Судья Билле И.П. Дело № 33-5430/2020(№2-63/2020)
25RS 0025-01-2019-000710-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 августа 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Мельниковой О.Г.
судей Наконечной Е.В., Бузьской Е.В.
при секретаре Лукьяненко К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны РФ о возложении обязанности произвести капитальный и выделить лимиты на текущий ремонт
по апелляционной жалобе Министерства обороны РФ
на решение Пограничного районного суда Приморского края от 10 февраля 2020 года, которым на Министерство обороны РФ возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения в силу обеспечить проведение капитального ремонта котельной инв. №346, расположенной в военном городке №71 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, а именно: произвести ремонт перекрытия, кровли, котлов «ИЖ КВ 0,5» «КВ-0,42», «КВ-0,42», «КВ-0,42», «КВ-0,42», «КВ-0,81», насосного оборудования «К200/150/250», «К200/150/315», подпиточного «К20/30», тягодутьевого оборудования «ВЦ 4-70 №6,3», трубопровода, а так же выделить ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ лимиты денежных средств для выполнения работ по текущему ремонту, а именно: полов, инженерных систем (электро, водо, теплоснабжения и водоотведения здания), котлов «ИЖ Кв-0,5», «Иж КВ-0,5», электрооборудования, силовых электрических кабелей, КИПиА, приборов учета.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав мнение прокурора Лагденова Б.Б., полагавшего решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия
установила:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с названным иском, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки готовности котельных к отопительному сезону 2019-2020г. установлено, что зданию котельной инв.№346 (1976 года постройки), расположенному в военном городке № 71 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, требуется текущий и капитальный ремонт.
Указанная котельная на основании акта приема-передачи № 2/2/908 от 01.06.2017 года передана на обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, сведения о внесении указанной котельной в планы ремонта объектов МО РФ отсутствуют, сроки работ по ремонту не определены, что создает предпосылку к срыву отопительного сезона и чрезвычайным происшествиям.
В своих исковых требованиях прокурор просил суд обязать Министерство обороны РФ произвести капитальный ремонт перекрытия, кровли, котлов «ИЖ КВ 0,5» «КВ-0,42», «КВ-0,42», «КВ-0,42», «КВ-0,42», «КВ-0,81», насосного оборудования «К200/150/250», «К200/150/315», подпиточного «К20/30», тягодутьевого оборудования «ВЦ 4-70 №6,3», трубопровода, а так же выделить ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ лимиты денежных средств для выполнения работ по текущему ремонту, а именно: полов, инженерных систем (электро, водо, теплоснабжения и водоотведения здания), двух котлов «ИЖ Кв-0,5», «Иж КВ-0,5», электрооборудования, силовых электрических кабелей, КИПиА, приборов учета.
Прокурор в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Просил удовлетворить заявленные им требования.
Представитель Министерства обороны РФ, представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание также не явились.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
В письменном отзыве на иск представитель Министерства обороны РФ указал, что решением Пограничного районного суда Приморского края от 30.11.2018 года были удовлетворены требования прокурора о проведении текущего и капитального ремонта котельной инв.№ 346, расположенной в военном гарнизоне с. Сергеевка. Таким образом, имеется решение суда о том же предмете по тем же основаниям, в связи с чем основания для удовлетворения иска прокурора по настоящему делу отсутствуют. ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является получателем бюджетных средств на текущий и капитальный ремонт закрепленных за ним объектов и самостоятельно распределяет денежные средства, обязано выполнять текущий и капитальный ремонт имущества, в том числе, названной котельной.
В письменном отзыве на иск представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ указал, что проведение текущего ремонта осуществляется только с согласия Министерства обороны РФ как собственника имущества и при условии финансирования собственником такого ремонта. Денежные средства на проведение текущего ремонта Министерство обороны РФ не выделяло, поэтому текущий ремонт котельной не производился.
Судом постановлено вышеназванное решение, с которым не согласилось Министерство обороны РФ, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения как незаконного. В обоснование жалобы изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились в обоснование возражений на иск.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, полагает решение суда подлежащим отмене в части, изменению в части.
В силу ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004г. N 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017г. №155 было создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Основной целью деятельности данного Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», утвержденного приказом Директора департамента имущественных отношений № 607 от 03.03.2017г., учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 19 Устава определено, что имущество учреждения формируется за счет имущества, закрепленного Минобороны России за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленного Учреждению в безвозмездное пользование.
Согласно п.13, п.14 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе производит ремонт электрического оборудования, производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы.
На основании ст.16 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установив, что здание котельной инв.№346 (1976 года постройки), расположенное в военном городке № 71 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края: Приморский край, нуждается в проведении капитального и текущего ремонта, и что собственник данного имущества (Министерство обороны РФ) в течение длительного времени надлежащих мер к проведению капремонта, а также к надлежащему выделению бюджетных средств на текущий ремонт не принимает, в связи с чем нарушаются жилищные и иные права неопределенного круга граждан, проживающих в военном городке, по использованию объектов инфраструктуры, отапливаемых котельной, а также военнослужащих войсковой части на получение коммунальных услуг надлежащего качества, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство обороны РФ обязанности по проведению капитального ремонта здания и оборудования котельной и по выделению ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ лимитов денежных средств на проведение текущего ремонта котельной.
Суд правильно исходил из того, что необходимость проведения капитального и текущего ремонта котельной подтверждена представленными в дело доказательствами, в том числе, материалами прокурорской проверки, комиссионным актом осмотра котельной и ее оборудования, комиссионным актом проверки готовности котельной к отопительному сезону 2019-2020гг. (л.д.11-23) и не опровергнута ответчиком.
Довод апелляционной жалобы о том, что проведение капитального ремонта здания котельной с 2017г. возложено на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, поскольку из материалов дела видно, что ответчик, являясь собственником здания котельной, в течение длительного периода времени – с момента постройки (1976г.) до передачи здания на обслуживание ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» в 2017г. не проводил в нем капитальный ремонт, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей по содержанию этого имущества.
Сам по себе факт передачи в 2017г. котельной на обслуживание и содержание ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» не освобождает Министерство обороны РФ, как собственника этого здания, от обязанностей по содержанию указанного имущества и не свидетельствует о том, что к ФГБУ «ЦЖКУ» перешли, в том числе, и обязательства по капитальному ремонту имущества, не исполненные военным ведомством к моменту передачи данного имущества.
Поскольку котельная нуждается не только в капитальном, но и в текущем ремонте, решение о котором собственник не принимал и соответствующие денежные средства на такой ремонт не выделял, что подтвердила в ходе судебного разбирательства управляющая организация – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, то суд обоснованно возложил на Министерство обороны РФ обязанность по выделению ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ лимитов денежных средств на соответствующие цели.
Определяя конкретные объекты котельной, которые нуждаются в ремонте суд правильно установил, что капитально необходимо отремонтировать, котлы «КВ-0,42», «КВ-0,42», «КВ-0,42», «КВ-0,42», «КВ-0,81», «ИЖ КВ 0,5», насосное оборудование «К200/150/250», «К200/150/315», подпиточный «К20/30», тягодутьевое оборудование «ВЦ 4-70 №6,3», трубопровод, а в текущем ремонте, на выполнение которого требуется выделение денежных средств, нуждаются: полы, инженерные системы (электро, водо, теплоснабжения и водоотведения здания), электрооборудование, силовые электрические кабели, КИПиА, приборы учета. В данной части решение основано на исследованных доказательствах и является верным.
Оснований для отмены либо изменения решения в вышеуказанной части не имеется.
Соглашаясь с решением в названной части судебная коллегия, в то же время, не может признать правильными выводы суда о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по производству капитального ремонта перекрытия и кровли котельной, а также в части необходимости выделения денежных средств на текущий ремонт двух котлов «ИЖ КВ 0,5», так как указанные выводы сделаны без учета значимых фактических обстоятельств дела и при неправильном применении норм процессуального права.
Как видно из дела, ранее Пограничным районным судом Приморского края было принято решение от 30.11.2018г. по делу № 2-351/2018, которым на Министерство обороны РФ возлагалась обязанность произвести капитальный ремонт кровли и перекрытия котельной инв.№ 346 в военном городке №71. Данное решение суда вступило в законную силу, однако, не исполнено. Вопрос понуждения Министерства обороны РФ к выполнению названных работ при таких обстоятельствах подлежит разрешению не путем вынесения повторного судебного решения, а в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Необоснованно вынесенное судом решение в данной части подлежит отмене с прекращением производства по делу в этой части на основании ст. 222 ГПК РФ в связи с наличием ранее состоявшегося решения суда, вынесенного по тем же основаниям, о том же предмете и по спору между этими же сторонами.
Возлагая на Министерство обороны РФ обязанность выделить лимиты денежных средств на текущий ремонт двух котлов «ИЖ КВ 0,5» суд не учел, что в котельной находятся всего два таких котла, в отношении одного из которых решением суда по настоящему делу установлена обязанность Министерства обороны РФ произвести капитальный ремонт. При этом оба котла находятся в одинаковом техническом состоянии и имеют значительную степень износа (70%).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор дал уточняющие пояснения, в которых просил не указывать названные котлы в перечне объектов, в отношении которых необходимо выделить денежные средства на текущий ремонт.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части понуждения Министерства обороны РФ к выделению денежных средств на текущий ремонт котельной, исключив из перечня оборудования, нуждающегося в текущем ремонте, два котла «ИЖ КВ 0,5».
Оснований для возложения на Министерство обороны РФ обязанности капитально отремонтировать второй котел «ИЖ КВ 0,5» у коллегии не имеется, так как такие требования в суде первой инстанции не заявлялись и судом не рассматривались.
Поскольку при рассмотрении требований о понуждении Министерства обороны РФ к капитальному ремонту перекрытия и кровли котельной, а также к выделению лимитов денежных средств на текущий ремонт двух котлов «ИЖ КВ 0,5» судом не учтены вышеназванные значимые фактические обстоятельства дела и неправильно применены нормы процессуального права, что привело к принятию необоснованного решения в этой части, то судебная коллегия полагает необходимым отменить решение в части возложения на Министерство обороны РФ обязанности обеспечить капитальный ремонт перекрытия и кровли с прекращением производства по делу в данной части, и изменить решение в части возложения на Министерство обороны РФ обязанности по выделению лимитов денежных средств на текущий ремонт котельной, исключив из перечня оборудования, нуждающегося в текущем ремонте, два котла «ИЖ КВ 0,5».
Оснований для отмены либо изменения решения в остальной части по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, п.1, п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Пограничного районного суда Приморского края от 10 февраля 2020 года в части возложения на Министерство обороны РФ обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта перекрытия и кровли котельной инв. № 346 отменить.
В этой части производство по делу прекратить.
Решение Пограничного районного суда Приморского края от 10 февраля 2020 года в части возложения на Министерство обороны РФ обязанности по выделению лимитов денежных средств для проведения работ по текущему ремонту котельной изменить, исключив из абзаца третьего резолютивной части решения фразу «котлов ИЖ КВ 0,5, ИЖ КВ 0,5».
Решение Пограничного районного суда Приморского края от 10 февраля 2020 года в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи