Дело № 2а-567/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 03 декабря 2020 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Штея Н.А.,
при секретаре Дидоха Д.В.,
с участием административного истца Черкесова А.М., представителя административного ответчика - Колесник Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черкесова Аслана Магомедовича к Федеральному казенному учреждению Тюрьма № 2 (далее – ФКУ Т-2) ГУФСИН РФ по Красноярскому краю о признании незаконными действий по трудоустройству и списанию денежных средств с лицевого счета,
УСТАНОВИЛ:
Черкесов А.М. обратился с административным иском к ФКУ Т-2 ГУФСИН России по Красноярскому краю, просил признать незаконными по трудоустройству, списании денежных средств с его лицевого счета.
Требования мотивировал тем, что содержится в указанном исправительном учреждении, осужден к лишению свободы. 25.11.2019 г., в нарушение ст. 77 УИК РФ его трудоустроили (против его согласия) на должность уборщика, а за отказ от выхода на работу через три дня – 28.11.2019 г. его уволили.
28.01.2020 г. с лицевого счета административного истца были списаны денежные средства в счет питания и коммунально-бытовые услуги в размере 4635 руб. в связи с отказом (уклонением) от работы. По мнению административного истца, указанные действия являются незаконными и противоречащими действующему законодательству РФ и подлежат отмене (признанию незаконными).
Определениями суда от 09.04.2020 г., от 03.08.2020 г., от 25.08.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены – ГУФСИН РФ по Красноярскому краю, начальник центра трудовой адаптации ФКУ Т-2 ГУФСИН РФ по Красноярскому краю, Алтуева Анна Магомедовна (сестра истца); определением от 25.09.2020 г. в качестве соответчика – Министерство финансов РФ.
Представитель истца – адвокат Богданова М.В., будучи извещённой о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ходатайств об отложении дела не заявлялось. В судебном заседании административный истец просил рассматривать дело в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании административный истец Черкесов А.М. настоял на заявленных требованиях, пояснил, что при изложенных выше обстоятельствах отказался от выхода на работу, на него составили рапорта. Пояснил, что по административному делу № 2а-560/2020 он оспаривает действия администрации учреждения по составлению рапортов и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, также оспаривает само дисциплинарное взыскание. Данное дело находится в производстве у судьи Ларионовой Н.М.
По настоящему делу оспаривает списание денежных средств согласно ч.1 ст. 107 УИК РФ и незаконное трудоустройство. Считает, что в соответствии со ст. 77 УИК РФ, ответчик не имел права его трудоустраивать уборщиком или по обслуживанию хозяйственного персонала. Он не давал на это письменное согласие, его не уведомили о намерении трудоустроить. Условия труда, страхование жизни не соблюдены. В административном деле № 2а-560/2020 имеется видеозапись от 28.11.2019 г., там видно, как администрация тюрьмы разъясняет положения ст. 77 УИК РФ, где осужденные привлекались к уборке помещений. На видеозаписи эти доводы есть. Перед трудоустройством ему не разъяснялись условия труда, нормы выработки, заработная плата, техника безопасности. Чем руководствовался ответчик, трудоустраивая его уборщиком, не имеет понятия. Он руководствовался тем, что никогда не занимался этим. Если бы он раньше этим занимался, то знал бы, о чем идет речь. У него нет никакой специальности и образования.
Списание денежных средств незаконно, так как неправильно применены нормы материального права. Согласно ч.1 ст. 107 УИК РФ, ответчик не имел право пользоваться, а тем более взыскивать денежные средства с его лицевого счета. Данные денежные средства не являются доходом истца согласно ст. 107 УИК РФ, эти деньги ему прислали родственники. В ст. 208 пункта 5 Налогового кодекса РФ с изменениями, вступившими в законную силу 25.01.2019 г. указано, что в целях настоящей главы доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений. Это говорит о том, что денежные средства, полученные от родственников для приобретения питания и предметов личной гигиены, не являются доходами.
Относительно питания в учреждении сообщил, что в соответствии с законодательством, в сутки на одного осужденного должно тратиться 69 рублей. С его счета списано более 3000 руб. Если должно тратиться 69 рублей в сутки, то получается за месяц около 2000 тысяч. Законом это регулируется. Чем руководствовался при этом ответчик, ему непонятно. Также непонятно, как рассчитана стоимость за коммунальные услуги, такие как свет, вода, отопление. Просил возложить на ответчика обязанность предоставить информацию по данному поводу в доказательство того, что действия Тюрьмы правомерны.
Заявил, что представитель ответчика не может назвать четко регламентирующие нормы, обосновывающие затраты. Есть приложение к 205 приказу о том, какие именно продукты заменяются. Если отсутствует, например, салат, то его заменяют маринованными продуктами. Развесовка идет четко по граммам. Раннее на одного осужденного было положено в сутки не более 72 рублей, сейчас 69 рублей. Администрация тюрьмы не имеет право тратить на одного человека больше 69 рублей государственных денежных средств. Представитель ответчика сейчас говорит о фактических затратах. По ее словам сегодня сумма 2000 рублей, а завтра уже 10000 рублей. Есть четкие ставки. 205 Приказ содержит нормы питания, например, белого хлеба положено на одного осужденного 250 грамм. 3 шт. положено в сутки, но они получают 2.
Представитель административного ответчика (и заинтересованного лица – ГУФСИН РФ по Красноярскому краю) Колесник Н.А. заявленные требования не признала. Пояснила, что учреждение несет следующие затраты за коммунальные услуги, оплачивают за воду в ООО «Енисейводоканал», за свет - в ПАО «Красноярскэнергосбыт», за водоотведение - в ООО «ЕСП». Котельная у тюрьмы своя.
Сообщила, что денежные средства списываются с осужденного по факту, то есть то, что потрачено учреждением. За свет Тюрьма № 2 платит в текущем месяце, делается 2 платежа - авансом и третий платеж заключительный (корректирующий). За водоотведение оплата также производится двумя платежами. В январе 2020 г. расходы на коммунальные услуги были. На каждую коммунальную услугу у них заключен государственный контракт.
Порядок (схема) расчета суммы на одного осужденного следующий: например, в тюрьме сидит 200 человек, за свет за январь 2020 года расход составил 100 тысяч киловатт, которые «разбиваются» на каждого осужденного, допустим по 500 рублей на человека. Таким же образом производится расчет расходов за воду. В Тюрьме № 2 есть осужденные, которые освобождены от взыскания денежных сумм.
В ФКУ Т-2 содержатся осужденные не только к тюремному виду режима, а еще к общему виду режима для хозяйственного обслуживания, также есть подозреваемые, обвиняемые, осужденные, которые ждут перемещения. Когда идет расчет за коммунальные услуги, учитываются все лица, содержащиеся в учреждении. Когда речь идет о питании, то здесь осужденные к тюремному виду режима питаются по 1 норме, больные, женщины, несовершеннолетние питаются по другой норме. Раскладка идет отдельно.
В соответствии со ст. 99 УИК РФ, расчет производится по факту затрат. Если осужденные не трудятся, их содержит государство. Тот, кто получает пенсию по инвалидности, с них производят взыскания либо они оплачивают самостоятельно. Если осужденным предоставляют работу, но они отказываются от работы, то они должны самостоятельно оплачивать коммунальные услуги. В данном случае зафиксирован факт отказа от работы Черкесова А.М., это и явилось основанием для удержания с него денежных средств. С момента отказа от работы, учреждение производит расчет суммы и списывает с осужденного. Они могут удерживать суммы только помесячно. Сейчас удержания с истца не производят. Если на его счет поступят денежные средства, то их удерживают за соответствующий период. Если, например, денежные средства поступят в августе, то тюрьма спишет начисление только за август (элемента накопления долга нет). Если денежных средств на лицевом счете истца не будет, то затраты понесет государство.
Продукты питания для осужденных приобретаются следующим образом: часть средств выделяет ГУФСИН по Красноярскому краю, и на другую часть тюрьма объявляет аукцион, тем самым определяется поставщик согласно Федеральному закону от 05.04.2013 г. № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также проводится аукцион по скоропортящимся продуктам, такие как дрожжи, они имеют срок годности 7 суток. Допустим, поставщик обязан им поставить товар каждый вторник и дрожжей хватает на 7 дней. Каждая партия продуктов приходит отдельно, расчет осуществляется универсальным платежным документом.
Меню для осужденных меняется каждый месяц. В зависимости от того, какие продукты имеются на складе определяется меню. Определенные продукты нельзя употреблять за один прием пищи, нельзя также сочетать одни продукты с другими. Сейчас раскладкой меню для осужденных занимается ГУФСИН по Красноярскому краю.
В письменных возражениях на иск представитель административного ответчика Колесник Н.А. также указала на несогласие с заявленными требованиями. Сообщила, что правовые основания для привлечения Черкесова А.М. к труду имелись, а именно: ст. 11 Трудового кодекса РФ, ч. 2,3 ст. 11, с ч. 4 ст. 99, ч. 1 ст. 102, ч. 1,2 ст. 103, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105, ст. 107, УИК РФ; пп. 16,24 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (далее - Правила). Полагала трудоустройство истца при изложенных выше обстоятельствах законным и обоснованным.
Питание Черкесова А.М. организовано в соответствии с Минимальной нормой питания осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 г. № 205. Затраты на содержание одного осужденного за январь 2020 года составили: 1 055,09 рублей - на коммунальные услуги на содержание одного осужденного; 115,50 рублей в день (3580,50 рублей в месяц) – расходы на питание. Всего затрат - 4635,59 рублей.
По поводу денежных средств на лицевом счете, приводя положения ч. 1 ст. 41 Налогового кодекса РФ, ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», также указала законность их списание в счет оплаты за питание и коммунальные услуги.
Заинтересованные лица – ГУФСИН РФ по Красноярскому краю, начальник центра трудовой адаптации ФКУ Т-2 ГУФСИН РФ по Красноярскому краю, Алтуева А.М., соответчик Министерство финансов РФ, были извещены о дате и времени судебного разбирательства, представителей в суд не направили, ходатайств об отложении дела не заявлялось.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд находит возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Выслушав доводы участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц, если это установлено федеральным законом.
В соответствии с чч. 2,3 ст. 11 УИК РФ, осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце (ч. 4 ст. 99 УИК РФ).
Пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом Минюста России от 16.12.2016 г. № 295 (далее – ПВР), осужденным вменена обязанность исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; добросовестно относиться к труду и учебе.
Пунктом 24 ПВР установлено, что осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определенных администрацией ИУ, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и прохождения ими обучения по специальности, требующей соответствующей квалификации, а также исходя из наличия рабочих мест, кроме работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных в соответствии с перечнем (приложение N 8): по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, а также размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций; с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им представителей администрации ИУ; в качестве водителей оперативных машин; в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков; в качестве сторожей в ночное время на удаленных объектах (для колоний-поселений).
Как установлено в судебном заседании, Черкесов А.М. отбывает наказание по приговору Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года, которым осужден по <данные изъяты>, с применением ч. 3 ст. 69, п. «в» ч. 1 ст. 71 УК РФ к 10 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; постановлением Советского районного суда г. Красноярска от 28 августа 2017 года переведен для отбывания наказания в тюрьму на три года; в ФКУ «Тюрьма № 2 » находится с 11.02.2019 года.
Приказом Тюрьмы № 2 от 25.11.2019 года № 67-ос Черкесов А.М. был привлечен к оплачиваемому труду с 25.11.2019 г. в должности уборщика производственных помещений на объекте «Швейное производство».
25.11.2019 года в 15:30 ответчик, находясь в камере 37, категорически отказался выйти на работу согласно разнарядке на 25.11.2019 года. На законные требования заместителя дежурного помощника начальника тюрьмы капитана внутренней службы Мордвинова Д.В. выйти на работу согласно разнарядке, осужденный Черкесов А.М. отвечал отказом.
Аналогичным образом он отказался выйти на работу 26.11.2019 г. и 27.11.2019 г.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания постановлением от 28.11.2019 года Черкесов А.М. был водворен в ШИЗО на 14 суток.
Обжалование действий администрации ФКУ Т-2 по привлечению истца к дисциплинарной ответственности по данным обстоятельствам было предметом рассмотрения по административному делу № 2а-560/2020. Решением от 04.09.2020 г. по данному делу административные исковые требования Черкесова А.М. были оставлены без удовлетворения.
В указанном решении признаны несостоятельными доводы истца о том, что отказ от выхода на работу не может свидетельствовать о совершении дисциплинарного проступка, поскольку его трудоустройство являлось незаконным, так как на момент совершения им данных проступков приказ о привлечении истца к оплачиваемому труду в соответствии с положениями ст.ст. 103, 104 УИК РФ от 25.11.2019 г. являлся действующим, был отменен приказом от 28.11.2019 г., доказательств, свидетельствующих о незаконности привлечения Черкесова к оплачиваемому труду, в материалы дела не представлено, данные действия администрации истцом в установленном законом порядке не оспорены.
Таким образом, вопрос законности (незаконности) трудоустройства истца самостоятельным предметом рассмотрения по указанному административному делу не являлся, соответственно, приведённое решение не является юридическим препятствием для рассмотрения по существу заявленных по настоящему делу требований относительно обстоятельств трудоустройства административного истца.
Разрешая требования истца о признании незаконным трудоустройства при изложенных выше обстоятельствах, суд не находит оснований для их удовлетворения в силу следующего.
Помимо пп. 16,24 ПВР обязанность осужденных трудиться предусмотрена ч. 1 ст. 103 УИК РФ, в соответствии с которой каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных (ч. 5 ст. 103 УИК РФ).
Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность (ч. 6 ст. 103 УИК РФ).
Таким образом, трудоустройство для осужденных не является аналогом коммерческого предложения, а обусловленная правовым статусом обязанность.
Эта же правовая позиция отражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014 г., а именно о том, что осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
Как следует из материалов дела, административный истец, обладавший статусом осужденного, был трудоустроен на оплачиваемой основе с 25.11.2019 г. в должности уборщика производственных помещений на объекте «Швейное производство».
Доказательств того, что ответчиком были нарушены права истца фактом трудоустройства на указанную должность истцом, с учётом положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ, не представлено. Довод о том, что данная должность требовала особой квалификации, которой истец не обладал, является голословным.
Ссылки административного истца на положения ст. 77 УИК РФ суд находит также основанными на неверном толковании правовых норм.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 77 УИК РФ, в исключительных случаях лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Из материалов дела четко следует, что Черкесов А.М., на момент принятия оспариваемых решений не имел статуса осужденного, «оставленного в тюрьме». Постановленным в отношении него приговором ему назначено отбывать наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Вид исправительного учреждения ему изменён в порядке исполнения приговора постановлением Советского районного суда г. Красноярска, что не является «оставлением» по смыслу ст. 77 УИК РФ.
Таким образом, ст. 77 УИК РФ регулирует совершенно иные правоотношения и к оспариваемым истцом обстоятельствам неприменима. Кроме того, суд обращает внимание, что должность, на которую истец был трудоустроен, не является работой по хозяйственному обслуживанию, а осуществлялась на производственном объекте.
Медицинских и иных противопоказаний для трудовой деятельности в отношении Черкесова А.М. не имелось. Приказ о трудоустройстве от 25.11.2019 года № 67-ос о привлечении Черкесова А.М. к оплачиваемому труду с 25.11.2019 г. издан начальником ФКУ Т-2 в пределах своих полномочий, доказательств обратного материалы дела не содержат. Обстоятельства привлечения к дисциплинарной ответственности за отказ от работы уже были предметом рассмотрения по административному делу № 2а-560/2020 и повторному исследованию не подлежат.
Разрешая требования истца о признании незаконным списания с его лицевого счета денежных средств в размере 4635,59 руб., о необоснованности данной суммы, суд также не находит правовых оснований для их удовлетворения.
Согласно положениям статьи 4 Закона об исполнительном производстве), статей 12 и 13 Федерального закона РФ от 21.06.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременного совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем, в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (часть 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве).
Частью 2 статьи 100 Закона об исполнительном производстве взыскание по исполнительным документам допускается в отношении любых доходов граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за исключением видов доходов, перечисленных в статье 101 указанного выше Закона.
Статьей 101 Закона об исполнительном производстве установлено 17 видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено, к числу которых не отнесены денежные переводы физических лиц, поступающие на лицевые счета осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Согласно части 5 статьи 91 УИК РФ осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам.
В соответствии со статьей 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
На лицевой счет осужденных зачисляется, независимо от всех удержаний, не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (часть 3 статьи 107 УИК РФ).
С учетом вышеизложенного, суды пришли к правильным выводам о том, что кроме доходов, перечисленных в статье 101 Закона об исполнительном производстве, обращение взыскания по исполнительным документам на денежные переводы и кассовые поступления на лицевые счета осужденных, в том числе от их родственников, осуществляются администрацией учреждения в установленном порядке в соответствии с требованиями части 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве, но не более 70%.
При этом федеральным законодателем не предусмотрено какого-либо письменного согласия осужденного на принудительное удержание по постановлениям об обращении взыскания на заработную плату, пенсию и иные доходы должника.
Денежные средства, находящиеся на лицевом счете осужденного, независимо от источника их поступления (оплата труда либо переводы от иных лиц в дар), являются собственностью самого осужденного, его доходами, которыми тот вправе распоряжаться по своему усмотрению, поэтому к ним в полном объеме должны применяться положения как уголовно-исполнительного законодательства, так и законодательства об исполнительном производстве (Определение 8 КСОЮ от 09.12.2020 г. № 88А-18403/2020 по делу N 2а-111/2020).
В судебном заседании установлено, что учет личных денег осужденных администрация учреждения (ФКУ Т-2) осуществляет в соответствии с Инструкцией по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России, утвержденной Приказом Минюста РФ от 08.12.2006 г. № 356.
Для учета личных денег осужденного Черкесова Аслана Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. бухгалтерией учреждения был открыт лицевой счет №. По состоянию на 01.01.2020 г. сальдо (остаток) денежных средств на нём составлял 38,41 руб.
10.01.2020 г. поступили денежные средства в кассу учреждения на основании приходного кассового ордера № 5 (ПКО №5) и заявления от Богдановой М.А., на сумму 10 000,00 руб., остаток личных денег составил 10 038,41 руб.
17.01.2020 г. произведено списание денежных средств на сумму 3 178,00 руб. при покупке товаров в магазине при ФКУ Т-2 ГУФСИН России по Красноярскому краю, на основании заявления осужденного и чека контрольно - кассового аппарата № 1, остаток личных денег составил 6 860,41 руб.
28.01.2020 г. произведено списание денежных средств заявкой на кассовой расход № 104 (ЗКР № 104) в счет возмещения расходов но содержанию (за питание) согласно ч.4 ст.99 и ч.1 ст. 107 УИК России на сумму 3 580,50 руб., остаток личных денег 3 279,91 руб. В этот же день - заявкой на кассовой расход № 105 (ЗКР № 105) в счет возмещения расходов по содержанию (за коммунальные услуги) согласно ч.4 ст.99 и ч.1 ст.107 УИК РФ на сумму 1 055, 09 руб., остаток личных денег составил 2 224,82 руб.
Более в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ денежные средства не списывались.
Всего за период с 20.06.2019 г. по 11.08.2020 г. на лицевой счет Черкесова А.М. поступили денежные средства на общую сумму 78 327,95 руб., удержано за приобретение товаров через магазин 36 260,61 /руб., за оформление подписки 9 734,10 руб., переведено в связи с этапированием 35 547,04 руб., возмещено расходов на содержание 4 635,59 руб.
Списанная ответчиком 28.01.2020 г. сумма 4 635,59 руб. (67,57 %) не превысила 70 % от средств, находившихся на лицевом счете истца.
Доводы Черкесова А.М. о недопустимости списания средств, не являющихся, по его мнению, доходами истца, основаны на неверном толковании материальных норм. Так, указанный истцом пункт 5 ст. 208 Налогового кодекса РФ не применим к спорным правоотношениям, поскольку в нем прямо указано, что в «целях настоящей главы» (глава 23 Налогового кодекса «Налоги на доходы физических лиц») доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Расширительное и применение нормы к правоотношениям в области исполнительного производства недопустимо. Конкретно данная норма относится к сфере налогообложения и её объектам.
Доводы истца о необоснованности и завышенном размере суммы списания суд также находит необоснованными.
Допрошенный в качестве свидетеля по ходатайству представителя ответчика старший инженер-энергетик ФКУ Т-2 ФИО18 пояснил суду, что в его обязанности в учреждении входит организация водоснабжения, электроснабжения, обеспечение ремонтов теплоэнергетического хозяйства, в том числе водоотведение. Он занимается также договорной работой с поставщиками тепло- и электроэнергии с ресурсоснабжающими организациями, ремонтом котельного оборудования, электротехники.
Расчет денежных средств, удерживаемых с осужденных за коммунальные услуги в ФКУ Т-2, производится на основании рекомендаций ФСИН России по тепловой энергии от 2015 года, по водоотведению - от 2014 года. В них изложены нормы потребления на каждого осуждённого, в целом на учреждение в зависимости от количества осужденных, наличия котельного оборудования. Все нормы суммируются, выделяется доля потребления на каждого осужденного исходя из этого применяются ценовые тарифы поставщиков энергоресурсов выводится стоимость удержания за тепловую энергию, воду, водоотведение. В части электроэнергии учреждение ориентируется на постановление Администрации Красноярского края об утверждении социальной нормы, где на осужденного имеется норма не менее 110 Квт.
Фраза «среднесписочное число осужденных» означает количество осужденных к тюремному виду режима на первое число месяца, с которых подлежит удержание. В течение месяца число осужденных меняется. Организациями, поставляющими коммунальные ресурсы в Т-2 являются ООО «Енисейэнергоком» - поставляет тепловую энергию на объекты, которые не касаются непосредственно осужденных; воду поставляет ООО «Енисейводоканал»; электроэнергию - ПАО «Красноярскэнергосбыт». Водоотведением занимается МУП «ЕСП». Тепловая энергия поставляется из собственной котельной, закупается уголь.
Затраты по тепловой энергии распределяются следующим образом: берутся затраты на приобретение угля, затраты на электроэнергию, потраченную на производство и выработку тепловой энергии, заработная плата осужденных. Таким образом, выводится тариф, стоимостью за 1 гикокалорию, затем эта сумма, потраченная на выработку тепловой энергии, делится на объем помещений, в которых содержатся только осужденные. ООО «Енисейэнергоком» обслуживает только выездной объект – гаражи, они в расчетах не участвуют.
Уголь закупается по аукциону, цена всегда разная. Аукцион проводит учреждение. Государственный контракт на поставку угля заключается в зависимости от выделенных денежных средств. Собираются предложения, определяется объем. Затраты на уголь удерживаются с помещений, где содержатся осужденные.
Общая площадь камер делится на всех осужденных, берется количество осужденных и площадь, в которой они содержатся, и всё делится поровну. Кто где сидел (какую площадь фактически занимал), это не учитывается.
В материалы дела представлена справка с расчетом расходов учреждения за январь 2020 г. по видам коммунальных услуг, оплаченных учреждением сторонним организациям, а равно расходов на отопление силами собственной котельной.
Обоснование расчетов и применённые истцом формулы, в соответствии с методическими указаниями по расчету потребности в топливно-энергетических ресурсах объектов учреждений УИС, разработанных Тверским филиалом ФКУ ЦНТЛ ФСИН России и утвержденные директором ФСИН России 19.12.2012 года, истцом не оспорены.
Так, представлен расчет стоимости воды и доли потребления осужденными тюремного вида режима, которая составила: по холодной воде 22,64 % (1,02 куб.м за расчетный период при численности ТВР 102 чел.) на сумму 83,30 рублей при тарифе 81,62 рубля; по горячей воде - 31,58 % (1,48 куб.м за расчетной период при численности ТВР 102 чел.) при тарифе ГВС 168,07 рубля за куб.м. Стоимость ГВС рассчитана из стоимости холодной воды плюс стоимость затрат на ее нагрев, с учётом действовавшего тарифа: с 01.01.2019 г. по 30.06.2019 г. - 79.48 руб. за м/куб; с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. - 81,62 руб. Количество тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 м. куб. холодной воды составляло 0,05 Гкал. Тариф теплоснабжения -1771,79 руб./Гкал.
Соответственно, расчеты по горячей воде по периодам следующие: с 01.01.2019 г. по 31.06.2019 г. - 1771.79 *0,05+79,48 =168,07 руб. за куб. м.; 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. - 1771,79 *0.05+81,62 = 170,21 руб. за куб.м.
Стоимость сточных вод определена как сумма потребленной горячей и холодной воды: (1,02+1,48)* 108,62=280,24 рубля.
Расчет стоимости тепловой энергии произведён путем определения затрат на электроэнергию: З = Э х T, где Э - расчетное количество электроэнергии, необходимое для выработки планового количества тепловой энергии, кВт.ч ; Т - действующий тариф на электроэнергию для промышленной группы потребителей 4,23 руб / кВт.ч.
Расчетное количество электроэнергии определено по формуле: Э = N*t*n*k + N * I * п ; N - мощность эл.двигателей, кВт/ч? N - мощность уст. освещения, кВт/ч? t - время работы в сутки, ч; n - кол-во дней в месяц; k - коэффициент нагрузки: январь -48.7 х 24 х 31 х 0,8 + 1 х 24 х 31 = 29.730.2 кВт/ч ; февраль -48.7 х 24 х 28 х 0,8 + 1 х 24 х 28 = 26.925.1 кВт/ч ; март-48.7 х 24 х 31 х 0,8 + 1 х 24 х 31 = 29.730.2 кВт/ч; апрель - 48.7 х 24 х 30 х 0,8 + 1 х 24 х 30 = 28.795.2,0 кВт/ч ; май - 30 х 24 х 15 х 0,8 + 1 х 24 х 15 = 9.000.0 кВт/ч ; июнь -18 х 24 х 9 х 0,8 + 1 х 24 х 9 = 3326,4 кВт/ч; июль -18 х 24 х 9 х 0,8 + 1 х 24 х 9 = 3326,4 кВт/ч; август -18 х 24 х 8 х 0,8 + 1 х 24 х 8 = 2956,8 кВт/ ч, сентябрь - 30 х 24 х 20 х 0,8 + 1 х 24 х 20 = 12000,0 кВт/ч ; октябрь - 48.7 х 24 х 31 х 0,8 + 1 х 24 х 31 = 29.730.2 кВт/ч; ноябрь -48.7 х 24 х 30 х 0,8 + 1 х 24 х 30 = 28.795.2.0 кВт/ч; декабрь -48.7 х 24 х 31 х 0.8 + 1 х 24 х 31 = 29.730.2 кВт/ч. Итого: 234 043.2 кВт/ч.
Расчетное количество электроэнергии Э определяется по формуле: Э = Э х Q (полезный отпуск тепловой энергии), кВт/ч; Э = 37.9 (усреднённая N за 12 месяцев) х 3862.2 = 146.377 кВт/ч. Расчетный расход электроэнергии 234.043.2 кВт/ч, принимается 146.377 кВт/ч : З = Э х T или 146.377 х 4,23 = 619 174 руб.
Затраты на воду определены по формуле: З = V х Т, руб. V = V х Q = 0,5 х 3862,2 = 1931,1 куб.м; З = 1931,1x78,15 = 150915,46 руб. Затраты на оплату труда определены из расчёта годового фонда оплаты труда 4-х кочегаров, с учетом социальных отчислений, который составляет -697642,85 рублей. Плановый расход угля год составляет 1300 тонн, стоимость угля поставленного в адрес учреждения на отопительный период 2018-2020 г.г. составляла 4134,82 рубля. Затраты на годовое потребление угля составляют - 5375266 рублей. Суммарные затраты на производство и транспортировку тепловой энергии определены как совокупность затрат на электроэнергию, на воду, на оплату труда, на годовое потребление угля: 619174,71 +150915,46 +697642,85+5375266 = 6 842 999 руб.
Тариф на производство и транспортировку тепловой энергии определён по формул: Т = З / Q, руб/Гкал, где З – это суммарные затраты на производство и транспортировку тепловой энергии, тыс.руб; а Q - полезный отпуск тепловой энергии, Гкал ; Т = 6 842 999/ 3862,2 = 1771,79 руб / Гкал.
Расчет стоимости тепловой энергии на 1 осужденного (подозреваемого) произведён следующий: общий объем отапливаемых помещений составляет 30373 куб. м, объем отапливаемых жилых помещений составляет 13900 куб. м. Годовая потребность в тепловой энергии для отопления жилых помещений составляет 564 Гкал, потребность в тепловой энергии на 1 месяц составляет 47 Гкал. Стоимость на 1 осужденного при численности 240 человек составляет: 47 гкал* 1771,79 руб.)/240 чел. = 158,79 рублей.
Данные расчеты истцом не оспорены, какой-либо контррасчет не представлен.
Довод административного истца о том, что с него были удержаны суммы за теплоснабжение, с учётом фактически занимаемой большей площади камеры (по количеству человек в камере, которых не было), является неосновательным, поскольку в судебном заседании установлено, что затраты на человека определяются путём деления общей площади камер на всех осужденных, берется количество осужденных и площадь, и всё делится поровну. Фактически занимаемая площадь осужденными не учитывается.
По вопросам питания и продовольственного обеспечения учреждения допрошенная в судебном заседании Фролова А.И. – главный бухгалтер ФКУ Т-2, сообщила, что обеспечение питанием осужденных осуществляется следующим образом. Идет распределение с ГУФСИН Красноярского края, все продукты поступают централизованными поставками, или они проходят через Жилищно-коммунальное управление ГУФСИН России по Красноярскому краю. ГУФСИН выделяются денежные средства, идет разделение по структурным подразделениям, но до них (ФКУ Т-2) этого не доводится. Идет распределение централизованное: сколько продуктов питания, и в каком объеме будет использовано. Стоимость продуктов определяется ГУФСИН по краю. Именно тюрьма в торгах на приобретение продукции не принимает участия. Они уже получили определенный объем продуктов. До учреждения доводится только разнарядка, выписывается доверенность, они едут в учреждение, где необходимо получить продукты питания. Там они эти продукты принимают. Им (тюрьме) выписывается извещение и накладная, далее продукты привозятся в тюрьму, и бухгалтерия ставит это на учет, переедает на склад, где идет раскладка продуктов. Стоимость продуктов питания прописана в накладной.
В течение месяца стоимость одного и того же продукта может измениться. Например, сегодня гречка по 50 рублей, завтра по 52 рубля. Это видно по накладной. Это среднерыночная цена, которую устанавливает при объявлении аукциона. Для определения любой среднерыночной цены, необходимо изучить рынок. Ценообразование идет от краевого ГУФСИН, некоторые товары собственного производства.
Определение сумм, подлежащих взысканию с осужденных, происходит следующим образом. Приходит товар, мы их в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно накладной заносится в программу «1С» по той цене, которая указана в товарной накладной. В программу заносится стоимость и объем. Затем бухгалтерия ежедневно списывает продукты: сначала делается распределение продуктов, дается накладная, заведующая складом идет на склад и выдает продукты в столовую. Списание продуктов идет на основе накладной. В конце дня к нам (в бухгалтерию) приносят накладные и акты списания, на основании этих документов списываются продукты. Программа это делает автоматически, но учет ведется среднемесячный и среднедневной ценой. Если осталось 2 кг. гречки по 50 рублей и пришло 3 кг. по 55 рублей, здесь надо выверить сколько отдали по 50 рублей гречки допустим 600 грамм и сколько гречки по 55 рублей. Программа посчитала, и по 55 рублей гречку бухгалтерия будет выдавать в конце месяца. Чтобы посчитать среднемесячную сумму, берется среднедневная цена. Один день гречка идет по одной цене, а в другой день по иной цене, это все умножается на списание. Бухгалтерия ориентируется на остаток, кто берет продукты со склада. Каждый товар имеет свою марку. Сначала выводится среднедневная цена одного килограмма гречки, а из среднедневной выводится среднемесячная. Среднедневная выводится, допустим, гречка по 50 рублей за 2 кг. Суммируется вес и сумма и выводится среднее. Если 3 дня гречка стоит 50 рублей, а остальные по 55 рублей, то средняя цена уже будет выше.
Имеются нормативы по подсчету питания для осужденных, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время». В данном документе расписаны по граммам продукты питания, которые учреждение ФСИН обязано выдавать каждому осужденному в сутки для мужчин и женщин. Черкесов питался по первой норме, иных норм не было. За январь 2020 г. на осужденного тратилось 115,50 рублей за каждый день. Удержание средств с лицевого счета за питание производилось в соответствии со ст. 107 УИК РФ. Было произведено удержание за фактический период, как и за коммунальные услуги в месяц. Списывая средства с лицевого счета истца, она руководствовалась Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В бухгалтерию поступило постановление о взыскании с должника денежных средств. Под «иными доходами» осужденного понимаются те, доходы, которые поступают на лицевой счет, кроме исключения, которое указано в ст.101 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Это благотворительность, чрезвычайные ситуации, материальные иски. Тюрьма и бухгалтерия не имеют право удерживать денежные суммы, кроме дохода. Денежная сумма поступила на счет Черкесова от родственников и является его доходами. Сумму, поступившую на лицевой счет осужденного от его родственников, бухгалтерия рассматривает как «иные доходы».
Довод истца о том, что возмещение затрат на питание должно производиться по нормативным (максимальная сумма на питание в день на осужденного), а не фактическим расчётам (затратам), являются необоснованными. Суд исходит из буквального смысла нормы, предусмотренной ч. 4 ст. 99 УИК РФ, в соответствии с которой именно в пределах фактических, а не нормативных (расчетных) затрат подлежат расходы учреждения. Вопрос надлежащего либо ненадлежащего (недостаточного) продовольственного обеспечения и питания осужденных как самостоятельное требование по настоящему делу не заявлялся, каких-либо доказательств тому, что истец в нарушение минимальных норм питания, установленных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. № 205, питался ниже (хуже) или лучше предусмотренного меню для осужденных, в материалы дела не представлено.
Как следует из медицинской справки врио начальника филиала МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России Власова С.А. повышенная норма питания на Черкесова А.М., в соответствии с Приказом Минюста России от 17.09.2018 г. № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».
При изложенных обстоятельствах правовые и фактические основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 176, 177-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Черкесова Аслана Магомедовича к ФКУ Тюрьма № 2 ГУФСИН РФ по Красноярскому краю о признании незаконным действий по трудоустройству 25.11.2019 г., а также по списанию с лицевого счета денежных средств в размере 4635,59 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.А. Штей
Мотивированное решение составлено 25.12.2020 г.