Дело № 12-2-143/2020 64RS0004-01-2019-004769-33
РЕШЕНИЕ
13 августа 2020 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Гордеева А.А.,
при секретаре судебного заседания Никонцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Саратовский медицинский центр Федерального медикобиологического агентства» (далее ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р.) Е. Л.Г. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Лобановой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении главного бухгалтера Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Саратовский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» (далее ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р.) Е. Л.Г.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Лобановой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ №.32.5-755/2019 об административном правонарушении главный бухгалтер ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р. Е. Л.Г. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Главный бухгалтер ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р. Е. Л.Г. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, и просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, применить положение статьи 2.9 КоАП РФ. В обоснование доводов жалобы указано, что являясь должностным лицом, Е. Л.Г. в соответствии с договором №/Б-18 от ДД.ММ.ГГГГ на поставку лекарственных препаратов, действующих на сердечно-сосудестую систему для нужд ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р. (заказчик) поставщик обязался в порядке и сроки, предусмотренные договором, осуществить поставку лекарственных препаратов, а заказчик принял на себя обязательства в порядке и сроки, предусмотренные договором, принять и оплатить поставленный товар. В пунктах 5.3., 9.3., 17.2 договора прямо указано на обязанность поставщика предоставить заказчику акт об исполнении обязательств по договору, непредставление поставщиком заказчику данного акта не освобождает заказчика от обязанности оплаты фактически полученного товара. В случае неуплаты за поставленный товар у заказчика возникает задолженность, что ведет к нарушению обязательств по оплате полученного товара и грозит заказчику начислением процентов за пользование чужими денежными средствами. Чтобы не нарушить срок оплаты главный бухгалтер произвела оплату на основании счета, счет-фактуры, товарной накладной, акта приема-передачи. ДД.ММ.ГГГГ были представлены в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области сводный реестр товарных накладных на поставку товара и акт об исполнении обязательств по договору. Таким образом, допущенное нарушение носило кратковременный характер, было устранено добровольно, не повлекло за собой каких-либо негативных последствий для ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р., общества и государства либо нарушение прав и законных интересов граждан, не причинило материальный вред гражданам и государству.
Главный бухгалтер ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р. Е. Л.Г., должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Лобанова О.А., в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. В возражениях на жалобу заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Лобановой О.А. полагала жалобу Е. Л.Г. не подлежащей удовлетворению, поскольку нарушение срока и порядка оплаты договора, допущенное в сфере законодательства о контрактной системе, не может быть признано малозначительным. У Е. Л.Г. имелась возможность в полном объеме выполнить требования закона о контрактной системе, или принять все возможные способы для их соблюдения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, а также представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (пункт 1).
В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с ч. 7 ст. 94 Федерального закона приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В силу части 1 статьи 107 Федерального закона № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела и обжалуемого постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона № «Поставка препаратов для лечения инфекционных заболеваний для нужд ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р.». Заказчиком данного аукциона является ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р.. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 602 551 рубль 09 копеек.
По результатам проведения аукциона ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р. (заказчик) заключил с закрытым обществом с ограниченной ответственностью «ФАРМ РЕАЛ» договор №/Б-18 от ДД.ММ.ГГГГ (листы дела 19-28).
Согласно пункту 1.1 договора поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, осуществить поставку лекарственных препаратов для лечения инфекционных заболеваний (далее товар) в соответствии со спецификацией, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, принять и оплатить поставленный товар.
В соответствии с пунктом 5.3 договора при поставке товара поставщик представляет следующие документы: а) копию регистрационного удостоверения лекарственного препарата, выданного уполномоченным органом; б) протокол согласования цен поставки товара, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, составленный по форме в соответствии с законодательством Российской Федерации (при поставке товара, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов); в) товарную накладную, составленную по форме в соответствии с законодательством Российской Федерации; г) акт приема-передачи товара в двух экземплярах: один экземпляр для заказчика (получателя) и один экземпляр для поставщика; д) копию документа, подтверждающего соответствие товара, выданного уполномоченными органами (организациями) (если данное требование установлено законодательством).
В силу пункта 9.3 договора оплата по договору за поставленный товар осуществляется заказчиком после представления поставщиком в срок, не превышающий 30 дней с даты поставки товара, документов, предусмотренных пунктом 5.3 договора, а также документов на оплату: а) счета; б) счета-фактуры; в) товарной накладной (товарных накладных, подписанных получателями); г) акта приема-передачи товара (приложение № к договору) в двух экземплярах (один экземпляр для заказчика (получателя) и один экземпляр для поставщика); д) сводного реестра товарных накладных на поставку товара; е) акта об исполнении обязательств по договору (приложение № к договору), подписанного сторонами в порядке, определенном пунктом 17.2 договора.
Обязательства по договору считаются выполненными поставщиком после подписания сторонами акта об исполнении обязательств по договору (приложение № к договору) (пункт 17.2 договора).
В ходе плановой проверки Управлением Федерального казначейства по Саратовской области установлено, что в соответствии с платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, № товар оплачен заказчиком (ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р.) при отсутствии акта об исполнении обязательств, являющихся приложением № к договору.
Таким образом, ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р. нарушен порядок оплаты обязательств по договору №/Б-18 от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом (распоряжением) директора ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р. о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ на должность главного бухгалтера учреждения назначена Е. Л.Г.
Согласно должностной инструкции главного бухгалтера, утвержденной директором ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р. ДД.ММ.ГГГГ, с которой Е. Л.Г. ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГГГ, в обязанности главного бухгалтера входит обеспечение своевременности и правильности оформления первичных документов, осуществление контроля за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Управления Федерального казначейства по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного бухгалтера ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р. Е. Л.Г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, и привлечения ее к административной ответственности.
Факт совершения главным бухгалтером ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р. вменяемого административного правонарушения и ее вина подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
При этом факт произведенной оплаты поставленного товара без составления акта об исполнении обязательств, являющегося приложением № к договору, Е. Л.Г. не оспаривается; сводный реестр товарных накладных на поставку товара и акт об исполнении обязательств по договору представлен Е. Л.Г. в Управление Федерального казначейства по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах заместитель руководителя УФАС Р. по Саратовской области Лобанова О.А. пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р. Е. Л.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
Вместе с тем суд полагает, что имеются основания для признания совершенного главным бухгалтером ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р. Е. Л.Г. административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая характер совершенного должностным лицом административного правонарушения, а также то обстоятельство, что платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, № ФГБУЗ СМЦ ФМБА Р. своевременно произведена оплата товара в рамках договора №/Б-18 от ДД.ММ.ГГГГ, при этом документы, предусмотренные пунктами 5.3 и 9.3 договора, для оплаты товара были предоставлены поставщиком заказчику, принимая во внимание отсутствие каких-либо вредных последствий, суд находит, что деяние Е. Л.Г. не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с объявлением Е. Л.Г. устного замечания.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Лобановой О. А. от ДД.ММ.ГГГГ №.32.5-755/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Саратовский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» Емельяновой Л. Г. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничится устным замечанием.
Решение судьи может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.А. Гордеев