимирской области № 318 от 12 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении о привлечении Шкурина А. А.овича к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей,
Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иные процессуальные права в соответствии с КоАП ПФ) разъяснены и понятны. Отводов и самоотводов не заявлено.
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Управления Россельхознадзора по Владимирской области № 318 от 12 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении Шкурин А. А.ович был признан виновным и привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей, за то, что Актом планового (рейдового) осмотра № 51 от 08.05.2019 г. установлено, что Шкурин А.А. являясь субарендатором земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 138378 кв.м., по адресу <адрес> с/п, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства», допустил зарастание южной части земельного участка сорными травами, единичным и очаговым зарастанием древесно- кустарниковой растительностью (ивняк от 1м. и береза от 0,5 м.), поверхность закочкарена и частично заболочена.
При рассмотрении дела обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность должностного лица не установлено.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Шкурин А. А.ович обратился в суд с жалобой на постановление от 12.11.2019 г. № 318, указав в обоснование, что при рассмотрении дела должностным лицом, не была установлена вина Шкурина А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Полагает, что дело незаконно рассмотрено без его участия, поскольку он ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, в связи с нахождением на больничном.
При этом арендуемый земельный участок именно юго-восточной частью непосредственно прилегает к водному объекту – озеро Переханово, и в водоохраной зоне шириной 30-50 метров запрещено осуществлять хозяйственную и иную деятельность, в т.ч. распашку земель, выпас сельскохозяйственных животных (л.д.62-63).
Также в связи с указанными обстоятельствами по субарендуемому земельному участку им должен быть обеспечен беспрепятственный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полове, поскольку берег водоема - озеро Переханово обустроен как пляж.
По договору безвозмездного пользования от 01.06.2019 г., заключенному Шкуриным А.А. с администрацией муниципального образования Брызгаловское Камешковского района часть земельного участка с кадастровым номером <№>, шириной 50 метров от кромки воды озера Переханово, длиной 50 метров вдоль берега озера Переханово, передан в безвозмездное пользование администрации муниципального образования Брызгаловское Камешковского района для организации летнего отдыха, и размещения спасательного поста на озере Переханово ( л.д.64-65)..
Также представил суду сведения, что земельный участок с кадастровым номером <№> категория земель земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования «для сельскохозяйственного производства» согласно сведениям государственного лесного реестра пересекает границы лесного участка с местоположением : <адрес>, находящегося в собственности Российской Федерации.
При этом Департаментом лесного хозяйства администрации Владимирской области инициирована подготовка направления документов в Департамент лесного хозяйства по ЦФО в целях последующего направления в суд иска об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка из состава земель лесного фонда.
Полагал постановление подлежащим отмене, с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель органа, возбудившего дело об административном правонарушении и вынесшего оспариваемое постановление – Управления Россельхознадзора по Владимирской области в судебное заседание своего представителя не направил.
Ранее в судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора по Владимирской области по доверенности Никитин С.В. считал жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению. Полагал, что законность и обоснованность привлечения Шкурина А.А. к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ обусловлена выводами Акта № 51 от 08.05.2019 г. специалистов Управления Россельхознадзора по Владимирской области.
Изучив представленные материалы дела, и доводы лиц участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с правовой позицией п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) - в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП РФ).
При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Аналогичный порядок применяется при определении территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц, принятые по результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ.
При этом в соответствии с правовой позицией п.2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).
Шкурин А.А. постоянно зарегистрирован и проживает в <адрес>, относящегося к юрисдикции Ковровского городского суда. Оснований для отказа в рассмотрении жалобы по месту его жительства, не имеется.
В соответствии с ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Актом планового ( рейдового) осмотра, обследования № 51 от 08.05.2019 г. специалистов Управления Россельсхознадзора (л.д.11,27), установлено, что арендуемый земельный участок юго-восточной частью непосредственно прилегает к водному объекту – озеро Переханово, имеющему водоохраную зону.
В соответствии с п.6 ст.65 Водного кодекса РФ в водоохраной зоне шириной 30-50 метров запрещено осуществлять хозяйственную и иную деятельность, в т.ч. распашку земель, выпас сельскохозяйственных животных (л.д.62-63).
В юго-восточной части земельный участок сельскохозяйственного назначения налагается (пересекается) с землями лесного фонда Камешковского лесничества, Вахромеевское участковое лесничество, урочище <адрес>, защитные зоны, запретные полосы лесов вдоль водных объектов ( л.д.59-61).
В соответствии с ч.6 ст.111 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018) в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В силу ч.2 ст.113 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, установленных в соответствии с водным законодательством, запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
Юго-западная часть земельного участка закочкарена, частично заболочена и имеется единичное зарастание древесно-кустарниковой растительностью (л.д.11).
В юго- западной части земельного участка имеется пересечение ( наложение) границ земель сельскохозяйственного назначения (л.д.27,58) и земель лесного фонда Камешковского лесничества, Вахромеевское участковое лесничество, урочище <адрес>, защитные зоны, запретные полосы лесов (л.д.59,61).
На центральной части земельного участка имеются деревья: березы до 10 метров и ели до 10 метров, а также песчаная площадка и два деревянных столба (л.д.11) ( площадка для игры в волейбол).
Также как следует из сопоставления схем земельных участков ( л.д.27, 58, 612, 65, именно центральная часть земельного участка предназначена для беспрепятственного доступа (прохода и проезда) граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полос озера Переханово обустроенного как пляж и переданного Шкуриным А.А. по договору безвозмездного пользования от 01.06.2019 г. в безвозмездное пользование администрации муниципального образования Брызгаловское Камешковского района для организации летнего отдыха, и размещения спасательного поста на озере Переханово ( л.д.64-65).
При указанных обстоятельствах, при отсутствии объективной возможности осуществления деятельности по распахиванию южной части земельного участка ( с юго-западной части, юго-восточной части и южной центральной части), суд полагает что Шкурин А.А. в целях соблюдения требований водного, лесного и природоохранного законодательства, объективно не имел возможности осуществлять сельскохозяйственное производство, в т.ч. с производством сельскохозяйственных культурных растений, и не имел возможности произвести на данном участке обязательные мероприятия по защите земель от зарастания не культурными сорными растениями, а также деревьями и кустарниками.
При этом, судом учитывается и то обстоятельство, что на дату составления протокола об административном правонарушении от 09.10.2019 г. и вынесения Постановления по делу об административном правонарушении 12 ноября 2019 года должностные лица Управления Россельхознадзора по Владимирской области имели с 25.06.2019 г. сведения о наличии неразрешенного спора относительно вида и разрешенного использования спорного земельного участка, и в т.ч. том, что Департаментом лесного хозяйства администрации Владимирской области инициирована подготовка направления документов в Департамент лесного хозяйства по ЦФО в целях последующего направления в суд иска об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка из состава земель лесного фонда (л.д.16).
Перечисленным обстоятельствам должностным лицом административного органа надлежащей оценки не дано, чем допущены процессуальные нарушения, не позволившие полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не в полной мере установлены обстоятельства совершения лицом административного правонарушения, в соответствии с ст. 24.1; 26.2 КоАП РФ не произведен сбор и оценка доказательств, и соответственно в совокупности всесторонне, полно и объективно не дана им оценка, что явилось препятствием для обоснованности вывода о наличии вины лица в совершении административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности не устранены.
Поскольку в судебном заседании получили свое подтверждение доводы жалобы о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в нарушение ст.24.1 КоАП РФ, не было произведено всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела, то по мнению суда указанные обстоятельства явились существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ и не позволили должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным жалобу удовлетворить, и постановление Управления Россельхознадзора по Владимирской области № 318 от 12.11.2019 г. по делу об административном правонарушении о привлечении Шкурина А. А.овича к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей, подлежит отмене, и в силу положений п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.1. – 30.8. КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░.░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 318 ░░ 12 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.2 ░░.8.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.2 ░░.8.7 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░