Решение по делу № 2-504/2024 (2-3522/2023;) от 07.08.2023

Дело № 2-504/2024

24RS0013-01-2023-002716-86

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Емельяново 06 июня 2024 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Коноваловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к КГБУЗ «Емельяновская районная больница» и ГУ Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права на получение социальной поддержки, обязании включения в реестр лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, компенсации морального вреда, взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с иском с требованиями о признании права на получение социальной поддержки в виде выплаты, определенной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , возложении на КГБУЗ «Емельяновская районная больница» (далее по тексту – КГБУЗ «Емельяновская РБ») внести сведения об истице в реестр работников, имеющих право на получение вышеуказанной специальной социальной выплаты; просила взыскать с ГУ Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту - ОСФР по Красноярскому краю) денежных средств социальной выплаты в сумме 129500 рублей; взыскать с КГБУЗ «Емельяновская РБ» компенсацию за нарушение сроков данной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7649,75 рублей, а также взыскать данную компенсацию с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения судом; взыскать с ОСФР сумму социальной выплаты в размере по 18500 рублей за каждый календарный месяц, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения судом; взыскать с КГБУЗ «Емельяновская РБ» компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей (л.д. 4-5 т. 1).

Уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 133-134 т. 1), ФИО2 просила о признании права на получение социальной поддержки в виде выплаты, определенной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , о возложении на КГБУЗ «Емельяновская районная больница» обязанности внести сведения об истице в реестр работников, имеющих право на получение вышеуказанной специальной социальной выплаты, со дня ее назначения - ДД.ММ.ГГГГ; просила о взыскании с КГБУЗ «Емельяновская районная больница» компенсации за нарушение сроков данной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7649,75 рублей, о взыскании данной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения судом, а также о взыскании компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей.

Требования иска мотивированы тем, что истица осуществляет трудовую деятельность в КГБУЗ «Емельяновская районная больница» в должности заведующей организационно-методического отдела – врач-статистик. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» введены специальные выплаты медицинским работникам с ДД.ММ.ГГГГ, однако за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, истице такие выплаты не производились. Согласно пункту 1.2 Номенклатуры должностей, медицинских и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ н от ДД.ММ.ГГГГ, занимаемая истицей должность относится к категории специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи). Пунктом 2 Постановления Правительства , с ДД.ММ.ГГГГ установлена специальная социальная выплата категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования территориальных программ обязательного медицинского страхования, в том числе, врачи центральных районных, районных и участковых больниц. КГБУЗ «Емельяновская РБ» является районной больницей, входящей в государственную систему здравоохранения и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, размер суммы специальной социальной выплаты врачей центральных районных, районных и участковых больниц составляет по 18500 рублей в месяц. Занимаемая истицей должность заведующей организационно-методического отдела – врача-статистика относится к категории медицинских работников, указанных в пп. «а» п. 2 вышеуказанного Постановления Правительства, следовательно, имеет право на меры дополнительной государственной социальной поддержки в виде установленной указанным постановлением ежемесячной специальной социальной выплаты. В силу ст. 236 ТК РФ с ответчиков подлежит взысканию компенсация за нарушение сроков осуществления выплаты. Неисполнением обязанности по осуществлению выплат истице причинен моральный вред, компенсация которого оценена ею в сумме 50000 рублей.

В уточненном иске истицей указано, что удовлетворение требования истицы о включении в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Правилами, утвержденными постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ со дня возникновения права на ее назначение, повлечет обязанность ГУ ОСФР по Красноярскому краю выплатить всю сумму социальной выплаты с момента возникновения прав на нее в ретроспективном порядке, в связи с чем необходимость заявления требований о взыскании специальной социальной выплаты в судебном порядке отпала. ДД.ММ.ГГГГ истицей в адрес ОСФР была направлена копия иска, следовательно, ответчику было известно о не включении ФИО2 в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, однако, проверка по факту не включения истицы в реестр не проведена, что является незаконным.

В судебном заседании истица ФИО2 и ее представитель ФИО5, допущенный к участию в деле по устному ходатайству истицы, требования иска с учетом их уточнения поддержали, на их удовлетворении настаивали, суду пояснили, что занимаемая истицей должность не относится к должностям руководителей структурных подразделений медицинской организации; руководитель структурного подразделения медицинской организации не тождественен руководителю медицинской организации, данная должность также не тождественна должности заместителя руководителя организации. Чтобы быть получателем специальной социальной выплаты в соответствии с пп. «а» п. 2 Постановления , работник должен занимать должность медицинского работника с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врач); оказывать специализированную медицинскую помощи, за исключением специализированной медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара; осуществлять деятельность в центральной районной больнице, районной или участковой больнице. Занимаемая истицей должность относится к категории медицинских работников, относящихся к категории «врачи и медицинские работники с высшим образованием центральных районных, районных и участковых больниц». Согласно Приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность», деятельность по медицинской статистике является первичной специализированной медико-санитарной помощью. КГБУЗ «Емельяновская РБ» является районной больницей, входящей в государственную систему здравоохранения, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Организационно-методический отдел относится к одному из подразделений КГБУЗ «Емельяновская РБ». Истица имеет высшее профессиональное образование, является врачом и осуществляет свою трудовую деятельность в районной больнице, следовательно, полностью соответствует категории работников, указанных в пп. «а» п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ . Понятие «медицинская помощь» включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья, а не только непосредственное оказание медицинскими работниками лечебно-диагностической помощи гражданам. Осуществляемая истицей трудовая деятельность позволяет формировать стратегию развития системы здравоохранения района совершенствовать ее деятельность, разрабатывать меры, направленные на снижение заболеваемости, смертности населения, является неотъемлемой частью комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья, тем самым, такая деятельность фактически является оказанием медицинской помощи, и не включение истицы в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты по Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , незаконно.

Представитель ответчика - КГБУЗ «Емельяновская РБ» ФИО6, действующая на основании доверенности (л.д. 50 т. 1), требования ФИО2 в судебном заседании не признала, суду пояснила, что истица работает в организационно-методическим отделе КГБУЗ «Емельяновская РБ» в должности заведующей отделом – врачом-статистиком. Пункт 2 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ гласит, что с ДД.ММ.ГГГГ специальная социальная выплата осуществляется медицинским работникам (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации программ ОМС, в частности, врачам центральных районных, районных и участковых больниц. На основании разъяснений Министерства здравоохранения РФ, получателями специальной социальной выплаты в районных больницах являются медицинские работники, оказывающие специализированную, первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию, скорую медицинскую помощь. Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использование специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Исходя из положений, приведенных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н, в должностные обязанности врача-статистика входит осуществление статистического учета и подготовки статистической информации для последующей обработки данных на ЭВМ в медицинской документации, организация статистического документооборота внутри медицинской организации, расчет показателей, характеризующих деятельность медицинской организации; подготовка отчетов медицинской организации. Таким образом, врачи-статистики не относятся к той категории медицинских работников, к которым обращаются граждане по поводу заболеваний или с профилактической целью, не оказывают первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также не оказывают медицинскую помощь в диагностике и лечении заболеваний и состояний, требующих использование специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию, в связи с чем права на социальную выплату ФИО2 не имеет, и заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме. Изначально отсутствие у истицы права на получение социальной выплаты было обусловлено тем, что замещаемая ею должность в соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников относилась к должности руководителя, затем Министерством здравоохранения России были даны разъяснения о том, что право на специальные социальные выплаты по Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ имеют медицинские работники, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению.

В судебном заседании представитель ОСФР по Красноярскому краю ФИО7, действующая на основании доверенности (л.д. 49 т.1), требования ФИО2 не признала, поддержала позицию представителя КГБУЗ «Емельяновская РБ», пояснила, что разъяснения Министерства здравоохранения России по применению Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ обязательны к применению, что прямо следует из п. 18 названного Постановления. ОСФР по Красноярскому краю не занимается формированием реестров лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, при этом осуществляет проверку таких реестров на корректность включения в списки конкретных работников. Проверка реестров осуществляется специалистами-экспертами, при установлении факта внесения в реестры лиц, не имеющих прав на получение социальной выплаты, об этом доводится до сведения руководителя организации, подготовивших реестр, предлагается возместить образовавшуюся переплату.

Представитель Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об отложении дела сушением не просил.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантировано Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

В п. 2 названного постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлена специальная социальная выплата ряду категорий медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе:

а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.

В п. 3 указанного постановления установлены максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику, в частности:

а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением врачей, указанных в подпунктах «б» и «г» пункта 2 настоящего постановления, - 18500 рублей;

б) врачи, указанные в подпункте «б» пункта 2 настоящего постановления, - 14500 рублей;

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, указанные в подпункте «в» пункта 2 настоящего постановления, - 11500 рублей.

В соответствии с пп. «а» п. 4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ специальную социальную выплату осуществляет Социальный фонд России.

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.

Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).

Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.

В соответствии с п. 4 Правил, для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее десятого рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, ИНН, КПП, ОГРН), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику (п. 6 Правил):

1)категория, должность (профессия);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения и СНИЛС;

3) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты:

4) размер специальной социальной выплаты с округлением до рублей;

5) суммарное отработанное время по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце;

6) число рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной в соответствии с п. 3 Правил;

7) соотношение отработанного времени и числа рабочих часов, по норме, с округлением до двух знаков после запятой.

Пунктом 18 постановления от ДД.ММ.ГГГГ указано на необходимость Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Как установлено в судебном заседании и следует из Устава КГБУЗ «Емельяновская районная больница», данное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Красноярского края полномочий в сфере здравоохранения. Предметом деятельности учреждения является медицинская помощь и иные виды разрешенных действующим законодательством и Уставом работ (услуг), предоставляемых гражданам и юридическим лицам на территории Емельяновского района Красноярского края (л.д. 218-225 т.1).

Согласно выписке из лицензий, выданных Министерством здравоохранения Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ, КГБУЗ «Емельяновская РБ» осуществляется лицензируемый вид деятельности - медицинская деятельность, включая первичную медико-санитарную помощь (л.д. 232-237 т. 1).

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 32 и ч. ч. 1 - 4 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ, к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

В ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (п. 5 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

В ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н (далее по тексту - Положения н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями к названному Положению.

Согласно пункту 2 Приложения Положения н, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.

Пунктом 8 Приложения Положения н установлено, что для организации работы поликлиники в ее структуре рекомендуется предусматривать подразделения, в том числе, организационно-методический кабинет (отделение).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» выдал ФИО2 (до вступления в брак – Касс) диплом о присуждении квалификации Менеджер по специальности «Сестринское дело» (л.д. 101 т. 1); решением государственной аттестационной комиссии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 присвоена квалификация Врач (провизор) по направлению подготовки (специальности) «Управление сестринской деятельностью» (л.д. 102 т.1); в соответствии с сертификатом специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, выданным АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения», ФИО2 допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «Управление сестринской деятельностью», срок действия сертификата – 5 лет (л.д. 103 т.1).

Согласно сертификату от ДД.ММ.ГГГГ, выданному КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр повышения квалификации специалиста со средним медицинским образованием», ФИО2 допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «Медицинская статистика» (л.д. 106 т. 1).

Данные удостоверения о повышении квалификации серии 24 , выданного КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр повышения квалификации специалиста со средним медицинским образованием», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 прошла обучение в указанном образовательном учреждении по программе «Современная медицинская статистика и вопросы компьютеризации» (л.д. 107 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, занимавшая с ДД.ММ.ГГГГ должность заведующей кабинетом учета и медицинской статистики, переведена заведующей организационно-методическим отделом – врача-общебольничного медицинского персонала, что подтверждено данными трудовой книжки на имя истицы (л.д. 7-14 т. 1), а также трудовым договором (л.д. 92-95 т. 1), из которого следует, что работник принят на работу на 1,0 ставки, данная работа является для работника основной

Из штатного расписания КГБУЗ «Емельяновская РБ», являющегося приложением к приказу Министерства здравоохранения Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ -орг (л.д. 155 т. 1) и структуры КГБУЗ «Емельяновская Р.Б» (л.д. 226-230 т.1), следует, что организационно-методический отдел является структурным подразделением КГБУЗ «Емельяновская районная больница», в состав отдела входит заведующий отделом – врач-статистик - 1,0 должность, фельдшер – 1,0 должность, медицинский статистик – 3,0 должности, оператор ЭВМ – 8,5 должности.

Таком образом, в спорный период – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО2 занимает должность заведующего организационно-методическим отделом – врач-статистик на полную ставку, по основному месту работы.

Из должностной инструкции заведующего отделом – врача-статистика, утвержденной гл. врачом КГБУЗ «Емельяновская РБ» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 97-99 т. 1), с которой ФИО2 была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 96 т. 1), заведующий отделом относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом главного врача КГБУЗ «Емельяновская РБ».

В должностные обязанности заведующего отделом – врача-статистика входит:

осуществление статистического учета и подготовки статистической информации для последующей обработки данных на ЭВМ в медицинской организации;

организация статистического документооборота внутри медицинской организации, рационального хранения оперативной статистической документации за отчетный период в подразделениях и в архиве медицинской организации, сдача документации в архив медицинской организации в соответствии с установленными требованиями;

проведение углубленного статистического исследования деятельности медицинской организации в целом и отдельных подразделений;

составление программы исследования по конкретным задачам здравоохранения;

расчет показателей, характеризующих деятельность медицинской организации; подготовка отчетов медицинской организации;

организация и проведение совещаний (занятий, семинаров) по медицинской статистике;

составление и обобщение периодической информации по данным первичной медицинской документации;

анализ и оценка информации, получаемой при обработке, в том числе на ЭВМ, первичной статистической информации различной периодичности;

шифровка диагностических записей в медицинских документах по правилам международной классификации болезней;

анализ и оценка результатов деятельности медицинских организаций по данным годового статистического отчета;

получение и оценка показателей качества лечебной и профилактической работы, показателей диспансеризации, используя при анализе основные статистические методы;

анализ и оценка медико-демографических показателей территории, показателей заболеваемости (по обращаемости, госпитализации) с временной утратой трудоспособности, показателей выхода на инвалидность.

Приказом Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н (п. 3 Разъяснений).

Из положений раздела 1 п. 1.1 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, должность заведующего (начальника) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда) медицинской организации - врач-специалист отнесена к категории руководителей.

Учитывая, что в силу прямого указания, содержащегося в пункте 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ специальная социальная выплата установлена медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, и замещаемая ФИО2 должность в соответствии с вышеуказанной Номенклатурой должностей до ДД.ММ.ГГГГ относилась к категории руководителей, суд находит, что данные меры социальной поддержки не распространялись на истицу, замещавшую должность заведующего организационно-методического отдела – врача-статистика КГБУЗ «Емельяновская РБ».

С ДД.ММ.ГГГГ в силу вступил Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», в соответствии с которым должность заведующего структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда) медицинской организации - врач-специалист, отнесена к категории руководителей структурных подразделений медицинских организаций.

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Российской Федерации - органом, компетентным в силу п. 18 постановления Правительства России от ДД.ММ.ГГГГ давать разъяснения по применению настоящего постановления, разъяснено, что медицинские работники, замещающие должности врачей, являются получателями выплат в соответствии с постановлением , если к ним обращаются (посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), в том числе, заведующие структурными подразделениями медицинской организации – врачи-специалисты, предусмотренные п. 3 Номенклатуры должностей.

Тем самым, из разъяснений Минздрава России, обязательным условием назначения специальной социальной выплаты врачам-специалистам - заведующим структурными подразделениями медицинской организации, является оказание ими первичной медико-санитарной помощи и диспансерного наблюдения граждан по основному заболеванию (состоянию).

В процессе судебного разбирательства установлено, что замещаемая ФИО2 должность и фактически выполняемая ею работа не подразумевает обращения к истице граждан по поводу заболеваний или с профилактической целью; первичная медико-санитарная помощь гражданам, а также диспансерное наложение за ними заведующим методическим отдела – врачом-статистиком не оказывается.

Указанные разъяснения Минздрава России нашли подтверждение изменениями, внесенными в пункт 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которых с ДД.ММ.ГГГГ специальная социальная выплата установлена указанным в постановлении категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Установив, что КГБУЗ «Емельяновская РБ» относится к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных и стационарных условиях; должностные обязанности заведующего организационного-методического отдела – врача-статистика, содержат только организационные функции работы отдела по сбору, обработке и анализу статистической информации; в силу должностных обязанностей, истица не ведет прием граждан по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований; учитывая обстоятельства дела и совокупность приведенных нормативных актов, регламентирующих спорную ситуацию, суд находит, что ФИО2 не относится к лицам, указанным в пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , которым подлежит установлению ежемесячная специальная социальная выплата в размере в соответствии с п. 3 указанного Постановления Правительства РФ.

Доводы истицы о том, что понятие «медицинская помощь» включает себя комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья, а не только непосредственное оказание медицинскими работниками лечебно-диагностической помощи гражданам, и осуществляемая ею трудовая деятельность позволяет формировать стратегию развития системы здравоохранения района совершенствовать ее деятельность, не могут быть приняты во внимание, поскольку фактически выполняемая ФИО2 трудовая функция не может быть отнесена к оказанию первичной медико-санитарной помощи по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований или осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Ссылки истицы на то, что в реестр лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, КГБУЗ «Емельяновская РБ» включены заведующими иными отделами медицинской организации, основанием к удовлетворению требований ФИО2 не являются, поскольку правильность заполнения реестра не является предметом настоящего разбирательства; из пояснений стороны ответчика, специальная социальная выплата производится сотрудникам, осуществляющим оказание первичной медико-санитарной помощи по поводу заболеваний либо осуществляющим проведение исследований, что согласуется с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Исходя из совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные истицей требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2 к КГБУЗ «Емельяновская районная больница» и ГУ Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права на получение социальной поддержки, обязании включения в реестр лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, компенсации морального вреда, взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты денежных средств оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения (14.06.2024).

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко

Дело № 2-504/2024

24RS0013-01-2023-002716-86

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Емельяново 06 июня 2024 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Коноваловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к КГБУЗ «Емельяновская районная больница» и ГУ Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права на получение социальной поддержки, обязании включения в реестр лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, компенсации морального вреда, взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с иском с требованиями о признании права на получение социальной поддержки в виде выплаты, определенной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , возложении на КГБУЗ «Емельяновская районная больница» (далее по тексту – КГБУЗ «Емельяновская РБ») внести сведения об истице в реестр работников, имеющих право на получение вышеуказанной специальной социальной выплаты; просила взыскать с ГУ Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту - ОСФР по Красноярскому краю) денежных средств социальной выплаты в сумме 129500 рублей; взыскать с КГБУЗ «Емельяновская РБ» компенсацию за нарушение сроков данной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7649,75 рублей, а также взыскать данную компенсацию с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения судом; взыскать с ОСФР сумму социальной выплаты в размере по 18500 рублей за каждый календарный месяц, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения судом; взыскать с КГБУЗ «Емельяновская РБ» компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей (л.д. 4-5 т. 1).

Уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 133-134 т. 1), ФИО2 просила о признании права на получение социальной поддержки в виде выплаты, определенной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , о возложении на КГБУЗ «Емельяновская районная больница» обязанности внести сведения об истице в реестр работников, имеющих право на получение вышеуказанной специальной социальной выплаты, со дня ее назначения - ДД.ММ.ГГГГ; просила о взыскании с КГБУЗ «Емельяновская районная больница» компенсации за нарушение сроков данной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7649,75 рублей, о взыскании данной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения судом, а также о взыскании компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей.

Требования иска мотивированы тем, что истица осуществляет трудовую деятельность в КГБУЗ «Емельяновская районная больница» в должности заведующей организационно-методического отдела – врач-статистик. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» введены специальные выплаты медицинским работникам с ДД.ММ.ГГГГ, однако за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, истице такие выплаты не производились. Согласно пункту 1.2 Номенклатуры должностей, медицинских и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ н от ДД.ММ.ГГГГ, занимаемая истицей должность относится к категории специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи). Пунктом 2 Постановления Правительства , с ДД.ММ.ГГГГ установлена специальная социальная выплата категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования территориальных программ обязательного медицинского страхования, в том числе, врачи центральных районных, районных и участковых больниц. КГБУЗ «Емельяновская РБ» является районной больницей, входящей в государственную систему здравоохранения и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, размер суммы специальной социальной выплаты врачей центральных районных, районных и участковых больниц составляет по 18500 рублей в месяц. Занимаемая истицей должность заведующей организационно-методического отдела – врача-статистика относится к категории медицинских работников, указанных в пп. «а» п. 2 вышеуказанного Постановления Правительства, следовательно, имеет право на меры дополнительной государственной социальной поддержки в виде установленной указанным постановлением ежемесячной специальной социальной выплаты. В силу ст. 236 ТК РФ с ответчиков подлежит взысканию компенсация за нарушение сроков осуществления выплаты. Неисполнением обязанности по осуществлению выплат истице причинен моральный вред, компенсация которого оценена ею в сумме 50000 рублей.

В уточненном иске истицей указано, что удовлетворение требования истицы о включении в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Правилами, утвержденными постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ со дня возникновения права на ее назначение, повлечет обязанность ГУ ОСФР по Красноярскому краю выплатить всю сумму социальной выплаты с момента возникновения прав на нее в ретроспективном порядке, в связи с чем необходимость заявления требований о взыскании специальной социальной выплаты в судебном порядке отпала. ДД.ММ.ГГГГ истицей в адрес ОСФР была направлена копия иска, следовательно, ответчику было известно о не включении ФИО2 в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, однако, проверка по факту не включения истицы в реестр не проведена, что является незаконным.

В судебном заседании истица ФИО2 и ее представитель ФИО5, допущенный к участию в деле по устному ходатайству истицы, требования иска с учетом их уточнения поддержали, на их удовлетворении настаивали, суду пояснили, что занимаемая истицей должность не относится к должностям руководителей структурных подразделений медицинской организации; руководитель структурного подразделения медицинской организации не тождественен руководителю медицинской организации, данная должность также не тождественна должности заместителя руководителя организации. Чтобы быть получателем специальной социальной выплаты в соответствии с пп. «а» п. 2 Постановления , работник должен занимать должность медицинского работника с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врач); оказывать специализированную медицинскую помощи, за исключением специализированной медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара; осуществлять деятельность в центральной районной больнице, районной или участковой больнице. Занимаемая истицей должность относится к категории медицинских работников, относящихся к категории «врачи и медицинские работники с высшим образованием центральных районных, районных и участковых больниц». Согласно Приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность», деятельность по медицинской статистике является первичной специализированной медико-санитарной помощью. КГБУЗ «Емельяновская РБ» является районной больницей, входящей в государственную систему здравоохранения, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Организационно-методический отдел относится к одному из подразделений КГБУЗ «Емельяновская РБ». Истица имеет высшее профессиональное образование, является врачом и осуществляет свою трудовую деятельность в районной больнице, следовательно, полностью соответствует категории работников, указанных в пп. «а» п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ . Понятие «медицинская помощь» включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья, а не только непосредственное оказание медицинскими работниками лечебно-диагностической помощи гражданам. Осуществляемая истицей трудовая деятельность позволяет формировать стратегию развития системы здравоохранения района совершенствовать ее деятельность, разрабатывать меры, направленные на снижение заболеваемости, смертности населения, является неотъемлемой частью комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья, тем самым, такая деятельность фактически является оказанием медицинской помощи, и не включение истицы в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты по Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , незаконно.

Представитель ответчика - КГБУЗ «Емельяновская РБ» ФИО6, действующая на основании доверенности (л.д. 50 т. 1), требования ФИО2 в судебном заседании не признала, суду пояснила, что истица работает в организационно-методическим отделе КГБУЗ «Емельяновская РБ» в должности заведующей отделом – врачом-статистиком. Пункт 2 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ гласит, что с ДД.ММ.ГГГГ специальная социальная выплата осуществляется медицинским работникам (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации программ ОМС, в частности, врачам центральных районных, районных и участковых больниц. На основании разъяснений Министерства здравоохранения РФ, получателями специальной социальной выплаты в районных больницах являются медицинские работники, оказывающие специализированную, первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию, скорую медицинскую помощь. Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использование специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Исходя из положений, приведенных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н, в должностные обязанности врача-статистика входит осуществление статистического учета и подготовки статистической информации для последующей обработки данных на ЭВМ в медицинской документации, организация статистического документооборота внутри медицинской организации, расчет показателей, характеризующих деятельность медицинской организации; подготовка отчетов медицинской организации. Таким образом, врачи-статистики не относятся к той категории медицинских работников, к которым обращаются граждане по поводу заболеваний или с профилактической целью, не оказывают первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также не оказывают медицинскую помощь в диагностике и лечении заболеваний и состояний, требующих использование специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию, в связи с чем права на социальную выплату ФИО2 не имеет, и заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме. Изначально отсутствие у истицы права на получение социальной выплаты было обусловлено тем, что замещаемая ею должность в соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников относилась к должности руководителя, затем Министерством здравоохранения России были даны разъяснения о том, что право на специальные социальные выплаты по Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ имеют медицинские работники, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению.

В судебном заседании представитель ОСФР по Красноярскому краю ФИО7, действующая на основании доверенности (л.д. 49 т.1), требования ФИО2 не признала, поддержала позицию представителя КГБУЗ «Емельяновская РБ», пояснила, что разъяснения Министерства здравоохранения России по применению Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ обязательны к применению, что прямо следует из п. 18 названного Постановления. ОСФР по Красноярскому краю не занимается формированием реестров лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, при этом осуществляет проверку таких реестров на корректность включения в списки конкретных работников. Проверка реестров осуществляется специалистами-экспертами, при установлении факта внесения в реестры лиц, не имеющих прав на получение социальной выплаты, об этом доводится до сведения руководителя организации, подготовивших реестр, предлагается возместить образовавшуюся переплату.

Представитель Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об отложении дела сушением не просил.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантировано Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

В п. 2 названного постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлена специальная социальная выплата ряду категорий медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе:

а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.

В п. 3 указанного постановления установлены максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику, в частности:

а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением врачей, указанных в подпунктах «б» и «г» пункта 2 настоящего постановления, - 18500 рублей;

б) врачи, указанные в подпункте «б» пункта 2 настоящего постановления, - 14500 рублей;

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, указанные в подпункте «в» пункта 2 настоящего постановления, - 11500 рублей.

В соответствии с пп. «а» п. 4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ специальную социальную выплату осуществляет Социальный фонд России.

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.

Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).

Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.

В соответствии с п. 4 Правил, для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее десятого рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, ИНН, КПП, ОГРН), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику (п. 6 Правил):

1)категория, должность (профессия);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения и СНИЛС;

3) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты:

4) размер специальной социальной выплаты с округлением до рублей;

5) суммарное отработанное время по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце;

6) число рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной в соответствии с п. 3 Правил;

7) соотношение отработанного времени и числа рабочих часов, по норме, с округлением до двух знаков после запятой.

Пунктом 18 постановления от ДД.ММ.ГГГГ указано на необходимость Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Как установлено в судебном заседании и следует из Устава КГБУЗ «Емельяновская районная больница», данное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Красноярского края полномочий в сфере здравоохранения. Предметом деятельности учреждения является медицинская помощь и иные виды разрешенных действующим законодательством и Уставом работ (услуг), предоставляемых гражданам и юридическим лицам на территории Емельяновского района Красноярского края (л.д. 218-225 т.1).

Согласно выписке из лицензий, выданных Министерством здравоохранения Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ, КГБУЗ «Емельяновская РБ» осуществляется лицензируемый вид деятельности - медицинская деятельность, включая первичную медико-санитарную помощь (л.д. 232-237 т. 1).

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 32 и ч. ч. 1 - 4 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ, к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

В ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (п. 5 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

В ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н (далее по тексту - Положения н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями к названному Положению.

Согласно пункту 2 Приложения Положения н, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.

Пунктом 8 Приложения Положения н установлено, что для организации работы поликлиники в ее структуре рекомендуется предусматривать подразделения, в том числе, организационно-методический кабинет (отделение).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» выдал ФИО2 (до вступления в брак – Касс) диплом о присуждении квалификации Менеджер по специальности «Сестринское дело» (л.д. 101 т. 1); решением государственной аттестационной комиссии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 присвоена квалификация Врач (провизор) по направлению подготовки (специальности) «Управление сестринской деятельностью» (л.д. 102 т.1); в соответствии с сертификатом специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, выданным АНО ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации работников здравоохранения», ФИО2 допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «Управление сестринской деятельностью», срок действия сертификата – 5 лет (л.д. 103 т.1).

Согласно сертификату от ДД.ММ.ГГГГ, выданному КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр повышения квалификации специалиста со средним медицинским образованием», ФИО2 допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «Медицинская статистика» (л.д. 106 т. 1).

Данные удостоверения о повышении квалификации серии 24 , выданного КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр повышения квалификации специалиста со средним медицинским образованием», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 прошла обучение в указанном образовательном учреждении по программе «Современная медицинская статистика и вопросы компьютеризации» (л.д. 107 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, занимавшая с ДД.ММ.ГГГГ должность заведующей кабинетом учета и медицинской статистики, переведена заведующей организационно-методическим отделом – врача-общебольничного медицинского персонала, что подтверждено данными трудовой книжки на имя истицы (л.д. 7-14 т. 1), а также трудовым договором (л.д. 92-95 т. 1), из которого следует, что работник принят на работу на 1,0 ставки, данная работа является для работника основной

Из штатного расписания КГБУЗ «Емельяновская РБ», являющегося приложением к приказу Министерства здравоохранения Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ -орг (л.д. 155 т. 1) и структуры КГБУЗ «Емельяновская Р.Б» (л.д. 226-230 т.1), следует, что организационно-методический отдел является структурным подразделением КГБУЗ «Емельяновская районная больница», в состав отдела входит заведующий отделом – врач-статистик - 1,0 должность, фельдшер – 1,0 должность, медицинский статистик – 3,0 должности, оператор ЭВМ – 8,5 должности.

Таком образом, в спорный период – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО2 занимает должность заведующего организационно-методическим отделом – врач-статистик на полную ставку, по основному месту работы.

Из должностной инструкции заведующего отделом – врача-статистика, утвержденной гл. врачом КГБУЗ «Емельяновская РБ» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 97-99 т. 1), с которой ФИО2 была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 96 т. 1), заведующий отделом относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом главного врача КГБУЗ «Емельяновская РБ».

В должностные обязанности заведующего отделом – врача-статистика входит:

осуществление статистического учета и подготовки статистической информации для последующей обработки данных на ЭВМ в медицинской организации;

организация статистического документооборота внутри медицинской организации, рационального хранения оперативной статистической документации за отчетный период в подразделениях и в архиве медицинской организации, сдача документации в архив медицинской организации в соответствии с установленными требованиями;

проведение углубленного статистического исследования деятельности медицинской организации в целом и отдельных подразделений;

составление программы исследования по конкретным задачам здравоохранения;

расчет показателей, характеризующих деятельность медицинской организации; подготовка отчетов медицинской организации;

организация и проведение совещаний (занятий, семинаров) по медицинской статистике;

составление и обобщение периодической информации по данным первичной медицинской документации;

анализ и оценка информации, получаемой при обработке, в том числе на ЭВМ, первичной статистической информации различной периодичности;

шифровка диагностических записей в медицинских документах по правилам международной классификации болезней;

анализ и оценка результатов деятельности медицинских организаций по данным годового статистического отчета;

получение и оценка показателей качества лечебной и профилактической работы, показателей диспансеризации, используя при анализе основные статистические методы;

анализ и оценка медико-демографических показателей территории, показателей заболеваемости (по обращаемости, госпитализации) с временной утратой трудоспособности, показателей выхода на инвалидность.

Приказом Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н (п. 3 Разъяснений).

Из положений раздела 1 п. 1.1 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, должность заведующего (начальника) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда) медицинской организации - врач-специалист отнесена к категории руководителей.

Учитывая, что в силу прямого указания, содержащегося в пункте 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ специальная социальная выплата установлена медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, и замещаемая ФИО2 должность в соответствии с вышеуказанной Номенклатурой должностей до ДД.ММ.ГГГГ относилась к категории руководителей, суд находит, что данные меры социальной поддержки не распространялись на истицу, замещавшую должность заведующего организационно-методического отдела – врача-статистика КГБУЗ «Емельяновская РБ».

С ДД.ММ.ГГГГ в силу вступил Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», в соответствии с которым должность заведующего структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда) медицинской организации - врач-специалист, отнесена к категории руководителей структурных подразделений медицинских организаций.

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Российской Федерации - органом, компетентным в силу п. 18 постановления Правительства России от ДД.ММ.ГГГГ давать разъяснения по применению настоящего постановления, разъяснено, что медицинские работники, замещающие должности врачей, являются получателями выплат в соответствии с постановлением , если к ним обращаются (посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), в том числе, заведующие структурными подразделениями медицинской организации – врачи-специалисты, предусмотренные п. 3 Номенклатуры должностей.

Тем самым, из разъяснений Минздрава России, обязательным условием назначения специальной социальной выплаты врачам-специалистам - заведующим структурными подразделениями медицинской организации, является оказание ими первичной медико-санитарной помощи и диспансерного наблюдения граждан по основному заболеванию (состоянию).

В процессе судебного разбирательства установлено, что замещаемая ФИО2 должность и фактически выполняемая ею работа не подразумевает обращения к истице граждан по поводу заболеваний или с профилактической целью; первичная медико-санитарная помощь гражданам, а также диспансерное наложение за ними заведующим методическим отдела – врачом-статистиком не оказывается.

Указанные разъяснения Минздрава России нашли подтверждение изменениями, внесенными в пункт 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которых с ДД.ММ.ГГГГ специальная социальная выплата установлена указанным в постановлении категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Установив, что КГБУЗ «Емельяновская РБ» относится к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных и стационарных условиях; должностные обязанности заведующего организационного-методического отдела – врача-статистика, содержат только организационные функции работы отдела по сбору, обработке и анализу статистической информации; в силу должностных обязанностей, истица не ведет прием граждан по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований; учитывая обстоятельства дела и совокупность приведенных нормативных актов, регламентирующих спорную ситуацию, суд находит, что ФИО2 не относится к лицам, указанным в пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , которым подлежит установлению ежемесячная специальная социальная выплата в размере в соответствии с п. 3 указанного Постановления Правительства РФ.

Доводы истицы о том, что понятие «медицинская помощь» включает себя комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья, а не только непосредственное оказание медицинскими работниками лечебно-диагностической помощи гражданам, и осуществляемая ею трудовая деятельность позволяет формировать стратегию развития системы здравоохранения района совершенствовать ее деятельность, не могут быть приняты во внимание, поскольку фактически выполняемая ФИО2 трудовая функция не может быть отнесена к оказанию первичной медико-санитарной помощи по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований или осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Ссылки истицы на то, что в реестр лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, КГБУЗ «Емельяновская РБ» включены заведующими иными отделами медицинской организации, основанием к удовлетворению требований ФИО2 не являются, поскольку правильность заполнения реестра не является предметом настоящего разбирательства; из пояснений стороны ответчика, специальная социальная выплата производится сотрудникам, осуществляющим оказание первичной медико-санитарной помощи по поводу заболеваний либо осуществляющим проведение исследований, что согласуется с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Исходя из совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные истицей требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2 к КГБУЗ «Емельяновская районная больница» и ГУ Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права на получение социальной поддержки, обязании включения в реестр лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, компенсации морального вреда, взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты денежных средств оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения (14.06.2024).

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко

2-504/2024 (2-3522/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Дисенко Василина Ильинична
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
КГБУЗ "Емельяновская районная больница"
Другие
Министерство Здравоохранения Красноярского края
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Адиканко Лариса Геннадьевна
Дело на странице суда
emel.krk.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2023Передача материалов судье
11.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.11.2023Предварительное судебное заседание
13.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.01.2024Предварительное судебное заседание
29.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.03.2024Предварительное судебное заседание
06.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.05.2024Предварительное судебное заседание
06.06.2024Предварительное судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
14.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее