ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-10473/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 17 июня 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Кожевниковой Л.П., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №75RS0012-01-2020-000164-70 (№2-93/2020) по иску С.Т.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменск Забайкальского края (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе С.Т.В., на решение Калганского районного суда Забайкальского края от 30 сентября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
С.Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменск Забайкальского края (межрайонное) (далее- УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края) о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости.
В обосновании исковых требований указала, что работает педагогом в муниципальном образовательном учреждении «Калганская средняя общеобразовательная школа» (далее- МОУ «Калганская средняя общеобразовательная школа»), с 26 декабря 2014 г. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Ввиду отсутствия справки о заработной плате, начиная с 1987 г., пенсия ей назначена в незначительном размере - 9 605 руб. После ее неоднократных обращений, отделом Пенсионного фонда по Калганскому району была затребована соответствующая справка и с 1 марта 2020 г. произведен перерасчет, в результате которого размер пенсии составил 10 238, 64 руб.
Считает, что пенсия в меньшем размере, чем было возможно, назначена по вине работников пенсионного органа, своевременно не истребовавших необходимые документы.
Просила суд с учетом уточнений исковых требований возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет назначенной пенсии за период с 26 декабря 2017 г. по 31 января 2020 г.
Решением Калганского районного суда Забайкальского края от 30 сентября 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 декабря 2020 г. решение Калганского районного суда Забайкальского края от 30 сентября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции С.Т.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, просит принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов кассационной жалобы настаивает на том, что имеются основания для перерасчета назначенной пенсии за указанный период, поскольку, она неоднократно обращалась в отделение Пенсионного фонда по вопросу перерасчета размера пенсии, и по вине ответчика только в январе 2020 года ей был произведен перерасчет, в связи с чем, считает, что право на перерасчет пенсии у нее возникло в 2014 г., но с учетом срока исковой давности, перерасчету подлежит пенсия начиная с декабря 2017 г.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не усматривает оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 26 декабря 2014 г. С.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в УПФР в г. Краснокаменске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. К заявлению были приложены следующие документы: платежные поручения, СНИЛС, справка жилищных органов, свидетельство о рождении, справка работодателя о периодах работы, трудовая книжка, справка о доходе, справка образовательного учреждения, паспорт гражданина, договор (л.д. 34- 36, 37).
Из указанного заявления, расписки в получении документов следует и в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что справка о заработной плате истцом при подаче 26 декабря 2014 г. в пенсионный орган заявления не предоставлялась.
Для определения размера трудовой пенсии истца, согласно представленному расчету, был использован среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячному заработку по стране составило 0,951.
Решением УПФР в г. Краснокаменске (межрайонное) № от 23 января 2015 г. истцу назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере 8 589,86 руб. с 26 декабря 2014 г. бессрочно.
Из объяснений сторон, данных суду первой инстанции, следует, что на основании устного обращения истца в декабре 2019 г. по вопросу уточнения размера пенсии, специалистом пенсионного органа была запрошена справка о заработной плате истца за период с 1987 по 1998 гг.
30 января 2020 г. в Клиентскую службу (на правах отдела) (в Калганском районе) поступили справки Управления образования администрации муниципального района «Калганский район» о заработной плате С.Т.В. за период с августа 1987 г. по декабрь 1998 г..
Из материалов дела также следует, что 30 января 2020 г. С.Т.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением, в котором просила произвести перерасчет размера страховой пенсии за периоды с 1 января 2015 г. по п.1 ч.2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г №400-ФЗ (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала) в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за период до 1 января 2015 г. К заявлению приложены: паспорт, справки о заработной плате от 30 января 2020 г.
Решением УПФР в г. Краснокаменске (межрайонное) (Клиентская служба (на правах отдела) (в Калганском районе) от 4 февраля 2020 г. № с 1 февраля 2020 г. С.Т.В. установлен размер страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты 10 238,64 руб.
Обращаясь в суд с иском, истец С.Т.В. полагала, что имеет право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с 26 декабря 2017 г. (в пределах трехгодичного срока), поскольку необходимая для увеличения размера пенсии справка о заработной плате сотрудниками пенсионного органа была истребована несвоевременно, при этом о необходимости предоставления указанной справки истцу при подаче заявления о назначении страховой пенсии разъяснено не было.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер и осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии. Поскольку оснований для назначения истцу страховой пенсии в отсутствие справок о заработной плате по другому варианту расчета у ответчика не имелось, законных оснований для возложения обязанности по перерасчету пенсии истца за период с 26 декабря 2017 г. по 31 января 2020 г. также не имелось.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что при обращении в декабре 2014 г. с заявлением о назначении пенсии истцом справки о заработной плате за период работы с 1987 г. по 1998 г. в пенсионный орган представлены не были, данные документы, содержащие сведения о заработке истца за указанный период, поступили в Клиентскую службу (на правах отдела) (в Калганском районе) из Управления образования администрации муниципального района «Калганский район» только в январе 2020 г., с заявлением о производстве перерасчета пенсии она обратилась 30 января 2020 г., в связи с чем перерасчет пенсии истца на основании заявления и поступивших справок о заработной плате пенсионным органом произведен с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера пенсии (с 1 февраля 2020 г.), что соответствует положениям ч. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.1, ст.7, ч.1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии регулировался Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Частью 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п.п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Положения ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные п.п. 3 и 4 ст. 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами. Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в установленных указанной нормой права случаях.
Установив, что пенсионным органом первоначально расчет страховой пенсии истца был произведен на основании представленных истцом документов, перерасчет пенсии произведен в соответствии с требованиями закона на основании заявления истца и представленных справок о заработной плате, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Довод кассационной жалобы о том, что истцу необоснованно не был произведен перерасчет пенсии по старости с 26 декабря 2017 г. по 31 января 2020 г. отмену обжалуемых судебных актов не влечен, поскольку, как правильно указано судами, вышеуказанными нормами права установлен заявительный порядок обращения граждан за перерасчетом пенсии, что обеспечивает им возможность реализации пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствует своевременному обращению за перерасчетом пенсии.
Доводы истца о не разъяснении ей сотрудниками пенсионного органа необходимости предоставления дополнительных документов, подтверждающих размер заработной платы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что распиской-уведомлением от 26 декабря 2014 г., подписанной истцом, подтверждается получение ею разъяснение о том, какие документы и в какой срок необходимо представить.
Доводы кассатора об обязанности ответчика самостоятельно запросить необходимые справки для перерасчета пенсии также не могут повлечь отмену по существу правильного решения, поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (26 декабря 2014 г.), как правильно указал суд апелляционной инстанции, действовал Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный Приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 157н.
Согласно п. 23 названного Административного регламента граждане при обращении за назначением трудовой пенсии по старости, страховой части трудовой пенсии по старости, накопительной части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии представляют документы: удостоверяющие возраст, место жительства, принадлежность к гражданству, о страховом стаже. Кроме того, для подтверждения дополнительных обстоятельств, связанных с назначением указанных видов пенсий в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, прилагаются документы, в том числе о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
Так как в материалах пенсионного дела ранее января 2020 г. не имеется заявления истца о перерасчете размера пенсии с 27 декабря 2017 г., оснований для перерасчета размера пенсии с 27 декабря 2017 г. по 31 января 2020 г. у ответчика не имелось.
Поскольку суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Калганского районного суда Забайкальского края от 30 сентября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.Т.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи