Дело № 2а-1220/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 19 июля 2018 года
Мотивированное решение составлено 20 июля 2018 года
19 июля 2018 года
г.о. Ступино Московской области
Ступинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Ильиной О.И.,
при секретаре Абесламидзе Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Ступино к Калугину Алексею Анатольевичу о взыскании задолженности по налогу,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г.Ступино обратилась с административным исковым заявлением к Калугину Алексею Анатольевичу о взыскании с последнего задолженности по платежам в бюджет в виде земельного и имущественного налога в размере 3711 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 2231.94 рублей, восстановив срок для подачи иска в связи с незначительным сроком его пропуска.
Свои требования административный истец обосновывает тем, что административный ответчик является собственником нескольких объектов недвижимости, в том числе, земельного участка и жилого дома, однако имеет задолженность по налогам за ДД.ММ.ГГГГ год, в связи с чем истцом были направлены требования об уплате налога, которые были ответчиком не были исполнены. Соответственно, налоговым органом также начислены пени в размере 2231.94 рубля: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 39.84 рубля за несвоевременную уплату земельного налога за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ год, включенные в требование № от ДД.ММ.ГГГГ; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 34.44 рубля за несвоевременную уплату земельного налога за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ год, включенные в требование № от ДД.ММ.ГГГГ; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10.15 рублей за несвоевременную уплату земельного налога за налоговый период 2012 год, включенные в требование № от ДД.ММ.ГГГГ; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 64.31 рубль за несвоевременную уплату земельного налога за налоговый период 2013 год, включенные в требование № от ДД.ММ.ГГГГ; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2145.09 рублей за несвоевременную уплату транспортного налога за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ годы, включенные в требование № от ДД.ММ.ГГГГ. Истцом был получен судебный приказ, который определением мирового судьи отменен ДД.ММ.ГГГГ года и, учитывая, что истцом был пропущен 1 день для подачи административного иска, просит признать срок пропуска незначительным и восстановить его.
Представитель истца и ответчик в судебное заседание не явились; о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений или ходатайств суду не представили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с положениями ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в пп.1 п.1 ст.23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п.1 ст.45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
На основании п.2 ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление; налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ст.69 НК РФ).
Согласно положениям ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик Калугин А.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с КН №, а также с ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома с КН №, расположенных по адресу: <адрес>.
В силу п.1 ст.389 и п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признаются жилые дома и земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ права на земельные участки и жилые дома подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог и налог на имущество возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельные участки и дома, то есть внесения записи в реестр.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п.1 ст.388 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.390, п.1 ст.391 и п.1 ст.403 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.393 и ст.405 НК РФ).
Статьями 394 и 406 НК РФ регламентированы вопросы налоговых ставок.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных ст.ст. 396 и 408 НК РФ.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статьи 396 и 409 НК РФ).
В адрес налогоплательщика Калугина А.А. было направлено заказным письмом налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты за налоговый период – ДД.ММ.ГГГГ год земельного налога в размере 1732 рубля и налога на имущество физических лиц за указанный жилой дом в размере 1979 рублей, о чем свидетельствует предъявленный реестр почтовых отправлений (почтовый идентификатор №).
В соответствии со сведениями официального сайта «Почта России» данная корреспонденция под почтовым идентификатором № была получена лично Калугиным А.А. ДД.ММ.ГГГГ в 10:03 в почтовом отделении.
В добровольном порядке сумма налога согласно данному уведомлению оплачена не была.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
ИФНС России по г. Ступино Московской области в адрес административного ответчика было выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по земельному налогу в размере 1732 рубля, налогу на имущество физических лиц (жилой дом) в размере 1979 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 39.84 рубля.
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г. Ступино Московской области в адрес административного ответчика было выставлено требование № об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 38325.17 рублей и пени в размере 11830.9 рублей и 1002.99 рублей; по земельному налогу в размере 1732 рубля и пени в размере 105.45 рублей и 3.44 рубля.
За неуплату в установленный срок налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей 315 судебного участка Ступинского судебного района был выдан судебный приказ о взыскании с Калугина А.А. недоимки по налогу, и в связи с поступившими возражениями определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.
Учитывая, что рассмотрение вопроса об отмене судебного приказа проводится в безъявочной форме, срок подлежит исчислению с момента получения определения, соответственно, в данном случае процессуальный срок на подачу административного иска не может быть пропущен, тем более, что иск подан ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем необходимости в восстановлении срока не имеется.
Стороной ответчика доказательств своевременного исполнения обязанности по оплате налоговых платежей за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ года суду не представлено; размер платежа не оспорен допустимыми доказательствами.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, применительно к требованиям законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований налогового органа, взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу в размере 1732 рубля, налогу на имущество физических лиц (жилой дом) в размере 1979 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 39.84 рубля, за налоговый период 2015 года, соглашаясь с тем, что у плательщика земельного и имущественного налога Калугина А.А. имеется недоимка, а также не оплачены пени в соответствующем размере.
При этом суд полагает правильным расчет взыскиваемой суммы за указанный налоговый период ДД.ММ.ГГГГ года, который произведен исходя из не опровергнутых объективными данными сведений компетентных органов о кадастровой стоимости земельных участков и дома по состоянию на 1 января года спорного налогового периода и с учетом соответствующей налоговой ставки; в связи с указанным, оснований для невзимания с Калугина А.А. задолженности по земельному и налогу на имущество физических лиц и пени не имеется; осуществленный налоговым органом расчет размера взыскиваемой денежной суммы судом проверен и признается правильным; срок для обращения в суд не пропущен, он составляет 6 месяцев с даты вынесения определения об отмене судебного приказа; при этом действующее законодательство устанавливает возможности направления налогового уведомления об уплате соответствующего вида налога налогоплательщикам - физическим лицам за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а также уплаты названными лицами данного налога за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, следовательно, взыскание задолженности за 2015 год основано на законодательстве о налогах и сборах.
В остальной части заявленных требований суд не находит оснований для удовлетворения иска, в виду следующего.
В исковом заявлении административный истец в числе иных заявленных требований просит взыскать пени за неуплату земельного налога за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ года в размере 34.44 рубля, выставленный в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако представленное требование № от ДД.ММ.ГГГГ указанной пени не содержит; сведения, изложенные в этом требовании, не соответствуют заявленным исковым требованиям; материалами дела не подтверждено основание возникновения данной суммы, а, учитывая, что иной расчет представлен из другой карточки расчетов с бюджетом (КРСБ), суд не имеет возможности проверить данное обстоятельство, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявленной ко взысканию пени за неуплату, как указано, земельного налога за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ года в размере 34.44 рубля.
В п. 2 ст. 11 НК РФ установлено, что недоимка это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Уплата транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога производится налогоплательщиком - физическим лицом в году, следующем за истекшим налоговым периодом, в срок, указанный в налоговом уведомлении. Соответственно уплата указанных налогов за 2014 год производится налогоплательщиком - физическим лицом в году, следующем за истекшим налоговым периодом, то есть после 01 января 2015 года.
Следовательно, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у налогоплательщика - физического лица может иметься недоимка (налог, не уплаченный в установленный законодательством о налогах и сборах срок) только за налоговые периоды, предшествующие 2014 году по указанным налогам, поскольку обязанность оплатить указанные налоги за 2014 год возникает у налогоплательщика - физического лица только в 2015 году.
Таким образом, положения ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ распространяются на пени, начисленные на недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшиеся у физических лиц за налоговые периоды до 01.01.2014 года, в связи с чем такие пени признаются безнадежными к взысканию и не могут быть взысканы с налогоплательщика - физического лица.
Поскольку сама недоимка по налогу на имущество физических лиц за налоговые периоды - 2011, 2012, 2013 года в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ признается безнадежной ко взысканию, то и пени, начисленные на данную недоимку признаются безнадежными к взысканию, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с ответчика пени на недоимку по земельному налогу за налоговые периоды - 2012, 2013 года в размере 10.15 рублей и 64.31 рубль, соответственно.
Таким образом, с административного ответчика может быть взыскана только пеня по транспортному налогу на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ год. Однако истец представил расчет пени по совокупности ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года в размере 2145.09 рублей, соответственно, при неявке представителя истца у суда отсутствует возможность самостоятельно рассчитать размер пени за ДД.ММ.ГГГГ год и проверить правильность заявленной суммы, в связи с чем отказывает в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с ответчика пени на недоимку по транспортному налогу за налоговые периоды - ДД.ММ.ГГГГ года в размере 2145.09 рублей.
Учитывая, что административный истец в силу закона освобождён от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 400 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 178-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по <адрес> к ФИО1 удовлетворить частично.
- Взыскать с Калугина Алексея Анатольевича, проживающего: <адрес> (ИНН №), в пользу ИФНС России по <адрес> задолженность по земельному налогу в размере 1732 рубля, налогу на имущество физических лиц в размере 1979 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 39.84 рубля, за налоговый период 2015 года, а всего в размере 3 750 (три тысячи семьсот пятьдесят) рублей 84 (восемьдесят четыре) копейки.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требованиях отказать.
Взыскать Взыскать с Калугина Алексея Анатольевича, проживающего: <адрес> (ИНН №), госпошлину в доход государства в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья О.И. Ильина