Решение по делу № 33а-7666/2018 от 22.06.2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Подгайная Н.В.

Дело № 33-7666

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Судневой В.Н.,

судей Поповой Н.В., Овчинниковой Н.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

рассмотрев 23 июля 2018 года в открытом судебном заседании г. Перми дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 апреля 2018 года, которым постановлено:

Постановление Администрации г. Перми от 31.12.2013 № 1288 «Об утверждении документации по планировке территорий в Ленинском, Мотовилихинском и Свердловском районах города Перми» в части утверждения проекта межевания территории, ограниченной ул. Сибирской, ул. Белинского, ул. Чернышевского, ул. Героев Хасана, ул. Чкалова, долиной реки Данилихи, шоссе Космонавтов, ул. Революции, ул. Куйбышева, ул. Глеба Успенского, Комсомольским проспектом, ул. Революции, ул. Куйбышева, ул. Пушкина, ул. Краснова в Ленинском и Свердловском районах города Перми в части отсутствия сведений о земельном участке для размещения жилого дома, 1-этажного, площадью 30,9 кв.м., по адресу ****, признать недействующим, со дня вступления решения суда в законную силу.

Постановление Администрации г. Перми от 20.05.2015 № 291 «Об утверждении документации по планировке территории 2 (СТН В5, В6, В8, В9, В10, часть В11, Г1, Г2, часть Г3, часть И8, часть Ж1, часть Ж13, часть Д7) в Орджоникидзевском, Свердловском, Ленинском, Индустриальном, Дзержинском районах города Перми», в части утверждения проекта межевания территории2 (СТН В5, В6, В8, В9, В10, часть В11, Г1, Г2, часть Г3, часть И8, часть Ж1, часть Ж13, часть Д7) в Орджоникидзевском, Свердловском, Ленинском, Индустриальном, Дзержинском районах города Перми в части отсутствия сведений о земельном участке для размещения жилого дома, 1-этажного, площадью 30,9 кв.м., по адресу ****, признать недействующим, со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о настоящем Решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

В удовлетворении оставшейся части заявленных требований Пьянковой Ирине Николаевны к администрации города Перми, отказать.

Заслушав доклад судьи Поповой Н.В., объяснения представителей сторон, заключение прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Пьянкова И.Н. обратилась в суд с административным иском к администрации города Перми о признании недействующим в части: отсутствия сведений о земельном участке для размещения жилого дома, 1-этажного, площадью 30,9 кв.м., по адресу ****, Постановление Администрации г. Перми от 31.12.2013 № 1288 «Об утверждении документации по планировке территорий в Ленинском, Мотовилихинском и Свердловском районах города Перми», Постановление Администрации г. Перми от 20.05.2015 № 291 «Об утверждении документации по планировке территории 2 (СТН В5, В6, В8, В9, В10, часть В11, Г1, Г2, часть Г3, часть И8, часть Ж1, часть Ж13, часть Д7) в Орджоникидзевском, Свердловском, Ленинском, Индустриальном, Дзержинском районах города Перми», возложении обязанности.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, указывает, что право собственности истца на объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРН только 08.06.2015, то есть после утверждения документации по планировке территории, следовательно, при разработке и утверждении оспариваемой документации права административного истца не могли быть учтены, сведения об объекте недвижимости отсутствовали.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.

Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации г. Перми от 31.12.2013 № 1288 «Об утверждении документации по планировке территорий в Ленинском, Мотовилихинском и Свердловском районах города Перми», утвержден проект планировки территорий, в том числе, ограниченной ул. Сибирской, ул. Белинского, ул. Чернышевского, ул. Героев Хасана, ул. Чкалова, долиной реки Данилихи, шоссе Космонавтов, ул. Революции, ул. Куйбышева, ул. Глеба Успенского, Комсомольским проспектом, ул. Революции, ул. Куйбышева, ул. Пушкина, ул. Краснова в Ленинском и Свердловском районах города Перми; проект межевания территорий, в том числе, ограниченной ул. Сибирской, ул. Белинского, ул. Чернышевского, ул. Героев Хасана, ул. Чкалова, долиной реки Данилихи, шоссе Космонавтов, ул. Революции, ул. Куйбышева, ул. Глеба Успенского, Комсомольским проспектом, ул. Революции, ул. Куйбышева, ул. Пушкина, ул. Краснова в Ленинском и Свердловском районах города Перми (далее - проект межевания территории).

Оспариваемое постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» № 98, часть 3, от 31.12.2013, и является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Постановлением Администрации г. Перми от 20.05.2015 № 291 «Об утверждении документации по планировке территории 2 (СТН В5, В6, В8, В9, В10, часть В11, Г1, Г2, часть Г3, часть И8, часть Ж1, часть Ж13, часть Д7) в Орджоникидзевском, Свердловском, Ленинском, Индустриальном, Дзержинском районах города Перми», утверждены проект планировки территории 2 (СТН В5, В6, В8, В9, В10, часть В11, Г1, Г2, часть Г3, часть И8, часть Ж1, часть Ж13, часть Д7) в Орджоникидзевском, Свердловском, Ленинском, Индустриальном, Дзержинском районах города Перми (далее - проект планировки территории) (не приводится); проект межевания территории 2 (СТН В5, В6, В8, В9, В10, часть В11, Г1, Г2, часть Г3, часть И8, часть Ж1, часть Ж13, часть Д7) в Орджоникидзевском, Свердловском, Ленинском, Индустриальном, Дзержинском районах города Перми (далее - проект межевания территории).

Постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» № 36 от 26.05.2015 и является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Пьянкова И.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21.05.2015 является собственником жилого дома, 1-этажного, площадью 30,9 кв.м., по адресу ****.

Пьянкова И.Н. обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ****.

Решением Департамента земельных отношений администрации г.Перми отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, с указанием на то, что образуемый земельный участок, предусмотренный схемой, по адресу **** расположен в границах элемента планировочной структуры, установленного в соответствии с постановлениями администрации города Перми от 31.12.2013 № 1288 «Об утверждении документации по планировке территорий в Ленинском, Мотовилихинском и Свердловском районах города Перми», от 20.05.2015 № 291 «Об утверждении документации по планировке территории 2 (СТН В5, В6, В8, В9, В10, часть В11, Г1, Г2, часть Г3, часть И8, часть Ж1, часть Ж13, часть Д7) в Орджоникидзевском, Свердловском, Ленинском, Индустриальном, Дзержинском районах города Перми», для которого постановлением администрации города Перми от 31.12.2013 № 1288 утвержден проект межевания, не предусматривающий образование земельного участка в испрашиваемых границах.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя административное исковое заявление, суд, руководствовался положениями статей 6,11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 22 Федерального закона № 218 - «О государственной регистрации недвижимости», статьей 16 Федерального закона № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», статьями 1,41,42,43,45,46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Суд пришел к выводу, что объект недвижимости (жилой дом), принадлежащий истцу на праве собственности расположен в границах территории квартала с кадастровым номером **, в отношении которой, оспариваемыми Постановлениями утверждены проекты межевания (л.д.11-12), не предусматривающие в соответствии с положениями ч.5 ст. 43 ГрК РФ наличие границ застроенных земельных участков, границ формируемых земельных участков. Данное обстоятельство явилось основанием для отказа Пьянковой И.Н. Департаментом земельных отношений администрации г.Перми в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ****, под имеющийся жилой дом.

Утверждение проектов межевания не предусматривающих в соответствии с положениями ч.5 ст. 43 ГрК РФ наличие границ застроенных земельных участков, границ формируемых земельных участков, в частности, без учёта территории, занимаемой, объектом недвижимости (жилым домом), принадлежащего административному истцу, противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушает права административного истца на образование земельного участка под домом, принадлежащем на праве собственности.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими установленным по делу обстоятельствам дела, исследованными судом и оцененными по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным Конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Статья 1 Протокола №1 от 20 марта 1952 года и Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом допускается, если этим преследуются общественные интересы и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.

В силу части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15.07.2010 N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует, в том числе правоотношения по планировке территории (часть 1 статьи 4, глава 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры установления границ земельных участков, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса).

К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

В соответствии с положением частей 1 и 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.

Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом, в силу положений п. 12 указанной нормы, территорией общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Согласно п. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории

В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с положением 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другими федеральными законами, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Материалами дела установлено и не опровергнуто допустимыми доказательствами, что в рассматриваемом случае объект недвижимости (жилой дом) истца расположен в границах территории квартала с кадастровым номером **, в отношении которой, оспариваемыми Постановлениями утверждены проекты межевания, не предусматривающие наличие границ застроенных земельных участков, границ формируемых земельных участков.

Данное обстоятельство определяет в дальнейшем статус земельного участка, при реализации административным истцом прав, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в оспариваемой части нормативные правовые акта нарушают охраняемые законом права и свободы административного истца и противоречат федеральному законодательству.

Поскольку в результате утверждения проекта межевания принадлежащий административному истцу объект недвижимости оказался в границах земель общего пользования, судебная коллегия полагает неубедительными доводы жалобы о том, что признание недействующим в части оспариваемых постановлений не повлечет восстановления нарушенных прав.

Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, изменение которой судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-7666/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Пьянкова Ирина Николаевна
Прокуратура г. Перми
Ответчики
Администрация г. Перми
Другие
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Попова Надежда Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее