дело №33а-3027 судья Пересекина И.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2019 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Павловского О.Б., Юрковой Т.А.
при секретаре Кузнецове Е.А.,
с участием прокурора прокуратуры Тульской области Алисина М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Липского Олега Борисовича на решение Ефремовского районного суда Тульской области от 26 июля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Лобанова Сергея Валериевича об отмене решения территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии четырехмандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва, от 13 июля 2019 года №10-4 «О регистрации Липского Олега Борисовича кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному округу № 3».
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
Лобанов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии четырехмандатного избирательного округа №3 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва об отмене решения.
В обоснование требований указал, что 23 июля 2019 года зарегистрирован территориальной избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу №3 на выборах, назначенных на 8 сентября 2019 года.
13 июля 2019 года административным ответчиком принято решение №10-4 «О регистрации Липского Олега Борисовича кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному округу № 3», которое, по мнению административного истца, является незаконным и подлежит отмене, поскольку выдвинутый в порядке самовыдвижения Липский О.Б. в нарушение п. 2.1 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не указал в заявлении сведения о судимости.
Вместе с тем, письмо УМВД РФ по Тульской области от 11 июля 2019 года №20\1370, которое в распоряжении избирательной комиссии имеется, такие сведения в отношении Липского О.Б. содержит. Считал, что территориальная избирательная комиссия Ефремовского района Тульской области должна была отказать Липскому О.Б. в регистрации в качестве кандидата в депутаты в соответствии с подп. «е» п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ в связи с сокрытием кандидатом сведений о судимости.
Оспариваемое постановление нарушает избирательные права административного истца, поскольку регистрация кандидата, не выполнившего обязательные в равной степени для всех кандидатов требования закона, нарушает принцип равенства кандидатов и создает для такого кандидата преимущественные условия участия в избирательной кампании.
На основании изложенного административный истец просил суд отменить решение территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии четырехмандатного избирательного округа №3 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва, от 13 июля 2019 года №10-4 «О регистрации Липского Олега Борисовича кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 3».
В судебное заседание административный истец Лобанов С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Першина Т.К. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии четырехмандатного избирательного округа №3 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по доверенности Соловьев С.А. в судебном заседании административные исковые требования Лобанова С.В. признал, пояснил, что имеются предусмотренные законом основания для отмены регистрации кандидата в депутаты Липского О.Б., который в нарушение п. 2.1 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не указал в заявлении сведения о своей судимости.
Заинтересованное лицо Липский О.Б. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на факт сообщения им устно члену избирательной комиссии сведений о наличии судимости.
Решением Ефремовского районного суда Тульской области от 26 июля 2019 года административные исковые требования Лобанова С.В. удовлетворены, решение территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии четырехмандатного избирательного округа №3 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва, от 13 июля 2019 года №10-4 «О регистрации Липского Олега Борисовича кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 3» отменено.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Липский О.Б. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права при неправильном определении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания административного истца, заинтересованного лица.
Представитель избирательной комиссии Тульской области, о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке ч. 1 ст. 243 КАС РФ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Першиной Т.К., представителя административного ответчика по доверенности Соловьева С.А., заключение прокурора прокуратуры Тульской области Алисина М.М., полагавшего постановленное по административному делу судебное решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений Ефремовского межрайонного прокурора на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов 1-го созыва от 13 июня 2019 года №4-27 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва.
Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 02 декабря 2015 года № 159-7 сформирована территориальная избирательная комиссия Ефремовского района Тульской области со сроком полномочий 2015-2020 годы в количестве 9 человек.
Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 02 декабря 2015 года № 159-33 председателем территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области назначена Шуянцева В.Л.
19 апреля 2018 года избирательной комиссией Тульской области издано постановление №33-3, которым на территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области с 22 июня 2018 года возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Ефремов.
14 июня 2019 года Территориальной избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области издано постановление №7-2, которым полномочия окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва, назначенных на 08 сентября 2019 года, возложены на территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области.
05 июля 2019 года в Территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области обратился Липский О.Б. с заявлением о согласии баллотироваться по одномандатному (многомандатному) избирательному округу № 3.
13 июля 2019 года Территориальной избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области принято постановление №10-4 о регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу №3 Липского О.Б., выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Административный истец Лобанов С.В. 23 июля 2019 года зарегистрирован территориальной избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу №3 на выборах, назначенных на 8 сентября 2019 года, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы, его право на обращение в суд с настоящим административным иском обусловлено положениями ст.76 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 239 КАС РФ, на что верно указано судом первой инстанции.
Также, исходя из даты принятия оспариваемого постановления (13 июля 2019 года) и обращения с настоящим административным исковым заявлением (23 июля 2019 года), суд первой инстанции пришел к верному выводу о соблюдении административным истцом Лобановым С.В. установленного ч. 4, ч.5 ст. 240 КАС РФ процессуального срока на обращение в суд, рассмотрев административное дело по существу заявленных требований по правилам главы 24 КАС РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что при выдвижении своей кандидатуры в депутаты муниципального образования г. Ефремова Тульской области Липский О.Б. в нарушение п.2.1 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ скрыл сведения о своей судимости, в связи с чем у территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области при выявлении указанных сведений имелись основания к отказу в регистрации Липского О.Б. в качестве кандидата в депутаты, установленные п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
У судебной коллегии не имеется оснований для признания указанных выводов суда первой инстанции неправильными.
Так, судом достоверно установлено, что Липским О.Б. в территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области представлено заявление о согласии баллотироваться по одномандатному (многомандатному) избирательному округу №3 от 05 июля 2019 года, из которого следует, что Липский О.Б. не судим.
Вместе с тем, из справки УМВД России по Тульской области от 11 июля 2019 года, поступившей в Территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области 12 июля 2019 года, следует, что Липский О.Б. ДД.ММ.ГГГГ был осужден <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ наказание отбыто, судимость погашена ДД.ММ.ГГГГ.Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяется Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно ст. 33 указанного Федерального закона, о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, предусмотренного п. 2 данной статьи.
В силу п. 2.1 ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, – также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Согласно п. 58 ст. 2 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», сведения о судимости кандидата – это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд правильно указал на то, что в поданном в территориальную избирательную комиссию заявлении Липский О.Б. должен был указать о наличии ранее имевшейся судимости независимо от ее погашения в соответствии с нормами Уголовного кодекса РФ, однако не выполнил данную обязанность, чем нарушил предусмотренный законом порядок обращения с заявлением, предусмотренным п. 2 ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в то время как сам факт погашения судимости для настоящего административного одела существенного правового значения не имеет.
К таким выводам суд обоснованно пришел на основании анализа положений Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» норм уголовного законодательства, которые регулируют различные правовые отношения, и устанавливают различное содержания понятия судимости, а также с учетом позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в отношении указанного вопроса.
В соответствии с п. 18 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) – также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указаны основания для отказа в регистрации кандидата, к которым относится, в том числе сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона (подп. «е» п. 24 ст. 38).
При таких обстоятельствах, выводы суда о незаконности оспариваемого постановления территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области являются верными.
Поскольку регистрация Липского О.Б. произведена в нарушение действующего законодательства, суд пришел к верному выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания для отмены данной регистрации и удовлетворения административных исковых требований Лобанова С.В.
Выводы суда об отмене оспариваемого постановления по основаниям его незаконности обусловлены положениями п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которым такие действия, при наличии оснований, установленных подп. з) данной Статьи, отнесены к компетенции суда.
При этом, судом верно указано на несостоятельность доводов Липского О.Б. о том, что сведения о судимости представлены в территориальную избирательную комиссию 24 июля 2019 года, а также о том, что при подаче заявления от членов избирательной комиссии факт наличия судимости он не скрывал.
Так, судом верно указано на то, что в установленный законом срок до принятия избирательной комиссией решения о регистрации Липского О.Б. в качестве кандидата в депутаты Липский О.Б. не воспользовался правом, предусмотренным п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, не внес уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и не представил сведения о своей судимости до рассмотрения вопроса о его регистрации Территориальной избирательной комиссией, согласно сообщению Липского О.Б. от 05 июля 2019 года об изменении сведений о кандидате в депутаты, изменения в ранее поданные сведения отсутствуют.
Суд правильно исходил из того, что ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ является императивной нормой, обязывающей кандидата в депутаты представить о себе достоверные сведения, в том числе о судимостях, которые имеются либо когда- либо имелись, но в настоящее время погашены.
Доводы Липского О.Б. о том, что он был введен в заблуждение заместителем председателя территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области ФИО11, не имеют существенного правового значения для настоящего административного дела.
Указанные суждения не опровергают выводы суда об отсутствии представленных лицом, желающим зарегистрироваться в качестве кандидата в депутаты в установленном законом порядке и сроки в территориальную избирательную комиссию сведений о судимости Липского О.Б. и не сообщения указанным лицом таких сведений на момент принятия оспариваемого постановления, в то время как бездействие избирательной комиссии либо действия по неправильному информированию о порядке заполнения предусмотренного п. 2 ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявления предметом рассмотрения в рамках рассмотрения настоящего административного дела не являются.
По таким же основаниям подлежат отклонению доводы Липского О.Б. об отсутствии правовых оснований для предоставления административному истцу сведений, послуживших основанием для обращения с настоящим административным иском.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный иск не подлежал удовлетворению по тем основаниям, что права административного истца оспариваемым решением территориальной избирательной комиссии не нарушены, подлежат отклонению, поскольку процессуальное законодательство (ст. 244 КАС РФ) таких оснований к отказу в удовлетворении поданного надлежащим лицом административного искового заявления не содержит.
В силу ч. 2 ст. 244 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
В настоящем деле указанных обстоятельств судом первой инстанции обоснованно не установлено.
В то же время, согласно ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа; граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1 и ч. 2 ст. 32); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (ч. 1 ст. 1; ст. 2; ч. 1 ст. 17; ч. 1 и ч. 2 ст. 19).
На основании п. 5 ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, судебная коллегия полагает обоснованными доводы стороны административного истца о нарушении оспариваемым решением территориальной избирательной комиссии прав Лобанова С.В. как кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу №3.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ефремовского районного суда Тульской области от 26 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Липского Олега Борисовича – без удовлетворения.
Председательствующий: