РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-809/2015
09 апреля 2015 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.,
при секретаре судебного заседания: Хакимовой З.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО11 об обжаловании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы",
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ФИО12 обратился в суд с заявлением об обжаловании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы".
В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ за № Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" по результатам которого на основании ч.4 ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" и ч.11 ст.31 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" его пребывание в РФ признано нежелательным с установлением срока до ДД.ММ.ГГГГ года. Полагал данное решение незаконным, поскольку при его вынесении не были учтены имеющиеся у него родственные связи на территории РФ и в нарушении международного законодательства. В настоящее время он является лицом без гражданства, поскольку гражданства Республики Азербайджан он не принимал, холост, детей не имеет. Родной брат ФИО13 проживает на территории РФ. Просил суд отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы".
В судебном заседании заявитель ФИО2, представитель заявителя ФИО14 допущенный к участию в деле по ходатайству заявителя, на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Заявитель ФИО2 суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ был осужден Нижневартовским городским судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по п."а" ч.3 ст.158 УК РФ к 3 годам лишения свободы. Отбывал наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЯНАО. Освобожден из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ. По освобождению намеревался проследовать в <адрес>, к брату, для дальнейшего проживания. В Республике Азербайджан не имеет родных и места жительства.
Представитель заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился о дате и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, ФИО7, в судебном заседании заявленные требования полагал не подлежащими удовлетворению.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 14.12.1995 года за № 197-ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и статьей 254 ГПК РФ каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
В соответствии со статьей 2 указанного закона и статьей 255 ГПК РФ действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со статьей 4 указанного закона и статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 25.10 Закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» Минюст России входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан, или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 №171.
Как установлено в судебном заседании ФИО15 являясь лицом без гражданства, совершил на территории Российской Федерации умышленное преступление, предусмотренное п."а" ч.3 ст.158 УК РФ ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, был осужден Нижневартовским городским судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к 3 годам лишения свободы. Отбывал наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЯНАО, освобожден из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ.
Как пояснил представитель Управления Минюста РФ по ЯНАО, ФИО7, УФСИН России по ЯНАО, в отношении заявителя направляет представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
Пребывание на территории Российской Федерации ФИО16 признано нежелательным до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ФИО2, уроженец <адрес> Азербайджана, находился на территории РФ незаконно по недействующему паспорту СССР №, выданному ОВД <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ года.
Как следует из справки ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЯНАО № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 освобожден по истечении срока наказания ДД.ММ.ГГГГ и следует к месту жительства <адрес> Азербайджана.
Законность установления срока нежелательности пребывания в РФ подтверждается и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 № 3-П, где указано, что закрепленные федеральным законом в отношении лиц, имеющих судимость, дополнительные обременения, обусловленные общественной опасностью таких лиц, связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом, не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Именно такие исключительные случаи предусмотрены Законом, в соответствии с которым Минюстом России издано Распоряжение.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что вмешательство в семейную жизнь признавалось оправданным в случае осуждения лица за телесные повреждения, грабеж, преступления, связанные с наркотиками.
В последнем случае вмешательство признавалось оправданным и с точки зрения интересов охраны здоровья.
Факт наличия родственника - родного брата, на территории другого государства не является преградой для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства на территории данного государства или высылки данного лица с территории этого государства.
Иных доказательств ФИО8 суду в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы", издано уполномоченным органом с соблюдением требований Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, без нарушения прав заявителя.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО17 об обжаловании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы", отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В. Богомягкова