РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2016 года город Венёв
Венёвский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Волковой М.С.,
при секретаре Бочарниковой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-117/16 по иску Кубышкиной Н.Ф. к администрации муниципального образования Веневский район, администрации муниципального образования Центральное Веневского района об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Кубышкина Н.Ф. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Венёвский район об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что она зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении – <адрес>. В указанное жилое помещение истец была вселена на основании, выданного ей ордера № 122 от 12 марта 1998 года. Указанное жилое помещение было предоставлено ее на состав семьи два человека ей и мужу ФИО5 на основании решения правления АОЗТ «Веневское» от 12 октября 1997 года.
Истец и ее муж вселились в спорную квартиру и зарегистрировались в ней по месту жительства. Несмотря на то, что договор социального найма ими не заключался, они фактически пользовались указанной квартирой на условиях социального найма.
ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем был снят с регистрационного учета.
На основании постановления главы МО Веневский район Тульской области от 31 марта 1998 года № 146 и акта приема-передачи социальной (инженерной) инфраструктуры сельскохозяйственной организации в муниципальную собственность от 31 марта 1998 года указанная квартира была передана в муниципальную собственность.
Согласно акту обследования жилого помещения от 8 июня 2012 года, проведенного межведомственной комиссией, <адрес> имеет явно выраженные несоответствия требованиям жилищного законодательства.
Комиссией рекомендовано признать данное жилое помещение непригодным к проживанию и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Постановлением главы МО Веневский район № 1228 от 17.07.2012 года указанное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания.
Несмотря на неоднократные обращения Кубышкиной Н.Ф. в органы местного самоуправления, собственник жилого помещения администрация МО Веневский район никаких мер к содержанию многоквартирного дома не предпринимала, в результате чего проживание в указанном жилом помещении в настоящее время невозможно и опасно для жизни.
Другими жилыми помещениями, ни в собственности, ни в пользовании, истец не располагает. В силу своего материального положения Кубышкина Н.Ф. не в состоянии самостоятельно без использования заемных денежных средств приобрести отдельное благоустроенное жилье.
Кубышкина Н.Ф. неоднократно обращалась в администрацию МО Веневский район с заявлениями о предоставлении ей отвечающее установленным техническим, санитарным, противопожарным нормам жилое помещение, однако до настоящего времени, жилье истцу не предоставлено.
Постановлением главы администрации МО Озеренское № 12/7 от 21.10.2011 года истец была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на общую очередь.
Просит обязать администрацию муниципального образования Веневский район предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным техническим, санитарным, противопожарным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, в границах Веневского района Тульской области, за счет жилищного фонда Веневского района Тульской области.
Истец Кубышкина Н.Ф.в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в представленном заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Веневский район по доверенности Муратов С.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Кубышкиной Н.Ф., ссылаясь на то, что что 30 декабря 2015 года между МО Веневский район и МО ЦентральноеВеневского района подписано соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения на 2016 год, в том числе, полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями. В связи с чем, полномочия по предоставлению жилого помещения Кубышкиной Н.Ф. возложены на администрацию МО Центральное Веневского района. Также указал на то, что свободного жилого фонда в Веневском районе нет, и по мере освобождения нуждающимся лицам предоставляет жилье. Истец Кубышкина Н.Ф. поставлена на общую очередь на получение жилья, поэтому считает, что в случае предоставления ей во внеочередном порядке жилого помещения, права других лиц будут ущемлены.
Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика представитель администрации МО Центральное Веневского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, возражений относительно исковых требований суду не представил.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, надлежащим образом извещенных истца Кубышкиной Н.Ф., представителя третьего лица администрации МО Центральное Веневского района.
Выслушав объяснения представителя ответчика администрации МО Веневский район по доверенности Муратова С.Б., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Как установлено судом, на основании решения правления АОЗТ «Веневский» от 12 октября 1997 года Кубышкиной Н.Ф. на состав семьи два человека: Кубышкиной Н.Ф. и ФИО5, была предоставлена <адрес>, что подтверждается ордером на жилое помещение № 122 от 12 марта 1998 года (л.д. 7).
В настоящее время, в указанном жилом помещении со 2 марта 1981 года значится зарегистрированной Кубышкина Н.Ф., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 31).
Муж Кубышкина Н.Ф. – ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-БО № 559973, выданным Отделом ЗАГС администрации МО Веневский район от 06.09.2012 года (л.д. 10).
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности муниципального образования Веневский район № 0801-59/7803 от 23.12.2015 года, <адрес> является собственностью муниципального образования Веневский район на основании постановления главы администрации «Веневский район Тульской области» от 31 марта 1998 года № 146 «О принятии в собственность муниципального образования «Веневский район Тульской области» объектов инженерной и социальной инфраструктуры от АОЗТ «Веневское» и акта приема-передачи объекта социальной (инженерной) инфраструктуры сельскохозяйственной организации в собственность муниципального образования «Веневский район Тульской области» от 31 марта 1998 года (л.д. 32).
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 5 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из положений ст. 85 ЖК РФ следует, чтограждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного Кодекса).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилоепомещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Так же суд отмечает, что ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
Порядок отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания установлен Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 02.08.2007).
Данное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности жилой дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (п. 7 Положения).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что 8 июня 2012 года межведомственной комиссией, назначенной Главой администрации муниципального образования Веневский район № 1855 от 22 ноября 2011 года, было проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и составлен акт обследования помещения № 08-06-12 от 08.09.2014 года, из которого следует, что жилой <адрес>, в котором находится <адрес> – 1969 года постройки, одноэтажный, крытый шифером, общей площадью 645 кв.м, жилой площадью 420,3 кв.м. Физический износ дома составляет 61%, что подтверждается техническим паспортом, составленным по состоянию на 05.07.2011 года. Водоснабжение, канализация, газ отсутствуют. Квартира № имеет явно выраженные несоответствия установленным требованиям Жилищного законодательства. Наблюдается выпучивание и заметное искривление перегородок, отсутствую двери, окна, частично отсутствует шиферное покрытие. Прогиб балок, стропил создает угрозу пребывания в данном помещении. На потолке следы протечек, при визуальном осмотре наблюдается осадка фундамента. Разрушены межпанельные швы стеновых панелей, плит перекрытий, все это способствует значительному промерзанию и промоканию стен, образованию грибка. Жилое помещение, имеющее деформацию фундамента, стен, несущих конструкций и в значительной степени биологическое повреждение элементов деревянных конструкций свидетельствует об исчерпании несущей способности строительных конструкций и является непригодным для постоянного проживания. Комиссией сделано заключение, по которому <адрес>, признананепригодной для проживания (л.д. 12-14).
Таким образом, анализ Положения однозначно указывает на возможность принятия решения о признании квартиры непригодной для постоянного проживания только после соблюдения всей процедуры работы межведомственной комиссии.
Согласно заключению от 15 июня2012 года № 08-06-12 о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания межведомственная комиссия по результатам рассмотренных документов признала <адрес> непригодной для постоянного проживания (л.д. 15-17).
Постановлением главы администрации МО Веневский район № 1228 от 17.07.2012 года жилой дом, расположенный по адресу<адрес>, непригодным для постоянного проживания (л.д. 8).
Постановлением администрации муниципального образования ОзеренскоеВеневского района № 127 от 21 октября 2011 года Кубышкина Н.Ф. поставлена на учет на получение жилого помещения на территории муниципального образования ОзеренскоеВеневского района Тульской области на общую очередь (л.д. 9).
Как установлено в судебном заседании договор социального найма с Кубышкиной Н.Ф. не заключался.
В свою очередь Кубышкина Н.Ф.обращалась в администрацию муниципального образования Веневский район по вопросу предоставления жилого помещения, поскольку ее жилое помещение разрушено, и в нем невозможно проживать.
Таким образом, суд приходит к выводу, что с момента постановки Кубушкину Н.Ф. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, истец не обеспечена жилой площадью, отвечающей всем соответствующим нормам.
Кроме того, согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесено к вопросам местного значения поселения.
Из уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и справок ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» истец жилья в собственности на территории Тульской области не имеет.
Судом установлено, что Кубышкина Н.Ф. проживает у своей дочери, остается зарегистрированной в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое является непригодным для проживания, иного жилого помещения в собственности она не имеет, в силу своего материального положения не в состоянии самостоятельно без использования заемных денежных средств приобрести отдельное благоустроенное жилье, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для предоставленияКубышкиной Н.Ф. вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с положениями ч.ч. 1 и 2 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Таким образом, при рассмотрении дела установлен факт возникновения обязанности по предоставлению жилого помещения истцу с момента признания жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.
В силу положений ст. 46 Конституции РФ, ст. 3, 4 ГПК РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, сносом дома, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Применение вышеуказанных норм права не зависит от субъекта обращения.
Как усматривается из технического паспорта на многоквартирный дом, составленного Веневским отделением Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», жилой <адрес> построен в 1969 году. Физический износ всех помещений и конструкций составляет 61%. Общая площадь квартиры № 15 в указанном доме составляет 40,7 кв.м, жилая – 25,1 кв.м (л.д. 18-29).
Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу, что обязать предоставить истцу Кубышкиной Н.Ф. во внеочередном порядке благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте Веневского района Тульской области, жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, надлежит администрацию МО Веневский район Тульской области.
Суд находит довод администрации МО Веневского района о том, что полномочия по предоставлению жилого помещения Кубышкиной Н.Ф. возложены на администрацию МО ЦентральноеВеневского района ввиду подписания 30 декабря 2015 года между МО Веневский район и МО Центральное Веневского района соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения на 2016 год, в том числе, полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, не состоятельным, поскольку с передачей полномочий должен быть заложен соответствующий бюджет, позволяющий реализовать пункты подписанного соглашения, однако доказательств передачи администрации МО ЦентральноеВеневского района соответствующих средств, суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Кубышкиной Н.Ф. к администрации муниципального образования Веневский район, администрации муниципального образования Центральное об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Веневский район предоставить Кубышкиной Н.Ф. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным техническим, санитарным, противопожарным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, в границах Веневского района Тульской области, за счет жилищного фонда Веневского района Тульской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Венёвский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий