УИД 13RS0023-01-2023-002092-54
Судья Бурлаков И.И. № 2-1580/2023
Докладчик Селезнева О.В. Дело № 33-1975/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Пужаева В.А.
судей Дубровиной Е.Я. и Селезневой О.В.,
при секретаре Айзатуллиной А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 октября 2023 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Загребаловой Татьяны Дмитриевны к Государственному казенному учреждению Республики Мордовия «Центр занятости населения Республики Мордовия» о признании незаконным отказа в выдаче предложения о досрочном назначении пенсии, возложении обязанности выдать предложение о досрочном назначении пенсии, взыскании компенсации морального вреда и расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе Загребаловой Татьяны Дмитриевны на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Селезневой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Загребалова Т.Д. обратилась в суд с указанным иском к Государственному казенному учреждению Республики Мордовия «Центр занятости населения Саранский» (далее – ГКУ РМ «ЦЗН Саранский»), в обоснование которого указала, что она с 19 апреля 2021 г. является безработной, поскольку была уволена из общества с ограниченной ответственностью «ПНК» в связи с сокращением штата работников организации.
С 29 апреля 2022 г. она состояла на учете в ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» и относится к категории безработного (до настоящего момента не трудоустроена).
14 апреля 2023 г. она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину. Письмом ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» от 11 мая 2023 г. № 721 в выдаче в отношении нее предложения о досрочном назначении пенсии отказано.
Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку полагает, что предусмотренные законом основания для досрочного назначения ей пенсии имелись. Полагает, что она не обязана была являться в ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» на перерегистрацию 15 марта 2023 г., от общественных работ она не отказывалась.
Просила признать незаконным отказ ГКУ РМ «ЦЗН Саранский», содержащийся в письме от 11 мая 2023 г. № 721, в выдаче предложения о досрочном назначении ей пенсии, обязать ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» выдать предложение о досрочном назначении пенсии и взыскать с ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» в ее пользу в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей, а также возместить расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 июля 2023 г. исковые требования Загребаловой Т.Д. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Загребалова Т.Д. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, приводя доводы о несогласии с выводом суда первой инстанции о том, что выдача органами службы занятости предложения о досрочном назначении пенсии гражданину согласно положениям пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» является правом, а не обязанностью. Считает, что при рассмотрении дела ответчик не смог привести внятных и равных критериев для всех лиц, претендующих на получение названного предложения. Также полагает, что суд первой инстанции делает необоснованный вывод о том, что в рассматриваемом случае возможность трудоустройства для Загребаловой Т.Д. не утрачена, поскольку данное обстоятельство не подтверждено соответствующими письменными доказательствами. Обращает внимание на то, что Загребаловой Т.Д. за время ее нахождения в статусе безработного в органах службы занятости было выдано лишь одно предложение о трудоустройстве, а с учета она была снята только в июне 2023 года, после выдачи ей отказа № 721 от 11 мая 2023 г.
В возражениях на апелляционную жалобу директор ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» Юрченков И.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 31 октября 2023 г. по делу произведена замена ответчика Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Центр занятости населения Саранский» на Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Центр занятости населения Республики Мордовия» (далее – ГКУ РМ «ЦЗН Республики Мордовия»).
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (далее – ОСФР по Республике Мордовия) не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, при этом Сесорова О.А., действующая от имени ОСФР по Республике Мордовия, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного лица.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения истца Загребаловой Т.Д., ее представителя Клементьева С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГКУ РМ «ЦЗН Республики Мордовия» Юрченковой А.И., просившей об оставлении решения суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 19 апреля 2021 г. Загребалова Т.Д. уволена из общества с ограниченной ответственностью «ПНК» в связи с сокращением штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
23 апреля 2021 г. Загребаловой Т.Д. в соответствии с пунктом 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, (далее – Временные правила регистрации) с использованием Единого портала государственных услуг подано заявление № 895291963 о предоставлении ей государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании ее безработной.
Приказом ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» № 11680 от 29 апреля 2021 г. Загребалова Т.Д. признана безработной с установлением пособия по безработице:
- с 20 июля 2021 г. по 19 октября 2021 г. в размере 12 130 рублей;
- с 20 октября 2021 г. по 19 февраля 2022 г. в размере 10 350 рублей;
- с 20 февраля 2022 г. по 19 июля 2022 г. в размере 7 762 руб. 50 коп.
Приказом ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» № 5780 от 20 июня 2022 г. Загребаловой Т.Д. увеличена продолжительность периода выплаты пособия по безработице на 30 недель с 20 июля 2022 г. по 14 февраля 2023 г. в размере 7 762 руб. 50 коп.
Из представленных ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» в отношении Загребаловой Т.Д. данных следует, что в период нахождения Загребаловой Т.Д. на регистрационном учете в ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» последней были назначены следующие даты перерегистрации: 27 мая 2021 г., 18 июня 2021 г., 26 июля 2021 г., 24 августа 2021 г., 23 сентября 2021 г., 21 октября 2021 г., 25 ноября 2021 г., 20 декабря 2021 г., 14 января 2022 г., 9 февраля 2022 г., 11 марта 2022 г., 11 апреля 2022 г., 13 мая 2022 г., 9 июня 2022 г., 8 июля 2022 г., 5 августа 2022 г., 7 сентября 2022 г., 7 октября 2022 г., 11 ноября 2022 г., 5 декабря 2022 г., 21 декабря 2022 г., 20 января 2023 г., 14 февраля 2023 г. и 15 марта 2023 г.
Уведомление о дате перерегистрации Загребаловой Т.Д. ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» осуществлялось в электронном виде с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы.
В дату перерегистрации, назначенную на 15 марта 2023 г., Загребалова Т.Д., в ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» не явилась.
Данных о наличии уважительных причин неявки в ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» для перерегистрации представлено не было.
14 апреля 2023 г. Загребалова Т.Д. обратилась в ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» с заявлением о выдаче предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину.
Письмом ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» от 11 мая 2023 г. № 721 в выдаче предложения о досрочном назначении пенсии Загребаловой Т.Д. отказано.
Отказ ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» в выдаче предложения о досрочном назначении пенсии мотивирован нарушением Загребаловой Т.Д. критериев, установленных в пункте 155 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. № 116н, а именно наличие отказа от выданного ей 9 июня 2022 г. ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» направления для участия в общественных работах, а также неявка 15 марта 2023 г. без уважительных причин в ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» на перерегистрацию.
Из представленных ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» данных, следует, что на дату перерегистрации, назначенную на 15 марта 2023 г., в ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» имелось заявленных вакансий в количестве 3173, из которых по рабочим профессиям 2207.
13 июня 2023 г. на основании приказа ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» № 3952 Загребалова Т.Д. снята с регистрационного учета в связи с длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Загребаловой Т.Д., суд первой инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, и пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности выдать Загребаловой Т.Д. предложение о назначении досрочной пенсии по старости, поскольку Загребалова Т.Д. отказалась от участия в общественных работах, направление на которые ей выдавалось 9 июня 2022 г., не явилась в учреждение без уважительных причин в дату перерегистрации 15 марта 2023 г. Кроме того, указано, что выдача предложения о назначении пенсии является правом, а не обязанностью службы занятости, и представляет собой одну из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства.
Учитывая то, что факт нарушения ответчиком прав истца Загребаловой Т.Д. не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, суд первой инстанции не нашел оснований для компенсации истцу морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, изложенными в оспариваемом решении, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также выводы суда согласуются с нормами действующего законодательства.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно пункту 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Пенсия, предусмотренная данным пунктом, назначается со дня выдачи предложения органа службы занятости о досрочном назначении пенсии безработному гражданину без истребования от него заявления о назначении пенсии, в соответствии с порядком, аналогичным порядку назначения страховой пенсии по старости, и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если иное не предусмотрено данным Законом.
Порядок осуществления органами службы занятости социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачи предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам определен Правилами, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденными Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. № 116н (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 154, 155 Правил основанием для выдачи работником центра занятости населения предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину является решение о досрочном выходе на пенсию гражданина, признанного в установленном порядке безработным, исходя из объемов субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на социальные выплаты безработным гражданам.
Критериями принятия решения о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина являются:
1) увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
2) недостижение пенсионного возраста (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста);
3) наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо указанного страхового стажа и необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом о страховых пенсиях;
4) отсутствие со стороны безработного гражданина отказа от двух вариантов подходящей работы в период безработицы;
5) отсутствие со стороны безработного гражданина отказов от обучения по направлению органов службы занятости;
6) отсутствие нарушений безработным гражданином условий и сроков перерегистрации без уважительных причин;
7) отсутствие возможности трудоустройства (устанавливается на основании сведений о ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, иных государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе по обучению по направлению органов службы занятости, а также информации безработного гражданина о самостоятельном поиске работы и причинах, препятствующих его трудоустройству).
Исходя из приведенных правовых норм право на получение предложения на досрочную пенсию возникает при наличии одновременно следующих обстоятельств: признание гражданина безработным; отсутствие возможности для трудоустройства; наличие необходимого страхового стажа работы; достижение установленного возраста; увольнение в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников; согласие гражданина на назначение досрочной страховой пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. При этом указанная норма не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке (пункт 4 статьи 4 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»).
Судом установлено, что на протяжении всего периода нахождения на учете в качестве безработного Загребаловой Т.Д., специалистом центра занятости предлагались варианты работы, в том числе соответствующие понятию подходящая работа в смысле, придаваемом ему статьей 4 указанного Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I.
С 24 августа 2021 г. по 14 февраля 2023 г. Загребаловой Т.Д. предлагались имеющиеся в ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» вакансии, однако, трудоустройство истца не произошло.
Установив, что Загребалова Т.Д. отказывалась от предложенной ей подходящей работы, наличие у ответчика значительного количества вакансий по видам деятельности, которые истец может осуществлять, отсутствие объективных препятствий для трудоустройства истца, а также нарушение ею условий и сроков перерегистрации без уважительных причин, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии необходимых условий для выдачи истцу предложения о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, предусмотренных пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».
Доводы апелляционной жалобы Загребаловой Т.Д. о наличии предусмотренных законом условий для назначения ей досрочной пенсии, по мнению судебной коллегии, несостоятельны и не влекут отмену решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Как установлено судом первой инстанции, Загребалова Т.Д. 9 июня 2022 г. отказалась от предложенной органом службы занятости вакансии рабочего зеленого строительства в МП го Саранск «Зеленое хозяйство» (л.д. 40), что не соответствует критериям принятия данным органом решения о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина.
Оспаривая данное обстоятельство в исковом заявлении, Загребалова Т.Д. факт отказа от указанной работы подтвердила в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, пояснив, что у нее имеются проблемы со здоровьем, в связи с чем, от предложенной работы она отказалась.
Кроме того, у истца имеется нарушение условий и сроков перерегистрации в качестве безработной без уважительных причин, в связи с чем она была снята с регистрационного учета в качестве безработного 13 июня 2023 г.
Загребалова Т.Д. суду апелляционной инстанции пояснила, что, имея отказ от общественных работ, она полагала, что являться на перерегистрацию 15 марта 2023 г. не имеет смысла.
Указанные обстоятельства истцом не оспорены, доказательств обратного в силу статьи 56 ГПК РФ Загребаловой Т.Д. не представлено.
Таким образом, отказ ГКУ РМ «ЦЗН Саранский» в выдаче предложения о досрочном назначении пенсии был законным и обоснованным.
Истцом также не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие возможности дальнейшего трудоустройства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выдача предложения о досрочном назначении пенсии, в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», как правильно указал суд первой инстанции, является правом, а не обязанностью службы занятости, и представляет собой одну из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства.
Исходя из контекста указанной нормы Закона о занятости, у органов службы занятости отсутствует обязанность выдавать предложение о назначении безработному гражданину пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую пенсию по старости, по требованию безработного гражданина.
Данный подход к реализации права, предусмотренного пунктом 2 статьи 32 от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 ноября 2004 г. № 400-О.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Оснований для иной оценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Загребаловой Татьяны Дмитриевны – без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Пужаев
Судьи Е.Я. Дубровина
О.В. Селезнева
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 ноября 2023 г.
Судья О.В. Селезнева