УИД 04RS0021-01-2023-002992-13
Гр.дело № 2-3218/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 октября 2023 года гор.Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания Цырендоржиевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Очирова ФИО7 к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение с учетом права на дополнительную площадь,
УСТАНОВИЛ:
Очиров В.Б. обратился в суд с иском, требуя возложить на ответчика обязанность предоставить ему вне очереди по договору социального найма жилое помещение в границах муниципального образования «город Улан-Удэ» на семью из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В обоснование заявленных требований указано, что Очиров В.Б. является инвалидом , страдает заболеванием, входящем в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н, а также входящем в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
Истец стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ должен быть обеспечен жилым помещением вне очереди.
Определением суда от 01 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия.
В судебное заседание истец Очиров В.Б. не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, обеспечена явка представителя.
В судебном заседании представитель истца Очирова В.Б. Балданова Ц.Д., действующая на основании доверенности, требования поддержала по указанным в иске доводам.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, в материалах дела имеются письменные возражения представителя ответчика Мужановой Н.А.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерства финансов Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия своих представителей в судебное заседание не направили, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. Представителями Министерства финансов Республики Бурятия, Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия в суд направлены письменные отзывы.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Очиров В.Б. является инвалидом первой группы, он страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, что подтверждается заключением врачебной комиссии ГАУЗ «Городская поликлиника № 2» № ... от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно абзаца шестого статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ... Очиров Б.В. принят на учет по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно». Распоряжением администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ... Очиров Б.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «малоимущие».
То обстоятельство, что Очиров Б.В. является лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, делающего невозможным совместное с ним проживание, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В части 3 названной статьи Закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, к каковым относятся и граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
Заболевание, которым страдает истец, подпадает под указанный перечень (п.9).
В абз.2 ст.5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10.11.2010г. № 1734-IV указано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Поскольку в Республике Бурятия не принимались специальные
нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем
инвалидов, вставших на очередь после 01.01.2005 года, и определяющие орган, на
который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам
жилья, следует исходить из норм действующего жилищного законодательства.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела также усматривается, что истец состоит на учете также по категории «малоимущие».
Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона N 131-ФЗ и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования. Применительно к обстоятельствам настоящего дела таким органом является Администрация города Улан-Удэ.
Поскольку истец является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения по основаниям, установленным Жилищным кодексом (п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ), согласно п.2 ст. 49 ЖК РФ и ч.2 ст. 57 ЖК РФ он имеет право на обеспечение жильем в доме муниципального жилищного фонда вне очереди в черте г.Улан-Удэ.
Доводы представителя ответчика, изложенные в письменном возражении о том, что исковые требования необоснованно предъявлены к Администрации г. Улан-Удэ, суд находит необоснованными, они не согласуются с указанными выше положениями жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
Учитывая, что Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку, в Республике Бурятия не создан государственный жилищный фонд для такой категории граждан, как «граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которых совместное проживание невозможно», действующее жилищное законодательство РФ не предусматривает запрета на обеспечение инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Учитывая, что истец признана в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории «малоимущие граждане», суд находит обоснованными заявленные истцом требования к Администрации города Улан-Удэ о предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма во внеочередном порядке.
Заболевание, которыми страдает Очиров В.Б., входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", в связи с чем у него имеется право на дополнительную жилую площадь.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Очирова ФИО8 удовлетворить.
Обязать Администрацию города Улан-Удэ (ИНН 0323076085) предоставить Очирову ФИО9 (СНИЛС ) вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, согласно установленной нормы предоставления жилой площади, с учетом права на дополнительную площадь, в границах муниципального образования г.Улан-Удэ на семью из одного человека.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья А.В. Наумова