Судья Смирнова Т.П. дело № 33-10129/2016
А- 33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2016 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Гаус Т.И.
судей Абрамовича В.В., Лоншаковой Е.О.
при секретаре Полынкиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамовича В.В.,
гражданское дело по иску Шишкаревой В.Г. к ЗАО «Банк Русский стандарт» о защите прав потребителей,
по апелляционной жалобе представителя истца Шишкаревой В.Г. – Иванова Е.Г.,
на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 30 марта 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шишкарева В.Г. обратилась в суд с иском к ЗАО «Банк Русский стандарт» о защите прав потребителей
Требования мотивированы тем, что <дата> между истцом и ЗАО «Банк Русский стандарт» был заключен кредитный договор на сумму 192 979,04 рублей, под 36% годовых сроком на 48 месяцев. Согласно условиям кредитного договора с нее незаконно взимались денежные средства, а именно: плата за участие в программе по организации страхования ежемесячно на общую сумму 40 179,04 рублей. Истец указывает, что фактически заключение ею договора страхования ей было навязано. У нее не возникла бы потребность личного страхования, если бы она не прибегнула к услуге по кредитованию. В связи с чем истец просила взыскать с ответчика незаконно удержанные средства за оплату программы страхования в размере 40 179,04 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6 273,50 рублей, неустойку в размере 39 777,30 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителя истца Шишкаревой В.Г. – Иванов Е.Г. просит решение суда отменить. Указывает на то, что действия банка по взиманию платы за подключение к программе страхования ущемляет установленные законом права истца как потребителя.
В возражениях на апелляционную жалобу АО «Банк Русский Стандарт» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, решение суда по доводам апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица, свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В силу п. 1 ст. 329 ГК РФ и ст. 33 Федерального закона РФ от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо.
Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица.
Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону (п. 2 ст. 935 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
На основании ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его; права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> между Шишкаревой В.Г. и ЗАО «Банк Русский Стандарт» был заключен кредитный договор № №, в соответствии с которым Банк предоставил истице кредит в размере 192 979,04 рублей, под 36% годовых сроком на 1462 дня.
Основанием для заключения кредитного договора послужило обращение истицы с заявлением, содержащим в себе предложение о заключении с ней кредитного договора на условиях, изложенных в Заявлении и Условиях предоставления потребительского кредита «Русский Стандарт», в рамках которого истица просила открыть ей банковский счет, предоставить кредит в размере 192 979,04 рублей на срок с 19.11.2013 года по 19.11.2017 года, путем зачисления суммы кредита на открытый на ее имя счет.
Из пункта 1.3 - 1.5 заявления-оферты следует, что заемщик дает поручение банку в случае, если в графе "Личное страхование по Программе страхования заемщиков по кредитному договору (кредит наличными) «СЖЗ, СЖЗ - максимальная защита», включено Раздела 4. «Личное страхование ИБ» указано значение «да», в безналичном порядке перечислить со счета клиента в пользу страховой компании, указанной в графе «Страховая компания» раздела 4 «Личное страхование ИБ», сумму денежных средств, указанную в графе «Страховая премия» того же раздела.
В разделе 4 «Личное страхование» заявления о предоставлении кредита указано следующее: страховая компания - ЗАО «Русский Стандарт Страхование»; Личное страхование по Программе страхования заемщиков по кредитному договору (кредит наличными) «СЖЗ», СЖЗ – Максимальная защиты включено: Нет.
<дата> года Шишкарева В.Г. в обеспечение своих обязательств по возврату кредита заключила с ООО «Компания Банковского Страхования» договор страхования финансовых рисков, связанных с вынужденной потерей работы, по условиям которого период страхования составил 48 месяцев, страховая премия – 30 179,04 рублей, уплачивается единовременно.
<дата> года банк перечислил с банковского счета Шишкаревой В.Г. страховщику ООО «Компания Банковского Страхования» страховую премию в размере 30 179,04 рублей, что подтверждается выпиской из лицевого счета.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Шишкаревой В.Г. исковых требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что кредитный договор № от <дата> года не содержит условий, ставящих заключение кредитного договора в зависимость от обязательного заключения договора страхования. При заключении кредитного договора истица самостоятельно изъявила желание заключить договор страхования финансовых рисков, который не противоречит положениям ГК РФ и Закона РФ «О Защите прав потребителя», а является допустимым способом обеспечения обязательств по кредитному договору. Страхование финансовых рисков, как способ обеспечения кредита, являлось добровольным.
Судебная коллегия с указанными выводами соглашается, поскольку они основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Учитывая, что требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа являются производными от основного требования – возврата страховой премии, в удовлетворении которого судом правомерно отказано, правовых оснований для удовлетворения указанных требований у суда также не имелось.
Доводы апелляционной жалобы представителя Шишкаревой В.Г. – Иванова Е.Г. о навязывании договора страхования, об отсутствии у потребителя возможности внести в договор какие-либо изменения, отказаться от заключения договора страхования или выбрать иную страховую компанию, о не доведении до заемщика полной информации об услуге страхования, о размере страховой премии и комиссионном вознаграждении банка, повторяют доводы, которыми было мотивировано исковое заявление, направлены на переоценку доказательств по делу и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении. Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 30 марта 2016 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Шишкаревой В.Г. – Иванова Е.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: