2-609/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2023 года г. Тамбов
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
Судьи Бабкиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Сарычевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнеева Андрея Валентиновича к Министерству здравоохранения Тамбовской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации о выплате единовременной компенсационной выплаты и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Корнеев А.В. обратился в суд с иском к управлению здравоохранения Тамбовской области с требованием о возложении обязанности выплатить, как врачу, переехавшему на работу в рабочий поселок с населением до 50 тысяч человек, единовременную денежную компенсацию в размере 1500000 руб., а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 15700 руб.
В обоснование иска указал, что согласно трудовой книжке *** *** от 01.11.1985г. он был принят в Первомайскую ЦРБ Тамбовской области для прохождения интернатуры по специальности «Педиатрия» 31.07.1987г. По окончании интернатуры был назначен на должность участкового врача - педиатра Первомайской ЦРБ с 15.06.1988г., а далее работал в других учреждениях здравоохранения Тамбовской области, 16.02.2001г. в порядке служебного перевода вновь был принят в Первомайскую ЦРБ на должность врача-иглорефлексотерапевта, 01.10.2002г. уволился по собственному желанию. После этого истец переехал в г.Саратов, где работал в различных организациях, не связанных с медицинской деятельностью, за исключением периода с 01.03.2009г. по 01.07.2009г. в ООО «Айболит» в должности врача-невропатолога и рефлексотерапевта.
В 2021 году истец решил переехать в р.п. Первомайский Тамбовской области на работу в ТОГБУЗ «Первомайская центральная районная больница» по программе «Земский доктор».Перед этим он несколько раз звонил в Управление здравоохранения Тамбовской области с целью выяснить, подходит ли его кандидатура под эту программу, на что его заверили, что он имеет право рассчитывать на единовременную компенсационную выплату как врачу, переехавшему на работу в рабочий поселок снаселением до 50 тысяч человек.
04.02.2021 г. он был принят на должность врача-эндоскописта на 1,0 ставку в ТОГБУЗ «Первомайская центральная районная больница».
Работники кадровой службы больницы собрали документы истца для представления в управление здравоохранения Тамбовской области и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области с целью выплаты единовременной компенсации, однако, в управлении уговаривали подождать выплаты в связи с отсутствием денежных средств, а затем 17.03.2022г. на письменный запрос истца был получен ответ из управления здравоохранения области о том, что поскольку истец в 2001 году работал в Первомайской ЦРБ, то он не может получить денежную выплату по программе «Земский доктор».
Протокольным определением суда произведена замена ответчика управления здравоохранения Тамбовской области на Министерство здравоохранения Тамбовской области, в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что был зарегистрирован в р.п.Первомайский с 1994 г., с 2001 г. по 2002г. работал в ТОГБУЗ «Первомайская ЦРБ», после чего в 2002г. уехал в г.Саратов, где имел временную регистрацию и планировал остаться там на постоянное место жительства. В силу жизненных обстоятельств он был вынужден уехать из г.Саратова. В управлении здравоохранения Тамбовской области и ТОГБУЗ «Первомайская ЦРБ» его заверили, что если он трудоустроится в больницу, то ему будет произведена выплата по программе «Земский доктор». Обратившись в 2022 году с заявлением в управление здравоохранения Тамбовской области ему был дан ответ о том, что такая выплата ему не положена, поскольку он уже ранее работал в ТОГБУЗ «Первомайская ЦРБ».
Представитель истца по ордеру Лучников В.С. в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что исходя положений ст. 4 ГК РФ на момент работы в 2001-2002 гг. в р.п. Первомайский, на Корнеева А.В. не могли распространяться положения постановления Правительства №1640 от 26.12.2017г., поскольку программы на тот момент не было. При этом он прибыл с территории Саратовской области в р.п.Первомайский в период действия данного положения, в связи с чем на него распространяются все законные права на получение единовременной компенсационной выплаты, поскольку это являлось одним из условий трудоустройства в сельской местности для Корнеева А.В., в связи с чем имеет право на получение указанной выплаты. Отказ управления здравоохранения не мотивирован, незаконен и необоснован.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Тамбовской области и третьего лица Правительства Тамбовской области Бурлина С.Ю. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, чтона основании постановления Правительства Российской Федерации № 1640 разрабатывается соответствующая территориальная программа по представлению единовременных компенсационных выплат. В соответствии с данным распоряжением на территории Тамбовской области постановлением администрации Тамбовской области утверждается положение в указанных рамках. В соответствии с данным постановлением управление здравоохранения Тамбовской области на основании заявок, которые поступают из лечебных учреждений и на основании финансирования, которое выделяется ежегодно Правительством Тамбовской области, формирует перечень вакантных должностей, при трудоустройстве на которые возможно получение единовременной компенсационной выплаты. В момент трудоустройства Корнеев В.А. не обращался в управление с заявлением на получение компенсационной выплаты. В перечне на 2021 г. и 2022 г. должность занимаемая истцом отсутствует. Кроме того, Министерством здравоохранения Российской Федерации ранее были даны разъяснения относительно того, что лицо, повторно трудоустраивавшееся в медицинскую организацию, не считается прибывшим или переехавшим, в связи с чем осуществление единовременной компенсационной выплаты не представляется возможным. Корнеев В.А. не является лицом, прибывшим или переехавшим в сельскую местность, поскольку ранее уже был трудоустроен в ТОГБУЗ «Первомайская ЦРБ», в связи с чем считает, что оснований для удовлетворения данного искового заявления в рамках действующего законодательства и выплаты единовременной компенсационной выплаты в 2023 г. не имеется.
Представитель ответчикаМинистерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил дело рассмотреть в свое отсутствие. Представил письменные возражения относительно искового заявления.
Представитель третьего лица ТОГБУЗ «Первомайская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил дело рассмотреть в свое отсутствие, поддержал позицию Управления здравоохранения Тамбовской области.
Представитель третьего лица ТФОМС Тамбовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил дело рассмотреть в свое отсутствие, представил письменные объяснения по делу.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.72 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренныетрудовым законодательствоми иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии имеры социальной поддержкимедицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и в том числе Правила
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс.человек (далее – Правила).
Согласно п.4 указанных Правил в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии стиповой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение).
Условиями предоставления субсидии являются: а) утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс.человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии состатьей 350Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренныйпунктом 3настоящих Правил; б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия; в) заключение соглашения в соответствии спунктом 10Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденныхпостановлениемПравительства Российской Федерации от 30 сентября 2014г. N999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (п.5 Правил).
Постановлением администрации Тамбовской области от 7 августа 2020г. N 613 утверждено Положение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в 2020 - 2024 годах в целях реализации Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N1640.
Согласно п.2 указанного постановления единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной управлению здравоохранения Тамбовской области (далее - Управление), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии состатьей 350Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляется единовременная компенсационная выплата, утверждаемый Управлением (далее - выплата, медицинский работник) в размере 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей для врачей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях,переченькоторых утвержденпостановлениемадминистрации области от 09.12.2020 N995 "Об утверждении перечня удаленных и труднодоступных территорий, при прибытии на работу (переезде) в которые медицинским работникам (врачам, фельдшерам) осуществляются единовременные компенсационные выплаты".
Все населенные пункты Первомайского района Тамбовской области включены в Перечень удаленных и труднодоступных территорий в соответствии с постановлениемадминистрации области от 09.12.2020 N995.
В силу п.4 Постановления администрации Тамбовской области от 7 августа 2020г. N 613 выплата носит заявительный характер. Медицинский работник после заключения трудового договора с медицинской организацией, подведомственной управлению здравоохранения области (далее - медицинская организация) обращается в Управление с заявлением о предоставлении выплаты на бумажном носителе по форме согласноприложению N1к Положению и прилагает к заявлению документы, указанные в пункте 5 указанного постановления.
Согласно п.9 Постановления администрации Тамбовской области от 7 августа 2020г. N 613 основаниями для отказа в предоставлении выплаты являются: представление неполного пакета документов, указанных впункте 5Положения; несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении выплаты, требованиямпункта 2Положения; отсутствие должности медицинского работника в перечне вакантных должностей, утвержденных Управлением, на момент трудоустройства в медицинскую организацию, подведомственную Управлению; недостоверность сведений в представленных документах, указанных впункте 5Положения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что соглашением от 24.12.2019г. *** и дополнительными соглашениями к нему от 28.12.2020г. ***, от 27.12.2021г. ***, соглашением от 27.12.2021г. *** установлено предоставление из федерального бюджета бюджету Тамбовской области субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017г. №1640 (л.д.116-155).
17.03.2022г. Управление здравоохранения Тамбовской области письмом №01-09/1986 сообщило Корнееву А.В., что его обращение от 09.03.2022г. рассмотрено. Согласно данным его трудовой книжки Корнеев А.В. не является прибывшим (переехавшим) на работу в ТОГГБУЗ «Первомайская центральная районная больница», т.к. он уже работал в указанной медицинской организации в 2001 году, в связи с чем у управления нет правовых оснований для предоставления единовременной компенсационной выплаты (л.д.6).
Истцом не отрицалось, что с момента трудоустройства в ТОГБУЗ «Первомайская ЦРБ» кроме подачи заявления от 09.03.2022г., ранее им заявления о выплате единовременной компенсации в управление не подавались.
Из паспорта истца следует, что он с 03.06.1994г. зарегистрирован по месту жительства в р.п.Первомайский, снят с регистрационного учета 04.07.2022г. и вновь зарегистрирован в этом же населенном пункте 04.07.2022г. по иному адресу.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания №3625 Корнеев А.В. был зарегистрирован в Саратовской области с 08.10.2013г. по 08.10.2023г., что также подтверждается сведениями ОАСР УВМ ГУ МВД России по Саратовской области, снят с регистрационного учета 15.12.2020г. на основании заявления об аннулировании регистрации по месту пребывания (л.д.7, 194).
Из трудовой книжки Корнеева А.В. следует, что 16.02.2001г. Корнеев А.В. был принят в ТОГБУЗ «Первомайская ЦРБ» в порядке служебного перевода на должность врача-иглорефлексотерапевта и уволен по собственному желанию 01.10.2002г. Затем 04.02.2021г. он принят в ТОГБУЗ «Первомайская ЦРБ» на должность врача-эндоскописта на 1,0 ставку, где работает по настоящее время (л.д.12-16).
04.02.2021г. между ТОГБУЗ «Первомайская центральная районная больница» и Корнеевым А.В. заключен трудовой договор №77, согласно которому работодатель предоставляет работнику по должности врача-эндоскописта на 1,0 ставки, а работник обязуется лично выполнять работу в соответствии с условиями трудового договора. Работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя – стационар – хирургическое отделение, расположенное по адресу: 393700, ***, *** (л.д.68-71).
Учитывая вышеизложенные положения законодательства, регулирующие правоотношения в рамках исполнения государственной программы «Развитие здравоохранения», суд приходит к выводу о том, что целью указанной программы является привлечение новых медицинских работников в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, а так же города с населением не более 50 тыс. человек, в целях восполнения кадрового дефицита медицинских организаций и их структурных подразделений в качестве новых специалистов.
Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а так же неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными населенными пунктами.
Прибытие истца для трудоустройства в р.п.Первомайский из г.Саратова не может быть расценено как переезд по смыслу, придаваемому постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N1640, поскольку Корнеев А.В. фактически не осуществлял переезд в рабочий поселок.
Несмотря на то, что с 08.10.2013г. по 15.12.2020г. истец был зарегистрирован в г.Саратов по месту пребывания, до назначения на должность с 1994 г. по настоящее время Корнеев А.В. зарегистрирован по месту жительства в р.п.Первомайский, где проживал как в период прохождения интернатуры, что следует из искового заявления и трудовой книжки, так и в 2001-2002г. во время работы истца в ТОГБУЗ «Первомайская ЦРБ», в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Суд отклоняет довод представителя истца о применении со стороны ответчика к спорным правоотношениям положений ст. 4 ГК РФ в части распространения положений постановления Правительства №1640 от 26.12.2017г. на период работы истца в 2001-2002 гг. в р.п. Первомайский.
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N1640 вступило в силу с 01 января 2018 года и в силу ст. 4 ГК РФ не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Вместе с тем, при решении вопроса о наличии права у истца на получение единовременной выплаты судом учитываются критерии и условия, по которым медицинским работникам производится указанная выплата, установленные как постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N1640, так и постановлением администрации Тамбовской области от 7 августа 2020г. N 613.
Кроме того, Приказами Управления здравоохранения Тамбовской области №1560 от 30.12.2020г. и №1791 от 30.12.2021г. утверждены перечни вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2021 и 2022 годах соответственно.
В 2021 году в ТОГБУЗ «Первомайская ЦРБ» в указанный перечень входили должности врача общей практики и врача-акушера-гинеколога, в 2022 году на момент трудоустройства истца – врач-терапевт участковый, врач общей практики, врач-хирург.
Таким образом, занимаемая истцом должность врача-эндоскописта не была включена в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляется единовременная компенсационная выплата, в связи с чем в силу п.2 постановления администрации Тамбовской области от 7 августа 2020г. N 613 у истца отсутствовало право на получение единовременной компенсационной выплаты.
При таких обстоятельствах исковые требования Корнеева А.В. подлежат оставлению без удовлетворения, в том числе и в части взыскания судебных расходов по оплате государственной пошлины в силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требованияКорнеева Андрея Валентиновича к Министерству здравоохранения Тамбовской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации о выплате единовременной компенсационной выплаты и взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Бабкина
Решение в окончательной форме изготовлено 19 апреля 2023 года.
Судья Н.В. Бабкина