Мировой судья Вологодской области по судебному участку № 42 Т.И. Касаткина |
Дело № 11-3/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2020 года г. Бабаево Вологодская область
Бабаевский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гудкова Н.В.,
при секретаре Николаевой И.А.,
с участием ответчика Осипова А.А.,
представителя истца – начальника филиала по Бабаевскому району Казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» Художниковой М.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Осипова А.А. на решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 42от 03 декабря 2019 года, которым исковые требования Казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» удовлетворены.
В пользу Казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» с Осипова А.А. взысканы излишне выплаченные денежные средства в размере 25607 рублей 36 копеек, из которых 6607 рублей 36 копеек – ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.05.2013 по 31.03.2019; 4000 рублей – ежегодная денежная компенсация на приобретение сжиженного газа за 2014-2019 г.г.; 15000 рублей – ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива за 2014-2019 г.г.
С Осипова А.А. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 968 рублей 22 копейки.
Заслушав доклад судьи Гудкова Н.В., объяснения ответчика Осипова А.А., представителя истца Художникову М.Н.,
у с т а н о в и л:
Казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат» (далее КУ ВО «Центр социальных выплат») обратилось в суд с иском к Осипову А.А. о взыскании излишне выплаченных денежных средств.
В обоснование указав, что Осипов А.А. являлся получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежегодных денежных компенсаций на приобретение твердого топлива и сжиженного газа на жилое помещение по адресу: <адрес> по категории «<данные изъяты>». Осипов А.А. 19.04.2013 снялся с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, о чем своевременно не сообщил в уполномоченный орган в сфере социальной защиты. Сведения о том, что Осипов А.А. изменил место жительства поступили в КУ ВО «Центр социальных выплат» 20.05.2019 при обращении Осипова А.А.. в отдел КУ ВО «Центр социальных выплат», которым представлен паспорт с указанием иного места регистрации. Распоряжением филиала по Бабаевскому району КУ ВО «Центр социальных выплат» от 23.05.2019 №№ 1207, 1208, 1209, 1210 назначение Осипову А.А. ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращено с 01.05.2013. Кроме того, распоряжением филиала по Бабаевскому району КУ ВО «Центр социальных выплат» от 23.05.2019 №№ 1211, 1212 назначение Осипову А.А. ежегодной денежной компенсации на приобретение твердого топлива и сжиженного газа прекращено с 01.01.2014. Добровольно Осипов А.А. отказался возмещать излишне выплаченные денежные средства.
Решением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 42 от 03 декабря 2019 года с Осипова А.А. взыскано в пользу КУ ВО «Центр социальных выплат» излишне выплаченные денежные средства в размере 25607 рублей 36 копеек, из которых 6607 рублей 36 копеек – ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.05.2013 по 31.03.2019; 4000 рублей – ежегодная денежная компенсация на приобретение сжиженного газа за 2014-2019 г.г.; 15000 рублей – ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива за 2014-2019 г.г.
Представитель истца КУ ВО «Центр социальных выплат» Шейнова И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Ответчик Осипов А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что о необходимости извещения о смене места жительства ему известно не было. После смены места жительства право на получение выплат им не утрачено.
Мировым судьей постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе Осипов А.А. ставит вопрос об отмене решения с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных к нему исковых требований. Полагает, что обстоятельства для прекращения выплат, указанные в Порядке предоставления денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, не наступили, за пределы Вологодской области он не выезжал, проживал в том же населенном пункте на территории Бабаевского района Вологодской области. Считает, что истцом не осуществлялся контроль при выплате компенсации за соблюдением условий для получения такой выплаты и за целевым расходованием средств. В судебном заседании не выяснен вопрос о том, когда КУ ВО «Центр социальных выплат» должен был узнать о возможной утрате гражданином права на получение социальной выплаты в порядке информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций. Невыполнение КУ ВО «Центр социальных выплат» возложенных на него полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, привело к задолженности в виде излишне полученной выплаты. Истцом пропущен срок исковой давности для обращения с исковым заявлением. Судом не принято во внимание то обстоятельство, что ответчик является пенсионером, инвалидом 2 группы, доход составляет только пенсия, иных источников дохода не имеет.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель КУ ВО «Центр социальных выплат» ФИО1. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании ответчик Осипов А.А. просил жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Представитель истца Художникова М.Н.в судебном заседании просила решение мирового судьи оставить без изменения, жалобу Осипова А.А. без удовлетворения.
Суд, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения сторон по делу, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным требования решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 42 от 03 декабря 2019 года не соответствует.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты ветеранов.
Право ветеранов в Российской Федерации, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с упомянутыми выше федеральными законами является непосредственно действующим.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, право инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Законом Вологодской области от 5 февраля 2009 года № 1956-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан»установлена форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, являющихся расходными обязательствами Российской Федерации, полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Действие данного закона области распространяется на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемые гражданам в соответствии с Федеральным закономот 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Постановлением Правительства Вологодской области от 16 апреля 2010 года № 401 утвержден Порядок предоставления ежемесячных денежных компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, ежегодных денежных компенсаций на приобретение твердого топлива и сжиженного газа гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидам, детям, являющимся ВИЧ-инфицированными, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей и определения размеров указанных компенсаций.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 1.2. Порядка, его действие распространяется на меры социальной поддержки инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка, ежемесячные денежные компенсации и ежегодные денежные компенсации предоставляются гражданам, указанным в пункте указанного Порядка, проживающим на территории Вологодской области, по одному жилому помещению по месту жительства либо по месту пребывания.
Право на получение Осиповым А.А. компенсации на приобретение твердого топлива и сжиженного газа возникло на основании заявления от 05 сентября 2007 года (л.д. 6).
На момент подачи заявления Осипов А.А. являлся инвалидом III группы, инвалидность установлена на основании акта освидетельствования в ФГУ МСЭ № 6, справка № (л.д. 7).
Осипов А.А. является инвалидом II группы (бессорчно), инвалидность установлена на основании акта освидетельствования в ФГУ МСЭ № 6, справка № (л.д. 22).
Таким образом, в соответствии с подпунктом 23 пункта 1.2 Порядка ответчик Осипов А.А. имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также ежегодной денежной компенсации на приобретение твердого топлива и сжиженного газа.
При подаче заявления в 2007 году Осиповым А.А. указан адрес проживания: <адрес> (л.д. 6).
Согласно материалам дела, компенсационная выплата Осипова А.А. производилась по адресу: <адрес>.
Из ответа МП МО МВД России «Бабаевский» на межведомственный запрос о регистрации и дате регистрации Осипова А.А. (л.д. 30) установлено, что Осипов А.А. с 19 апреля 2013 года зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 31).
Согласно представленному истцом расчету, Осипову А.А. излишне выплачены денежные средства: ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.05.2013 по 31.03.2019 в сумме 6607 рублей 36 копеек – ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.05.2013 по 31.03.2019; 4000 рублей – ежегодная денежная компенсация на приобретение сжиженного газа за 2014-2019 г.г.; 15000 рублей – ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива за 2014-2019 г.г.
В соответствии с пунктом 2.13 Порядка предоставление ежемесячной денежной компенсации прекращается решением КУ ВО«Центр социальных выплат» с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: выезд на постоянное место жительства за пределы области; предоставление по выбору получателя мер социальной поддержки той же формы социальной поддержки по другому федеральному закону, или по закону области, или по иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому они устанавливаются, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.1 Закона Вологодской области от 1 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»;утрата права на получение ежемесячной денежной компенсации; смерть получателя, а также признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим.
Гражданин обязан в течение 14 дней со дня наступления обстоятельств, влекущих прекращение предоставления ежемесячной денежной компенсации, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, письменно сообщить КУ ВО«Центр социальных выплат» о таких обстоятельствах.
В соответствии с пунктом 2.15 Порядка, в случае изменения гражданином места жительства (места пребывания) в пределах области ежемесячные денежные компенсации по новому месту жительства (месту пребывания) назначаются в соответствии с подпунктами 2.2.2 – 2.2.4, 2.2.6 – 2.2.9 пункта 2.2 настоящего Порядка со дня регистрации по новому месту жительства (месту пребывания), но не ранее дня, следующего за периодом, за который произведена выплата ежемесячной денежной компенсации по прежнему месту жительства (месту пребывания), при условии, что гражданин обратился в КУ ВО «Центр социальных выплат» в течение месяца, в котором был зарегистрирован по новому месту жительства (месту пребывания). В случае обращения в последующие месяцы ежемесячные денежные компенсации назначаются со дня обращения.
В соответствии с пунктом 3.10 Порядка, предоставление ежегодных денежных компенсаций прекращается на основании решения КУ ВО «Центр социальных выплат» с 1 января года, следующего за годом, в котором наступили следующие обстоятельства: выезд на постоянное место жительства за пределы области; предоставление по выбору получателя мер социальной поддержки той же формы социальной поддержки по другому федеральному закону, или по закону области, или по иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому они устанавливаются, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.1 закона области от 1 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»; утрата права на ежегодную денежную компенсацию; смерть получателя, а также признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим.
Гражданин обязан в течение 14 дней со дня наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежегодной денежной компенсации, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, письменно сообщить КУ ВО «Центр социальных выплат» о таких обстоятельствах.
Согласно пункту 3.15 Порядка, в случае если гражданин проживает в доме, не имеющем центрального отопления, и пользуется мерами социальной поддержки по оплате отопления в форме ежемесячной денежной компенсации, ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива не выплачивается.
Согласно пункту 3.16 Порядка, в случае если в доме, не имеющем центрального отопления, установлен газовый (электрический) котел для отопления, ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива не выплачивается.
В случае если в доме (квартире), не имеющем (ей) централизованного газоснабжения, установлена стационарная электрическая плита для приготовления пищи, ежегодная денежная компенсация на приобретение сжиженного газа не выплачивается.
Как следует из материалов дела, ни одно из указанных обстоятельств в отношении Осипова А.А. не наступило.
Из приведенных выше положений не следует, что несвоевременное информирование гражданином уполномоченного органа о перемене места жительства является безусловным основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки, что в свою очередь, согласуется с требованиями ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в силу которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Поэтому в случае несвоевременного информирования гражданином учреждение реализующего полномочия по назначению и выплате мер социально поддержки о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Кроме того, судом первой инстанции не учтен тот факт, что у КУ ВО «Центр социальных выплат» в рамках межведомственного информационного взаимодействия имеется возможность получать информацию о совершении гражданами – субъектами мер социальной поддержки действий о перемене места регистрации, без непосредственного обращения гражданина в уполномоченный орган, что имеет значение для ветеранов, инвалидов и пожилых граждан.
Как следует из материалов дела ответчик Осипов А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> - с 19 апреля 2013 года.
Согласно сведениям администрации сельского поселения Вепсское национальное Бабаевского муниципального района Осипов А.А. проживает по адресу: <адрес>. Жилое помещение не имеет центрального газоснабжения и отопления, а также не оборудовано стационарными газовыми (электрическими) плитами (л.д. 72).
Согласно сведениям филиала по Бабаевскому району КУ ВО «Центр социальных выплат» ответчику Осипову А.А. с 24 мая 2019 года назначена и производится выплата денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальным услугам (л.д. 76).
Филиалом по Бабаевскому району КУ ВО «Центр социальных выплат» предоставлена справка-расчет фактической переплаты ежегодной денежной компенсации на приобретения сжиженного газа, твердого топлива, а также денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг №№ 254, 255, 256 от 18 февраля 2020 года.
Согласно предоставленным сведениям фактической переплаты ежегодной денежной компенсации на приобретения сжиженного газа, твердого топлива и денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу места жительства и регистрации ответчика Осипова А.А.: <адрес> по прежнему месту жительства и регистрации: <адрес>, не имеется.
Таким образом, за весь период компенсационных выплат, правовой статус ответчика Осипова А.А., служащий основанием к назначению которых - как «Инвалид», утрачен им не был. Осипов А.А. имел право на получение мер социальной поддержки, поэтому полученные им в спорный период суммы денежной компенсации излишне выплаченными не являются.
С учетом изложенного, поскольку право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с упомянутыми выше федеральными законами является непосредственно действующим, а также принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела не установлено обстоятельств, влекущих прекращение выплаты Осипову А.А. компенсации на жилищно-коммунальные услуги либо свидетельствующих о возникновении фактической переплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.05.2013 по 31.03.2019, ежегодной денежной компенсации на приобретение сжиженного газа за 2014-2019 г.г. и ежегодной денежной компенсации на приобретение твердого топлива за 2014-2019 г.г. по прежнему месту жительства, суд приходит к выводу об отмене состоявшегося по делу решения, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требования КУ ВО «Центр социальных выплат».
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
Решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 42 Касаткиной Т.И. от 03 декабря 2019 года по гражданскому делу № 2-3297/2019 по иску Казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» к Осипову А.А. о взыскании неосновательно полученных денежных средств отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» к Осипову А.А. отказать.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья Н.В. Гудков