Дело № 2-13876/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2016 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Мусеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафроновой А.П. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми об обязании выдать государственный жилищный сертификат, установлении срока действия государственного жилищного сертификата,
у с т а н о в и л:
Сафронова А.П. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее – Минстрой Республики Коми) об обязании выдать государственный жилищный сертификат с социальной выплатой в размере ...., установлении срока действия государственного жилищного сертификата – в течение восьми месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО ГО «Воркута».
В судебном заседании Сафронова А.П. уменьшила исковые требования в части установления срока действия государственного жилищного сертификата, просила установить такой срок – в течение 7 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по данному делу.
В судебном заседании Сафронова А.П., ее представитель на иске настаивали.
Представитель Минстроя Республики Коми с иском не согласилась.
Представитель администрации МО ГО «Воркута» просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Сафронова А.П. относится в числу лиц, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее – жилищные субсидии), предоставляемых гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с нормами Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ).
Вступившим в законную силу ** ** ** решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** по гражданскому делу № ... за Сафроновой А.П. признано право на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ с уменьшением размера жилищной субсидии на сумму ....
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно ч. 2 ст. 209 указанного Кодекса после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Согласно решению суда от ** ** ** в рамках гражданского дела № ... рассматривалось только наличие либо отсутствие у Сафроновой А.П. права на получение государственного жилищного сертификата без уменьшения стоимости квартиры по адресу: ..., отчужденной ** ** **
Судом при вынесении ** ** ** было установлено, что ** ** ** Сафронова А.П. обратилась в администрацию МО ГО ...» с заявлением о даче разрешения на обмен квартиры по адресу: г. ..., на меньшую жилую площадь. На заявлении имеется резолюция «...».
** ** ** Сафронова А.П. заключила договор купли - продажи квартиры по адресу: ..., продав ее по цене ..., а ** ** ** заключила договор купли-продажи квартиры по адресу: ..., купив ее за ...
При этом суд при вынесении решения от ** ** ** пришел к выводу о том. что поскольку получение жилищного сертификата возможно при условии сдачи квартиры по адресу: ..., величина субсидии должна быть уменьшена на разницу между ценой квартиры по адресу: ..., и стоимостью квартиры по адресу..., то есть на ...
При этом суд в решении от ** ** ** отметил, что признаваемое за Сафроновой А.П. право на получение субсидии может быть реализовано лишь при условии сдачи квартиры по адресу: г. ...
В судебных заседаниях ** ** ** и ** ** ** Сафронова А.П. указывала на согласие со сдачей квартиры по адресу: ... в муниципальную или государственную собственность при предоставлении жилищной субсидии.
При этом Сафронова А.П. в соответствии с договором дарения от ** ** **, заключенным после обращения в суд с иском, являвшимся предметом рассмотрения по делу № ..., подарила квартиру по адресу: ... ... В.Л. ** ** ** в ЕГРП был зарегистрирован переход права собственности на квартиру к ... В.Л.
Инвентаризационная стоимость указанной квартиры согласно сведениям филиала ФГУП «...» по Республике Коми на дату заключения сделки составляла ...
... В.Л. членом семьи Сафроновой А.П. для целей предоставления жилищной субсидии не является.
Вступившим в законную силу ** ** ** решением Воркутинского городского суда от ** ** ** отказано в удовлетворении исковых требований ... В.Л. о признании членом семьи Сафроновой А.П. для включения в состав семьи на получение государственного жилищного сертификата.
При указанных обстоятельствах решение суда от ** ** ** не влечет возникновения у Сафроновой А.П. права на получение социальной выплаты без уменьшения ее размера на стоимость отчужденной квартиры по адресу: ...
Учетное дело Сафроновой А.П. было направлено в Минстрой Республики Коми для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата выпуска ** ** **. Перед этим администрацией МО ГО «Воркута» в соответствии с п. 44(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее – Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, в Управлении Росреестра по Республике Коми были запрошены сведения о жилых помещениях, находящихся в собственности у Сафроновой А.П., а также о гражданско-правовых сделках, приведших к отчуждению жилых помещений, совершенных ею; сведения о договоре об отчуждении Сафроновой А.П. жилого помещения, включая сведения о цене договора.
В результате исполнения указанных запросов в администрацию МО ГО «...» были представлены справка от ** ** ** о содержании правоустанавливающего документа – договора дарения от ** ** **, в соответствии с которым ... В.Л. подарила квартиру по адресу: ..., а также выписки из ЕГРП от ** ** ** и ** ** ** о принадлежащих Сафроновой А.П. объектах недвижимости, из которых следует, что Сафронова А.П. произвела отчуждение указанной квартиры.
** ** ** Минстрой Республики Коми на основании представленных администрацией МО ГО «...» документов Сафроновой А.П. был выдан государственный жилищный сертификат серии ... № ..., согласно которому Сафронова А.П. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 (далее – Подпрограмма), в соответствии с условиями которой ей предоставляется за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере ... для приобретения жилого помещения на территории г.....
Согласно государственному жилищному сертификату указанный размер социальной выплаты был рассчитан с учетом следующих показателей: отсутствие иных членов семи владельца сертификата; норматива общей площади жилого помещения ... кв.м, норматив стоимости ... кв.м общей площади жилого помещения – ... рублей; повышающий коэффициент к нормативу стоимости ... кв.м общей площади жилого помещения – ... норматив предоставления социальной выплаты – ...%; сумма, на которую уменьшается размер социальной выплаты – ...
Представитель истца в судебном заседании пояснил, что они полагают, что исходя из содержания государственного жилищного сертификата размер социальной выплаты, в конечном итоге, составит ...), о чем истице сообщили сотрудники банка, в который был предъявлен для открытия банковского счета государственный жилищный сертификат.
Представитель ответчика пояснила, что размер социальной выплаты указан в государственном жилищном сертификате и составляет .... Сумма ... состоит из суммы в размере ..., определенной в соответствии с решением суда от ** ** **, и суммы инвентаризационной стоимости отчужденной квартиры по адресу: ... ... Банк, в котором открывается банковский счет для предоставления социальной выплаты, и его сотрудники не имеют полномочий для определения размера социальной выплаты.
Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, Подпрограммой и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:
- состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992;
- норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
- норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации Подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п. 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования или органом местного самоуправления муниципального образования, в границы которого включены территории, ранее входившие в закрытые административно-территориальные образования (далее – органы исполнительной власти). Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
При этом в соответствии с п. 13 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из: норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16-16(2) данных Правил; норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 16.06.2016 № 419/пр утвержден норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на ** ** ** ** ** ** в размере ....
Пунктом 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина устанавливается в размере 33 кв.м.
При этом в силу п. 16.1 указанных Правил данный норматив применяется при расчете размера социальной выплаты, если: а) гражданин – участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; б) гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; в) гражданином – участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
Согласно п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в случае отчуждения гражданином, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, принадлежащих ему на праве собственности жилых помещений иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение), либо на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной органом, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, или организацией, осуществлявшей техническую инвентаризацию до ** ** **. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.
В силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положения абз. 3 п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов ограничивают права истицы по сравнению с требованиями, установленными ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, обладающего большей юридической силой.
С учетом изложенного, ответчиком при определении размера социальной выплаты обоснованно были применены положения ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ об инвентаризационной стоимости отчужденного помещения и не применены положения абз. 3 п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в части применения в расчетах кадастровой стоимости отчужденного жилого помещения.
Доводы стороны истца о том, что при предоставлении социальной выплаты стоимости отчужденных жилых помещений повторно будут вычтены из размера социальной выплаты, суд находит основанными на неверном толковании закона.
Размер подлежащей предоставлению истице социальной выплаты определен в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (...). Указанный размер социальной выплаты является неизменным на весь срок действия сертификата в силу прямого указания п. 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Ни указанными Правилами, ни иными правовыми актами не предусмотрено право сотрудников банка, в котором открыт счет для оплаты государственного жилищного сертификата, на пересмотр размера социальной выплаты, указанного в сертификате.
Каких-либо законных оснований для выдачи Сафроновой А.П. государственного жилищного сертификата на право получение социальной выплаты в размере .... не имеется. Установление размера социальной выплаты в таком размере повлечет неосновательное обогащение Сафроновой А.П.
Согласно п. 4 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (в редакции, действовавшей до 16.07.2016) срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы (далее – банк), - 2 месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата документов, предусмотренных п. 55 указанных Правил, - ** ** **.
Сафронова А.П. пояснила, что сертификат, действительный до ** ** **, был ею предъявлен в установленном порядке в соответствующий банк, был открыт банковский счет для последующей оплаты сертификата.
Таким образом, Сафронова А.П. к настоящему времени не лишена возможности приобрести жилое помещение с использованием средств социальной выплаты.
Норма п. 4 указанных Правил о сроке действия сертификата носит императивный характер. При этом действующим законодательством, не предусмотрена возможность в судебном порядке устанавливать иные сроки действия государственных жилищных сертификатов
Кроме того, в соответствии с п. 47 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в случае если в установленные сроки действия сертификата гражданин – участник Подпрограммы не приобрел жилое помещение с использованием социальной выплаты, он вправе обратиться в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с просьбой о повторной выдаче сертификата.
С учетом изложенного, требовании Сафроновой А.П. об установлении срока действия государственного жилищного сертификата – в течение семи месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Сафроновой А.П. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми об обязании выдать государственный жилищный сертификат с социальной выплатой в размере ...., установлении срока действия государственного жилищного сертификата – в течение семи месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин