2а-8983/17
15 ноября 2017 года г. Сыктывкар
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего Смирнова А.Г., при секретаре Климовой Т.Н.,
с участием представителя административного истца Чамашкина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства здравоохранения Республики Коми к Территориальному органу Росздравнадзора по Республике Коми об оспаривании предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований,
установил:
Министерство здравоохранения Республики Коми обратилось в суд с административным иском к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми о признании незаконным предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований от 1 августа 2017 года, ссылаясь на несоответствие его закону.
В судебном заседании представитель Минздрава Республики Коми административный иск поддержал.
Росздравнадзор по Республике Коми участие своего представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица НУЗ "Узловая поликлиника на ст. Печора ОАО "РЖД", НУЗ "Узловая больница на станции Микунь ОАО "РЖД" просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в письменных отзывах поддержали позицию административного истца.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
В силу пункта 5 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2012 года № 502н, врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.
Согласно статье 6 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
Часть 2 статьи 27 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусматривает, что решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 4 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 695, освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (далее именуется - комиссия).
Таким образом, действующее правовое регулирование вопросов создания врачебных комиссий исходит из общего правила об их создании самой медицинской организацией (в том числе для целей оказания психиатрической помощи), предусматривая однако исключение для комиссий, создаваемых в целях психиатрического освидетельствования некоторых категорий работников, - такие комиссии создаются на основании решения соответствующего органа управления здравоохранением.
Как следует из материалов дела, приказом Минздрава Республики Коми от 31 декабря 2010 года № 12/371 на территории МО ГО "Сыктывкар", МО ГО "Воркута", МО ГО "Ухта", МО МР "Печора", МО МР "Усть-Вымский" созданы врачебные комиссии для проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности.
В частности, названным приказом созданы врачебные комиссии на территории МО МР "Печора" в составе Председатель: А.И. - заместитель главного врача по психиатрической помощи, врач-психиатр негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая поликлиника на ст. Печора ОАО "РЖД"; Заместитель председателя комиссии: В.М. - врач-психиатр негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая поликлиника на ст. Печора ОАО "РЖД"; Секретарь: С.В. - медсестра отделения психиатрии негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая поликлиника на ст. Печора ОАО "РЖД";
Члены комиссии:
Е.М. - врач-психиатр негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая поликлиника на ст. Печора ОАО "РЖД";Н.В. - врач-психиатр негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая поликлиника на ст. Печора ОАО "РЖД".
На территории МО МР "Усть-Вымский" в составе Председатель: Ф.Х. - заместитель главного врача по поликлиническому разделу работы, врач-психиатр негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Микунь ОАО "РЖД"; Секретарь: С.И. - участковый фельдшер-психиатр негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Микунь ОАО "РЖД";
Члены комиссии:
В.А. - участковый врач-психиатр негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Микунь ОАО "РЖД";
Д.С. - участковый врач-психиатр негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Микунь ОАО "РЖД".
По результатам проверки в адрес Минздрава Республики Коми Росздравнадзором по Республике Коми было внесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований от 1 августа 2017 года № 10, согласно которому министерство не имело права создания врачебных комиссий по проведению обязательного психиатрического освидетельствования некоторых категорий работников в медицинских организациях, не подведомственных министерству, равно как и включение в состав комиссий медицинских работников из числа работников медицинских организаций, не подведомственных министерству.
В предостережении Минздраву Республики Коми предложено принять меры для соблюдения обязательных требований, направить уведомление об исполнении предостережения в срок до 29 сентября 2017 года.
Между тем, согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 5 июля 2012 года № 283 Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, демографической политики, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми в сфере охраны здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации, координирующим в этих сферах деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Министерство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, общественными объединениями, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и их территориальными структурами и иными организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство исполняет следующие государственные функции: в частности, исполняет функции организатора проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству.
В целях исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг Министерство имеет право: в частности, создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии и рабочие группы, в том числе межведомственные, коллегии) по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Министерства.
Анализ названных положений в их системной взаимосвязи с иными вышеприведенными нормами права позволяет придти к выводу о том, что Министерство здравоохранения Республики Коми вправе осуществлять установленную деятельность как в отношении подведомственных ему медицинских организаций, так медицинских организаций негосударственной системы здравоохранения, в частности, в области создания врачебных комиссий, что подтверждается прямым предписанием на такое создание, содержащимся в пункте 4 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 695.
Кроме того, суд учитывает, что в силу статьи 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ; при этом лицензии на осуществление психиатрического освидетельствования выдаются Министерством здравоохранения Республики Коми в отношении медицинских организаций как государственной, так и негосударственной системы здравоохранения (соответственно, полномочия по организации и контролю за названной деятельностью не ограничиваются лишь подведомственными Минздраву Республики Коми учреждениями здравоохранения).
Следовательно, принимая решение о создании врачебных комиссий и включении в их состав медицинских работников в отношении НУЗ "Узловая поликлиника на ст. Печора ОАО "РЖД", НУЗ "Узловая больница на станции Микунь ОАО "РЖД", Министерство здравоохранения Республики Коми действовало в пределах своих полномочий, определенных как федеральным, так и региональным законодательством с законной целью – обеспечение функционирования соответствующих врачебных комиссий.
При таких данных предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований от 1 августа 2017 года № 10 является незаконным и подлежит отмене.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая ущемление полномочий административного истца оспариваемым предостережением, предъявленный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
Признать незаконным и отменить предостережение Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми о недопустимости нарушений обязательных требований от 1 августа 2017 года № 10.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий