Дело №2а-1608/2021
УИД 13RS0019-01-2021-003555-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Рузаевка 24 декабря 2021 года
Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Карповой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карабановой З.А.
при участии в деле:
от административного истца – Министерства внутренних дел по Республике Мордовия представителя Посеевой М.М. (по доверенности),
административного ответчика – Калояна Т.М.,
старшего помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Капкаевой Н.В. (на основании служебного удостоверения),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства внутренних дел по Республике Мордовия к Калояну Т.М. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение,
установил:
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении гражданина <данные изъяты> Калояна Т.М. (далее – Калоян Т.М., административный ответчик), подлежащего депортации, в специальное учреждение по тем основаниям, что МВД по Республике Мордовия на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 26.11.2021 №-рн о нежелательности пребывания в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Калояна Т.М. принято решение от 08.12.2021 о его депортации из Российской Федерации.
Калоян Т.М., подлежащий депортации, 22.12.2021 освобожден из мест лишения свободы и помещен в специальное учреждение на основании решения МВД по Республике Мордовия на срок, не превышающий сорока восьми часов. Поскольку пребывание Калояна Т.М. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, в целях защиты прав и законных интересов других лиц, административный истец просит принять решение о помещении гражданина <данные изъяты> Калояна Т.М., ДД.ММ.ГГГГ, подлежащего депортации, в специальное учреждение с 22.12.2021 на срок до трех месяцев, то есть до 22.03.2022.
В судебном заседании представитель административного истца МВД по Республике Мордовия Посеева М.М. в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный иск уточнила и просила принять решение о помещении гражданина <данные изъяты> Калояна Т.М. на срок до одного месяца, то есть до 22 января 2022 года.
Административный ответчик Калоян Т.М. административный иск не признал.
Заслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, учитывая заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела установлено, что приговором Динского районного суда Краснодарского края от 08.12.2020 Калоян Т.М. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 186 Уголовного кодекса Российской Федерации, к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
22.10.2014 Министерство юстиции Российской Федерации, рассмотрев документы осужденного Калояна Т.М., в соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» распоряжением №-рн признало пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Калояна Т.М., нежелательным.
26.11.2021 МВД по Республике Мордовия принято решение о депортации из Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Калояна Т.М., ДД.ММ.ГГГГ, с которым Калоян Т.М. ознакомлен под роспись.
Распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) гражданина <данные изъяты> Калояна Т.М. в Российской Федерации и решение о его депортации из Российской Федерации не отменены и не признаны незаконными.
22.12.2021 гражданин <данные изъяты> Калоян Т.М. освобожден из исправительного учреждения по отбытии срока наказания и на основании решения МВД по Республике Мордовия помещен в специальное учреждение на срок, не превышающий 48 часов.
Калоян Т.М., подлежащий депортации, имеет справку об освобождении, но не имеет документов, удостоверяющих его личность и документов необходимых для пересечения государственной границы Российской Федерации.
Территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции дано заключение об установлении личности Калояна Т.М. в связи с отсутствием у него документа, удостоверяющего личность.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом указанных конституционных положений в части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Под депортацией в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Административный ответчик, в отношении которого принято решение о депортации, не является гражданином Российской Федерации.
Из заключения об установлении личности Калояна Т.М. следует, что его гражданская принадлежность не установлена, гражданство Российской Федерации он не приобретал, паспортом гражданина Российской Федерации не документировался, при этом в принятых в отношении него решениях содержатся сведения о его гражданской принадлежности <данные изъяты>, и, пока не установлено иное, административный ответчик признается гражданином <данные изъяты>.
Принимая во внимание, что в отношении административного ответчика федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, вынесено решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции принято решение о его депортации, которые не отменены и не признаны незаконными, с заявлением об оспаривании решений о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации и о депортации административный ответчик не обращался, что подтверждается его объяснениями в судебном заседании, а также учитывая отсутствие у административного ответчика законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, наличие судимости за совершение умышленного преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и поскольку сведений об отсутствии перспективы получения документов необходимых для исполнения решения о депортации не имеется, суд признает административный иск о помещении административного ответчика, подлежащего депортации, в специальное учреждение обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы административного ответчика о том, что на территории Российской Федерации у него проживает родная сестра, являющаяся гражданином Российской Федерации, а он с малолетнего возраста также проживал на территории России, но не оформил свою гражданскую принадлежность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, судом отклоняются ввиду того, что указанные факты не имеют правового значения для решения вопроса о помещении административного ответчика, подлежащего депортации, в специальное учреждение при наличии имеющих силу распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, и принятого в отношении административного ответчика решения о депортации.
Помещение административного ответчика, подлежащего депортации, в специальное учреждение основано на федеральном законе и обусловлено значимой и законной целью.
Данных, исключающих возможность нахождения административного ответчика в специальном учреждении по состоянию здоровья, не имеется.
Пункт 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Указанное законоположение подлежит применению во взаимосвязи с положениями главы 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующей производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
В соответствии с частью 2 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.
Таким образом, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого принято решение о депортации, в специальном учреждении, и лицо, в отношении которого принято решение о депортации, не может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 сентября 2014 г. №1830-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Б на нарушение его конституционных прав положениями статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая объем мероприятий, которые необходимо осуществить территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере миграции для проведения процедуры подтверждения гражданской принадлежности и получения свидетельства о возвращении административного ответчика, длительность процесса оформления необходимых документов, суд в целях защиты прав иностранного гражданина, подлежащего депортации, относительно срока его пребывания в специальном учреждении принимает решение о помещении гражданина <данные изъяты> Калояна Т.М., ДД.ММ.ГГГГ, подлежащего депортации, в специальное учреждение с 22 декабря 2021 года на срок до одного месяца, то есть до 22 января 2022 года.
Государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взысканию с административного ответчика в порядке статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 268-269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
принять уточнение административного искового заявления Министерства внутренних дел по Республике Мордовия.
Административное исковое заявление Министерства внутренних дел по Республике Мордовия удовлетворить.
Поместить гражданина <данные изъяты> Калояна Т.М., ДД.ММ.ГГГГ, в Центр временного содержания иностранных граждан отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Чичаева, 3, на срок до 22 января 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы и представления через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Н.В. Карпова
Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2021 года.
Судья Н.В. Карпова