Дело №2а-5243/13-2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2018 года г.Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего – судьи: Авериновой А.Д.,
при секретаре: Коршунове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску к Осьмининой Лилии Васильевны о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г. Курску обратилась в суд с указанным административным иском к Осьмининой Л.В. При этом указав, что административный ответчик имеет имущество - объекты налогообложения. Направленные налоговым органом уведомление и требование в установленный срок оставлены без удовлетворения. мировой судья вынес судебный приказ о взыскании с Осьмининой Л.В. задолженности по налогу и пени. Однако, данный судебный приказ был отменен. На момент обращения в суд задолженность не погашена. Просят взыскать с Осьмининой Л.В. недоимку на общую сумму 105399, 15 руб., а именно: по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 30376 руб. и пеню по налогу на имущество в размере 2058,80 руб., по транспортному налогу с физических лиц в сумме 71528 руб. и по пени по транспортному налогу в размере 1436,35 руб.
В судебное заседании представитель административного истца ИФНС России по г. Курску не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им заявлено не было.
Административный ответчик Осьминина Л.В. и ее представитель Дружинина Е.П. в судебное заседание не явились. О слушании дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было. От административного ответчика поступило возражение на административное исковое заявление, в котором она указана о необходимости списания недоимки по транспортному налогу за 2014 г.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Одновременно по смыслу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ч. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 358 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу с п. 5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 2 п. 1 ст. 48 НК РФ). Сообразно пункту 3 той же статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что Осьминина Л.В. является собственником автомобиля ТОЙОТА КАМРИ государственный регистрационный знак №, а также <адрес>.
Являясь лицом, на которое зарегистрированы транспортное средство и недвижимое имущество, административный ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество, и обязан производить оплату налога в установленные законом сроки, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику было предложено уплатить задолженность по транспортному налогу за 2014 и 2016 г. в размере 71528 руб.
Также, административному ответчику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику было предложено уплатить задолженность по налогу на имущество физических лиц – 30 376 руб.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику было предложено уплатить задолженность по транспортному налогу за 2015 г. в размере 59356 руб.
Кроме того, административному ответчику было направлено требование № об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Осьмининой Л.В. было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ, оплатить задолженность, а именно транспортный налог в размере 71528 руб., пени по транспортному налогу в сумме 407, 12 руб., по налогу на имущество физических лиц – 30376 руб. и по пени по налогу на имущество-172,89 руб.
Также, административному ответчику было направлено требование № об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Осьмининой Л.В. было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ, оплатить задолженность по пени по транспортному налогу в размере 5259, 17 руб. (из суммы недоимки 59356 руб.), пени по налогу на имущество в размере 2 265, 49 руб. (из суммы недоимки 12734, 71 руб.).
Требование налогового органа административным ответчиком не исполнены.
Определением мирового судьи судебного участка № судебного района Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ №2а-257/2018 о взыскании с Осьмининой Л.В. задолженности по обязательным платежам.
Данные обстоятельства подтверждены: налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, требованием № об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, требованием № об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определением мирового судьи судебного участка № судебного района Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ, расчетом суммы пени, сведениями об имуществе налогоплательщика, а также иными материалами дела.
Доказательств того, что Осьмининой Л.В. уплачен налог и пеня за 2014-2016 гг.., суду не предоставлено.
Расчет пени по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ судом проверен и признан обоснованным.
При таких обстоятельствах, требования о взыскании с Осьмининой Л.В. задолженности по транспортному налогу в размере 71528 руб., пени по транспортному налогу в сумме 407,12 руб., по налогу на имущество физических лиц – 30376 руб. и по пени по налогу на имущество- 172,89 руб. подлежат удовлетворения.
В тоже время не имеется у суда оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании с Осьмининой Л.В. задолженности по пени по транспортному налогу в сумме 1029, 23 руб. (1436, 35 руб. – 407, 12 руб.), а также по пени по налогу на имущество физических лиц – 1885,91 руб. (2058,80 руб.- 172,89 руб.) следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Исходя из смысла вышеуказанных норм, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает только с момента получения им требования об уплате налога.
Согласно статье 71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика (налогового агента) об уплате налога изменилась после направления требования по уплате налога, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
Поскольку доказательств того, что административному ответчику не было направлено уточненное требование на сумму по пени по транспортному налогу в сумме 1029, 23 руб. (1436, 35 руб. – 407, 12 руб.), а также по пени по налогу на имущество физических лиц – 1885,91 руб. (2058,80 руб.- 172,89 руб., а также недоимки, из которой начислены соответствующие пени, то оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части не имеется.
Ссылки Осьмининой Л.В. о том, что недоимка по налогам подлежит списанию, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Так, действительно 28 декабря 2017 года принят Федеральный закон №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», частью 1 статьи 12 которого установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням. Образовавшаяся задолженность Осьмининой Л.В. в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 436-ФЗ не может быть признана безнадежной к взысканию, т.к. указанная задолженность образовалась после 1 января 2015 года.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о взыскании с Осьмининой Л.В. задолженности по налогу и пени подлежат частичному удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Бюджетный кодекс Российской Федерации, являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеет приоритетное значение.
Согласно п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ и пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с Осьмининой Л.В. в доход муниципального образования «Город Курск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 248 руб. 24 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Осьмининой Лилии Васильевны недоимку в общей сумме 102 412 рублей 01 копейка (сто две тысячи четыреста двенадцать рублей одна копейка), а именно по транспортному налогу с физических лиц налог в размере 71528 рублей, по пени по транспортному налогу в сумме 407 рублей 12 копеек, по налогу на имущество в сумме 30376 рублей и по пени по налогу на имущество в размере 172 рубля 89 копеек.
Взыскать с Осьмининой Лилии Васильевны государственную пошлину в доход МО «город Курск» в сумме 3 248 рублей 24 копейки (три тысячи двести сорок восемь рублей двадцать четыре копейки).
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья