РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2017 года город Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Поляковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-174/17 по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Самары к Ахиняну В.М. о взыскании обязательных платежей,
установил:
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ахиняну В.М. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере *** руб., налогу на имущество за 2014 год в размере *** руб. Кроме того, просят восстановить срок для подачи заявления, ссылаясь на то, что задолженность у налогоплательщика Ахиняна В.М. возникла в 2015 году, взыскание указанной задолженности истцом не производилось, срок для взыскания пропущен в связи большим объемом документооборота, а также установления ограничения по взысканию задолженности в части формирования документов по ст. 48 НК РФ, по причине установления программного обеспечения АИС «Налог-3» в период с 14.01.2016г. по 19.02.2016г. и сжатыми сроками на обращение в суд в порядке статьи 48 НК РФ.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил о рассмотрении дела без их участия.
Административный ответчик Ахинян В.М. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (Далее – НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ч. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Эти положения применяются и ко взысканию пеней и штрафов.
Как следует из материалов дела, Инспекция просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере *** руб., налогу на имущество за 2014 год в размере *** руб. по требованию №... от дата, срок исполнения которого определен дата, следовательно последним днем обращения в суд с заявлением о взыскании указанных налогов является дата.
Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам с ответчика дата, т.е. с пропуском установленного законом шестимесячного срока. Определением мирового судьи от дата заявителю на данном основании отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
дата истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, одновременно истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, ссылаясь на вступление в силу 05.05.2016 года ФЗ «О внесении изменений в кодекс административного судопроизводства РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.04.2016 года №103-ФЗ, большим объемом материалов и сжатым сроком на обращение в суд в порядке ст. 48 НК РФ а также на письмо ФНС РФ №12-3-03/0008@ от 14.01.2016г., которым установлены ограничения по взысканию задолженности в части формирования документов по ст. 48 НК РФ, по причине установления программного обеспечения АИС «Налог-3». Данное ограничение отменено Письмом ФНС РФ №12-3-03/0060@ от 19.02.2016г.
В силу ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, независящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка подачи заявления.
В нарушение ст. 62 КАС РФ налоговым органом не представлено доказательств уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд.
Довод истца о том, что причина пропуска данного срока является уважительной, в суде не нашел своего подтверждения, поскольку Инспекцией не представлены доказательства того, что налоговым органом приняты все зависящие от них меры, направленные на своевременное и обоснованное обращение в суд в установленные законом сроки. Указанные истцом причины, носят субъективный характер и не свидетельствуют о наличии объективных обстоятельств, препятствующих о подаче заявления в установленный законодательством срок.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления истцу срока на обращение в суд, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Самары к Ахиняну В.М. о взыскании обязательных платежей – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись Н.В. Полякова