Решение по делу № 33а-16508/2021 от 24.05.2021

    Судья Климовский Р.В.                                                    Дело № 33а-16508/2021

    А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И. И.,

судей Вердияна Г. В., Бирюковой Е. Ю.,

при секретаре Кехтер А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2021 года апелляционную жалобу фио на решение Красногорского городского суда Московской области от 9 марта 2021 года по административному делу по административному иску фио, действующей в интересах несовершеннолетней фио, к администрации городского округа Красногорск Московской области, Управлению образования администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Вердияна Г.В., объяснения фио, представителей администрации городского округа Красногорск Московской области фио, Управления образования администрации городского округа Красногорск Московской области фио,

                                               установила:

фио (далее также административный истец), действующая в интересах несовершеннолетней фио, обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Красногорск Московской области, Управлению образования администрации городского округа Красногорск Московской области в котором просила:

- признать незаконным и дискриминационным бездействие в решении вопроса устройства несовершеннолетнего ребенка фио, 10 октября 2018 года рождения, в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания;

- возложить обязанность реализовать право несовершеннолетней фио на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации, путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда места в группе полного дня МБОУ «Образовательный центр «Вершина».

Решением Красногорского городского суда Московской области от 9 марта 2021 года в удовлетворении административного иска фио отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении её административного иска.

В письменных возражениях администрация городского округа Красногорск Московской области просит обжалуемый судебный акт, как законный и обоснованный, оставить без изменения.

Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 9) и Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).

Статья 5 Федерального закона № 273-ФЗ гарантирует право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно п. 1 ст. 39 Устава городского округа Красногорск Московской области, принятому решением Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 8 сентября 2017 года № 247/16, администрация городского округа Красногорск – это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.

В силу п.п. 1.1, 2.1.1. 2.1.2. 2.1.4. 2.1.8. положения об Управлении образования администрации городского округа Красногорск Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 19 января 2017 года № 25/2 (далее – Положение) Управление является органом администрации городского округа Красногорск Московской области, обладающим правами юридического лица, к основным задачам которого относятся в том числе: обеспечение права граждан на образование путем создания условий для эффективного функционирования и развития системы образования на территории городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях городского округа; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях городского округа и организация предоставления муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с действующим законодательством.

В целях реализации возложенных на него задач Управление, как установлено п.п. 3.1.5, 3.1.13, 3.1.16 и 3.1.26 Положения, организует предоставление в т.ч. общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях; обеспечивает открытость и доступность информации о системе образования на территории городского округа; оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей при выборе формы получения образования и (или) формы обучения по основной образовательной программе; ведет прием граждан и юридических лиц, своевременно и качественно рассматривает обращения.

Из приведенного следует, что решение вопроса устройства несовершеннолетнего ребенка административного истца в дошкольное образовательное учреждение отнесено к компетенции Управления, как органа специальной компетенции.

Судом установлено, что на территории городского округа Красногорск дислоцированы 52 дошкольных образовательных учреждения (3 – негосударственные), на 2022 год запланировано строительство (реконструкция) 6 объектов дошкольного образования за счет бюджетных средств; за счет внебюджетных средств: 3 – в 2020 году, 4 – в 2021 году, 3 – в 2022 году, 3 – в 2023 году и 1 – в 2024 году. Вместе с тем вновь утвержденной программой утверждены изменения, направленные на ускорение введения в эксплуатацию детских садов. В частности, на 2021 год запланировано строительство (реконструкция) за счет бюджетных средств 2 объектов дошкольного образования, на 2022 – 4 объектов.

Согласно представленной суду информации – получены разрешения на ввод в эксплуатацию ряда дошкольных образовательных учреждений.

Основываясь на приведенном суд не согласился с утверждением административного истца, о том, что Администрация не предпринимает действий, направленных на увеличение детский садов в городском округе.

В соответствии с действующим п. 2.4.2. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, (далее – Правила), количество обучающихся, воспитанников и отдыхающих не должно превышать установленное пунктами 3.1.1, 3.4.14 Правил и гигиенические нормативы.

Как установлено п. 3.1.1 Правил количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее - дошкольная организация), осуществляющей присмотр и уход за детьми, в том числе в группах, размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты. Для групп раннего возраста (до 3 лет) - не менее 2,5 кв. м. на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2 кв. м. на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки. Площадь спальной для детей до 3 лет должна составлять не менее 1,8 кв. м. на ребенка, для детей от 3 до 7 лет - не менее 2,0 кв. м. на ребенка. Физкультурный зал для детей дошкольного возраста должен быть не менее 75 кв. м.

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале.

Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (п. 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (п. 20). В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (п. 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (п. 22).

Как судом установлено, несовершеннолетняя фио проживает по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты> с 25 октября 2018 года стоит на учете (очереди) в ЕИС «Зачисление в ДОУ» для получения направления (путевки) в дошкольное образовательное учреждение.

Приоритетными дошкольными образовательными учреждениями выбрано МБОУ «Образовательный центр «Вершина», МГБОУ детский сад № 17, МГБОУ детский сад № 51. По состоянию на 11 января 2021 года позиция в очереди Григорьевой Е. Д. в МБОУ «Образовательный центр «Вершина» - 33, МБДОУ детский сад №17 – 130, МБДОУ детский сад № 51 – 129.

Согласно представленным данным, в приоритетных детских садах фактическая наполняемость групп возрастной категории, к которой относится ребенок административного истца, равна либо превышает предельную наполняемость групп. Более того, на момент подачи заявления о зачислении в детский сад и формировании групп на учебный 2020-2021 годы групп соответствующих возрастной категории фио не было как в приоритетных детских садах, так и в дошкольных образовательных учреждения, функционирующих на территории городского округа Красногорск.

Также установлено, что на территории городского округа Красногорск Московской области во всех дошкольных образовательных организациях фактическая наполняемость существенно превышает проектную мощность, т.е. свободные места на территории городского округа Красногорск Московской области в дошкольных образовательных организациях отсутствуют.

Судом установлено, что к льготным категориям детей, имеющих право на внеочередное получение названной выше муниципальной услуги, то есть на преимущественное предоставление места ребенку в дошкольном образовательном учреждении, исходя из п.п. 2.3, 2.4 Регламента, фио не относится.

Набор детей в дошкольную образовательную организацию на 2020-2021 учебный год проводился со второй половины мая 2020 года до сентября 2020 года. В течение учебного года набираются дети на освободившиеся невостребованные места и в детские сады-новостройки. На момент формирования дошкольных групп возраста от 2 до 3 лет на 2020-2021 учебный год фио не достигла требуемого возраста, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста в выбранных приоритетных дошкольных учреждениях в 2020-2021 учебном году не функционировали.

Как установлено, административный истец 4 августа 2020 года обратилась в Управление образования по вопросу зачисления несовершеннолетнего ребенка в приоритетные детские сады, на которое дан письменный ответ 2 сентября 2020 № 1777.

Как на данное обращение, так и на последующие обращения административного истца Управлением образования направлены подробные письменные сообщения о том, что группы до 2 лет на 2020-2021 учебный год не набирались, с учетом достижения ребенком административного истца возраста двух лет, сообщено о местах, которые по состоянию на 7 декабря 2020 года и 11 января 2021 года занимает фио в очереди в приоритетные детские сады, и предложено рассмотреть вопрос об изменении приоритетного дошкольного образовательного учреждения для скорейшего направления в детский сад ребенка, указав МБДОУ с наименьшей очередностью (детские сады 5, 9, 10, 32, 39).

Приведенное дало суду основание полагать, что Управлением образования не допущено вменяемого ему бездействия, административным ответчиком предприняты в пределах его компетенции меры необходимые для реализации права несовершеннолетней фио, на дошкольное образование: ребенок зарегистрирован в очереди в ЕИС «Зачисление в ДОУ» по заявлению родителей, родителям разъяснен порядок предоставления места в МБДОУ, пояснены причины невозможности предоставления места в приоритетных детских садах (отсутствие свободных мест), а также даны пояснения относительно возможности изменения приоритетной дошкольной образовательной организации, предложены варианты детских садов с меньшей очередностью с возможностью перевода в последствии в приоритетный детский сад.

Исходя из приведенного, суд не нашёл оснований для возложения на административных ответчиков обязанности создать и предоставить в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда фио места в МБОУ «Образовательный центр «Вершина», так как в соответствии с положениями ст.ст. 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять собой иные органы власти и выполнять их функции. Иное означало бы вмешательство в компетенцию, в частности, Управления образования к полномочиям которого отнесена организация предоставления бесплатного дошкольного образования на территории городского округа Красногорск.

Судебная коллегия находит данный вывод суда согласующимся с правилами статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Соответственно, реализация конституционных прав фио, на получение дошкольного образования, в интересах которой обратился административный истец, должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее фиофиофио, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.

Совокупность изложенного даёт судебной коллегии основание прийти к выводу о законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, поскольку судом правильно определены юридически значимые для дела обстоятельства. Выводы суда основаны на доказательствах, отвечающих относимости, допустимости и достаточности, которым дана надлежащая оценка. К возникшим правоотношениям применены соответствующие нормы материального права. Нарушений норм процессуального закона, влекущих за собой отмены судебного акта судом также не допущено. При таких обстоятельствах решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения, как не содержащая доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Красногорского городского суда Московской области от 09 марта 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-16508/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Администрация г.о. Красногорска МО
Григорьева Т.Е.
Управление образования администрации г.о. Крансогорска МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Вердиян Г.В.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
26.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее