Решение по делу № 33-739/2022 от 07.02.2022

Судья Байметов А.А.                                                                             Дело № 2-3136/2021

                                                                                                                   (первая инстанция)

№ 33-739/2022

(апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи

судей

при секретаре

- Радовиля В.Л.,                                              - Герасименко Е.В., Савиной О.В.,

- Бабийчук Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Балаклавского района г. Севастополя в интересах Плехановой М. С. к ГУ-Отделению Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю об обязании назначить выплату ежемесячного пособия на ребенка, по апелляционной жалобе представителя ГУ-Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю Сошкиной Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15.12.2021,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Балаклавского района г. Севастополя в интересах Плехановой М. С. обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с иском к ГУ-Отделению Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю о признании права Плехановой М.С. в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки ответчиком в виде ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, обязании назначить ей ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Плехановой М.С. по вопросу отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет ответчиком. Согласно полученной от ответчика информации, Плехановой М.С. необходимо подать заявление в территориальный орган ПФР по подтверждённому месту регистрации (проживания) в установленном законодательством порядке, то есть в                                         <адрес>, либо после осуществления временной (постоянной) регистрации места жительства в городе Севастополе - в территориальный орган ПФР города Севастополя. Начальником Центра ПФР по установлению пенсий в                             г. Севастополе Носковой О.И., ДД.ММ.ГГГГ принято решение , которым отказано в назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в связи с наличием в заявлении недостоверных данных (место регистрации (пребывания) заявителя в г. Севастополе МВД не подтверждено). Указанный довод основан на формальном применении Постановления Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении», поэтому не может ущемлять социальных прав Плехановой М.С. и свидетельствует о неправильном применении ответчиком ст. 81 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 15.12.2021 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным выше решением, представителем ГУ-Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю Сошкиной Е.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, полагает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что решения об отказе территориального пенсионного органа законны, поскольку пенсионным органом в рамках межведомственного взаимодействия были получены сведения о регистрации Плехановой М.С. в <адрес>, следовательно, пенсионный орган не имеет возможности установить подтвержденное место жительства (пребывания) истца, отмечая, что права Плехановой М.С. не нарушены, ввиду наличия возможности последней получения пособия по месту регистрации.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика – Сошкина Е.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Плеханова М.С. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

При этом в абзаце 2 пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» указано, что в то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.

В указанном постановлении также разъяснено, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для            дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, заслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Плехановой М.С. были поданы заявления о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в Центр ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на основании пп. «б» п. 13 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037, приняты решения об отказе в удовлетворении заявлений в связи с наличием в заявлениях о назначении пособий недостоверных или неполных данных (место регистрации (пребывания) заявителя в <адрес> МВД не подтверждено).

В рамках межведомственного электронного взаимодействия специалистом Центра ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе направлены запросы в МВД России, на основании ответов которого факт регистрации (проживания) Плехановой М.С. в городе Севастополе не подтвержден, что явилось основанием для отказа в назначении заявителю вышеуказанного вида пособия на ребенка.

В связи с полученными отказами, Плеханова М.С. обратилась в прокуратуру Балаклавского района города Севастополя, которой была проведена проверка по указанному обращению (поступившему и зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ под № ВО-6091-2021).

Как следует из материалов прокурорской проверки, Плеханова М.С. фактически проживает на территории города Севастополя с 2018 года, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор) заключенного между Плехановой М.С. (наниматель) и Мартынюк М.И. (наймодатель).

В соответствии с настоящим Договором наймодатель предоставил нанимателю и членам его семьи безвозмездно во владение и пользование пригодное для постоянного проживания изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Фактическое проживание на территории города Севастополя Плехановой М.С. подтверждается, медицинскими документами последней, справкой ГБДОУ «Детский сад » о том, что её дочь - Пахомова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является воспитанницей дошкольного учреждения, полученным сертификатом дополнительного образования в г. Севастополе, выданным Пахомовой А.А.

Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Статьей 10.1 Закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия.

Согласно Постановления Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении.

Исходя из положений п. 1 Правил определено, что настоящие Правила определяют порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи.

Пунктом 2 Правил установлено, что право на назначение пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, имеют лица, которые определены пунктами 33 и 50 настоящих Правил и размер среднедушевого дохода семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную в соответствии с Федеральным законом - «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанных пособий.

Из содержания п. 51 Правил следует, что право на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет имеет родитель (иной законный представитель), проживающий на территории Российской Федерации.

Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет назначается лицам, указанным в пункте 50 настоящих Правил, в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленной в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия, в соответствии с п. 54 Правил.

Настоящими Правилами утвержден перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.

Подпунктом «б» пункта 4 Правил предусмотрено, что заявления о назначении пособий, заявления об изменении реквизитов кредитной организации, осуществляющей доставку пособий, подаются лично по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя. Заявление о назначении пособия по месту фактического проживания подается при условии отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания).

Согласно п. 6 Правил документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты (прекращения выплаты) пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1037, запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем.

Исходя из п. 25 Перечня документов, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, сведения о регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в МВД России (ведомственная информационная система), посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

С указанными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Принятый для обеспечения осуществления данного права Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для реализации гражданами прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом возложил на граждан Российской Федерации обязанность регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в органах регистрационного учета.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета", принятым во исполнение предписания названного Закона.

В соответствии с пунктом 15 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

В соответствии со статьей 2 указанного Закона и статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу прямого указания федерального законодателя местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьи 2 и 3 названного Федерального закона N 5242-1 устанавливают, что регистрация осуществляется, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Из правовой позиции, изложенный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 октября 2008 года N 619-О-П и ранее высказанной в его постановлениях, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Из изложенных правовых норм следует, что федеральный законодатель рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства как один из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства пребывания или жительства, отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, необязательно исходящих от органов регистрационного учета, факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Таким образом, применительно к оспариваемому правовому регулированию противоречит федеральному законодательству не сама по себе регистрация в качестве способа подтверждения места жительства и обозначенная пенсионным органом как условие предоставления назначения и выплаты ежемесячного пособия, а тот факт, что оспариваемым решением фактически исключается возможность подтверждения места жительства на территории города Севастополя иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина, чем бесспорно создаются препятствия истцу в получении указанного пособия.

Судебная коллегия, отклоняя доводы апеллянта и соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указывает, что позиция ответчика фактически основана на формальном применении Постановления Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении», поэтому не может ущемлять социальных прав Плехановой М.С. и свидетельствует о неправильном применении ст. 81 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и изложена в мотивировочной части решения суда.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, повторяющей позицию истца в процессе рассмотрения дела, не имеется.

        Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

        ОПРЕДЕЛИЛА:

        Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15.12.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

        Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

    Председательствующий                                                   В.Л. Радовиль

    Судьи                                                        Е.В. Герасименко

    О.В. Савина

33-739/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Балаклавского района г. Севастополя
Плеханова Мария Сергеевна
Ответчики
ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Савина Ольга Владимировна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
07.02.2022Передача дела судье
28.03.2022Судебное заседание
11.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2022Передано в экспедицию
28.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее