Решение по делу № 2а-577/2021 от 20.10.2021

Административное дело № 2а-577/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Оричи                             22 ноября 2021 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Земцова Н.В.,

при секретаре Королёвой Н.А.,

с участием представителя административного ответчика – главы администрации Спас-Талицкого сельского поселения Оричевского района Кировской области – ФИО2,

представителя административного ответчика – администрации Оричевского района Кировской области – ФИО3,

представителя третьего лица – МО МВД России «Оричевский» – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Демехова Павла Петровича к администрации Спас-Талицкого Сельского поселения Оричевского района Кировской области, администрации Оричевского района Кировской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Демехов П.П. обратился в суд с административным иском к администрации Спас-Талицкого Сельского поселения Оричевского района Кировской области, администрации Оричевского района Кировской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что участок автомобильной дороги ( проезжей части ) по ул. Центральная д. Замятины Оричевского района и автомобильной дороги от д. Замятины до садоводческого общества Энергостроитель Оричевского района находятся в неудовлетворительном ( ненормативном ) состоянии.

Вышеуказанные участки дорог ( проезжих частей ) имеют выбоины, просадки, ямы ( длиной свыше 15 см., глубиной выше 5 см. ), что противоречит требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Согласно ответу МО МВД России «Оричевский» собственникам автодорог направлены представления об организации мероприятий по проведению грейдирования, восстановления поперечного профиля и ровности автодорог.

Административный истец использует указанные в исковом заявлении улицы для передвижения в личных целях.

Ненормативное состояние дорожного полотна нарушает его права пользователя автомобильных дорог, гарантированные Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Осуществление контроля за качеством содержания, обустройством автомобильных дорог местного значения, обязанность по принятию мер по надлежащему содержанию проезжей части улиц и приведению дорожного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 относится к полномочиям органов местного самоуправления. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на органы исполнительной власти, в ведении, которого находятся дороги.

    Просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика – администрации Спас-Талицкого сельского поселения Оричевского района Кировской области, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию и ремонту автомобильной дороги по ул. Центральная д. Замятины Оричевского района Кировской области и автомобильной дороги от д. Замятины Оричевского района до садоводческого общества «Энергостроитель» Оричевского района Кировской области и нарушению законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.

Обязать административного ответчика – администрацию Спас-Талицкого сельского поселения Оричевского района Кировской области организовать на вышеуказанных автомобильных дорогах проведение установленного вида строительства и ремонта с целью приведения дорожного покрытия в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Обязать административного ответчика – администрацию Спас-Талицкого сельского поселения Оричевского района Кировской области включить в реестр муниципального имущества автомобильную дорогу от д. Замятины Оричевского района Кировской области на всём протяжении до садоводческого общества «Энергостроитель» Оричевского района Кировской области.

Взыскать с административного ответчика – администрации Спас-Талицкого сельского поселения Оричевского района Кировской области в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, уплаченные при подаче административного искового заявления.

Взыскать с административного ответчика – администрации Спас-Талицкого сельского поселения Оричевского района Кировской области в пользу административного истца почтовые расходы в размере 87 рублей.

В судебное заседание административный истец Демехов П.П., будучи дважды уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ( л.д. 25, 74 ), дважды не явился, заявленные требования поддержал, дело просил рассмотреть без его участия ( л.д. 69 ).

    Представитель административного ответчика – глава администрации Спас-Талицкого сельского поселения ФИО2, возражая против административных исковых требований, пояснила суду, что к дорогам местного значения общего пользования Спас-Талицкого поселения в деревне Замятины относится улица Центральная от дома № 1 до дома № 31 по нечётной стороне. Это грунтовая дорога протяженностью 0,8 км. Её содержание осуществляется круглогодично, то есть зимнее содержание, окашивание, грейдирование, ямочный ремонт. Всего в составе Спас-Талицкого сельского поселения 53 населенных пункта, в основном там грунтовые дороги. Грейдирование дорог осуществляется ежегодно с наступлением благоприятных климатических условий.

Автомобильная дорога от д. Замятины до садоводческого товарищества «Энергостроитель» не относится к дорогам местного значения Спас-Талицкого сельского поселения, проходит частично на территории садоводческого товарищества «Замятины-2».

На собрании граждан 07 августа 2021 года жителям д. Замятины было предложено участие в проекте местных инициатив по ремонту дороги, однако от жителей поступил отказ. На ремонт грунтовой дороги по ул. Центральная д. Замятины необходимо около 500 000 рублей. В бюджете поселения на 2022 год будут предусмотрены средства на проведение работ по засыпке щебнем ям на данной дороге.

    Просит в удовлетворении исковых требований Демехова П.П. отказать в полном объёме ( л.д. 26-29 ).

    Определением Оричевского районного суда Кировской области от 16 ноября 2021 года, к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена администрация Оричевского района Кировской области ( л.д. 71-71 ).    

Представитель второго административного ответчика – администрации Оричевского района Кировской области по доверенности ( л.д. 83, 85 ) –ФИО3, административный иск Демехова П.П. не признала, суду пояснила, что спорные участки автомобильных дорог в муниципальной собственности Оричевского района не находятся. Просит в удовлетворении требований Демехова П.П. отказать ( л.д. 84 ).

Представитель заинтересованного лица – МО МВД России «Оричевский» по доверенности ( л.д. 64, 65 ) – ФИО4 в суде пояснила, что указанные в иске автомобильная дорога по д. Замятины Оричевского района ( ул. Центральная ) и от д. Замятины до садоводческого товарищества «Энергостроитель» относятся к грунтовым.

В случаях необходимости устранения дефектов дорожного полотна, администрацией Спас-Талицкого сельского поселения принимаются меры по надлежащему содержанию и ремонту проезжей части ул. Центральная д. Замятины Оричевского района Кировской области в зависимости от подходящих погодно-климатических условий, а также от технической возможности проведения работ. В установленные сроки, то есть фактов бездействия не установлено. Просит в удовлетворении исковых требований Демехова П.П. отказать в полном объёме ( л.д. 63 ).

    Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( далее – Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ ).

Статьёй 3 названного федерального закона определено, что автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы ( дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы ).

Дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог ( части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ ).

Статьёй 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.

В силу части 6 статьи 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, которые присваиваются, в том числе, органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления ( часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ ).

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее по тексту – КАС РФ ), гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания статьи 226 КАС РФ, для признания действий ( бездействия ) административного ответчика незаконными, необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями ( бездействием ) прав и законных интересов заявителя.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, решение, действия ( бездействие ) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий ( бездействия ) закону и нарушения таким решением, действиями ( бездействием ) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее по тексту – Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ ), к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Объект капитального строительства согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка ( замощение, покрытие и другие ).

Как указано в «ОК 013-2014 ( СНС 2008 ). Общероссийский классификатор основных фондов», принятом и введённым в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года № 2018-ст ( в редакции Приказа Росстандарта от 10 сентября 2021 года № 943-ст ), к группировке «сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведённые с помощью строительно-монтажных работ. Сооружение – результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и ( или ) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Автомагистрали, автомобильные дороги, в том числе улично-дорожная сеть, прочие автомобильные, велосипедные или пешеходные дороги включены в раздел основных фондов 220.00.00.00.00 «сооружения».

Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утверждённых приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящих в их состав объекты дорожно-мостового строительства, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учётом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Анализ приведённых положений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения.

Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Согласно части 10 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

В силу пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее по тексту Гражданский кодекс РФ ), собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Приказом Росстандарта № 1245-ст от 26 сентября 2017 года, утверждён национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» ( далее по тексту – ГОСТ Р 50597-2017 ) и введён в действие с 01 сентября 2018 года.

В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 50597-2017, настоящий Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния ( транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования ( далее по тексту – дорог ), улиц и дорог городов и сельских поселений ( далее – улиц ), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Так, пунктом 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений ( таблица А.1 приложения А значений показателей ), устранение которых осуществляют в сроки, приведённые в таблице 5.3.

В случаях, когда для устранения дефекта по технологии проведения работ необходимы определённые погодно-климатические условия, срок устранения дефекта исчисляется с момента их наступления ( пункт 4.3. ГОСТ Р 50597-2017 ).

Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Оричевской районной Думы № 9/13 от 17 февраля 2017 года с последующими изменениями, утверждён перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения и местного значения межмуниципального характера Оричевского района Кировской области ( далее по тексту – Перечень ). Согласно Перечню спорные автодороги по ул. Центральная д. Замятины Оричевского района Кировской области и от д. Замятины Оричевского района до садоводческого общества «Энергостроитель» Оричевского района Кировской области, к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и местного значения межмуниципального характера Оричевского района Кировской области не относятся ( л.д. 86-92 ).

Решением Спас-Талицкой сельской Думы Оричевского района Кировской области № 20/7 от 06 марта 2017 года, утверждён Перечень автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности Спас-Талицкого сельского поселения ( далее пот тексту – Перечень ).

Согласно Перечню в муниципальной собственности Спас-Талицкого сельского поселения находится улично-дорожная сеть дер. Замятины, а именно ул. Центральная, протяженностью 0,8 км, тип покрытия – грунт, категория – V. Спорная автодорога от д. Замятины Оричевского района до садоводческого общества Энергостроитель Оричевского района Кировской области к автомобильным дорогам, находящимся в муниципальной собственности Спас-Талицкого сельского поселения, не относятся ( л.д. 30, 31 ).

28 сентября 2021 года в МО МВД России «Оричевский» через УМВД России по Кировской области поступило обращение от Демехова П.П. о недостатках эксплуатационного содержания улично-дорожной сети д. Замятины, а именно – автомобильной дороги по ул. Центральная д. Замятины Оричевского района ( л.д. 18, 19 ).

30 сентября 2021 года в адрес администрации Спас-Талицкого сельского поселения направлено представление о принятии мер по устранению деформации проезжей части по улице Центральной д. Замятины, при наступлении благоприятных погодных условий ( л.д. 37-38 ).

Из ответа главы администрации Спас-Талицкого сельского поселения от 28 октября 2021 года следует, что администрацией поселения проведены работы по нарезке канав на обочинах проезжей части ул. Центральной на въезде в д. Замятины, проведено грейдирование данного участка дороги с целью отвода воды, грейдирование всей улицы Центральной не проведено в виду неустойчивости погодных условий ( л.д. 55 ).

Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Оричевского районного суда Кировской области от 15 июня 2021 года в удовлетворении требований Демехова П.П. к администрации Оричевского района Кировской области, администрации Спас-Талицкого Сельского поселения Оричевского района о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившееся в непринятии мер в сроки, установленные п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», по надлежащему содержанию и ремонту автомобильных дорог: участок дороги от остановки общественного транспорта д. Замятины, до дома № 1 по ул. Центральная, д. Замятины, Оричевского района, Кировской области; участок дороги от дома № 1 по ул. Центральная, д. Замятины, Оричевского района, Кировской области до дома № 31 по ул. Центральная, д. Замятины, Оричевского района, Кировской области; участок дороги от дома № 31 по ул. Центральная, Замятины, Оричевского района, Кировской области до Замятины-2, Оричевского района, Кировской области; участок дороги от Замятины-2, Оричевского района, Кировской области до садоводческого товарищества Пищевик, Оричевского района, Кировской области, и возложении обязанности провести ремонт с целью приведения дорожного покрытия в соответствии с требованиями нормативных документов Российской Федерации, отказано ( л.д. 48-52 ).

При этом, судом установлено, что автомобильная дорога от д. Замятины Оричевского района до садового общества «Энергостроитель» Оричевского района Кировской области, отремонтировать которую в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела просит Демехов П.П., является частью автодороги от д. Замятины до садоводческого товарищества «Пищевик» Оричевского района, Кировской области, по ремонту которой 15 июня 2021 года принято вышеуказанное судебное решение.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 26 августа 2021 года, решение Оричевского районного суда Кировской области от 15 июня 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Демехова П.П. – без удовлетворения ( л.д. 45-47 ).

Как следует из протокола собрания граждан в д. Замятины от 07 августа 2021 года, на котором присутствовало 34 человека, дорогу в д. Замятины в 2021 году 3 раза грейдировали. Грейдирование более тщательно невозможно из-за отсутствия на дороге грунта. Нарезка канав также невозможна, местами выложена жителями кирпичом. 30 июля 2021 года совместно с начальником Нововятского ДУ-6 – ФИО7 проведено обследование ул. Центральная в д. Замятины. Вывод: дорога находится в удовлетворительном состоянии. Жителей д. Замятины указанная дорога устраивает. Жители высказали мнение, что засыпать щебнем ул. Центральная не надо, так как по данной дороге на большой скорости ездят садоводы в сад ( «Замятины-2», «Север», «Энергостроитель» ), в результате чего образуется стена пыли ( л.д. 39-40 ).

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что факт бездействия администрации Спас-Талицкого сельского поселения по непринятию мер по надлежащему содержанию и ремонту автомобильной дороги по ул. Центральная д. Замятины Оричевского района Кировской области и автомобильной дороги от д. Замятины Оричевского района до садоводческого общества «Энергостроитель» Оричевского района Кировской области, не нашёл своего подтверждения, достоверных доказательств того, что указанные административным истцом участки проезжей части дорог требует проведения ремонта, в деле не имеется.

Работы по грейдированию улицы Центральная администрацией Спас-Талицкого сельского поселения выполнены своевременно с наступлением благоприятных погодно-климатических условий, как это предусмотрено пунктом 4.3. ГОСТ Р 50597-2017, поскольку указанный участок автодороги имеет грунтовое покрытие, а не асфальтобетонное.

Нарушения законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения со стороны администрации Спас-Талицкого сельского поселения не выявлены. Обратного сторонами суду не представлено.

В частях 9 - 11 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, определены критерии отнесения автомобильных дорог к автомобильным дорогам общего доступа местного значения. При этом законодатель разграничивает эти критерии в зависимости от того, в каком муниципальном образовании расположена автомобильная дорога: в поселении, муниципальном районе или городском округе.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, под муниципальным районом понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.

При этом в качестве поселений законодатель в названном Законе рассматривает городское ( город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и ( или ) через выборные и иные органы местного самоуправления ) или сельское поселение ( один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов ( посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов )).

Как следует из положений комментируемых норм, основными критериями отнесения автомобильных дорог к автомобильным дорогам общего пользования местного значения соответствующего муниципального образования являются: 1) расположение автомобильной дороги в границах соответствующего муниципального образования; 2) исключение из автомобильных дорог общего пользования местного значения автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Дополнительным критерием для автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района, наряду с вышеназванными, выступает также исключение из автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений.

К вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, при этом садоводческое общество «Энергостроитель» Оричевского района Кировской области, населённым пунктом не является.

Спорный участок автодороги от д. Замятины Оричевского района до садоводческого общества «Энергостроитель» Оричевского района Кировской области, не относится к муниципальному имуществу администрации Оричевского района и администрации Спас-Талицкого сельского поселения Оричевского района Кировской области, следовательно, не является частью дороги местного значения.

Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию данной автодороги никем не выдавалось, как объект капитального строительства на кадастровый и технический учёт указанная дорога не поставлена, на балансе указанный объект ни у кого не состоит, сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним об указанном объекте также отсутствуют, доказательств обратного суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, возложение на администрацию Спас-Талицкого сельского поселения и администрацию Оричевского района Кировской области обязанности организовать проведение ремонта грунтового покрытия дороги от д. Замятины Оричевского района до садоводческого общества «Энергостроитель» Оричевского района Кировской области, не входящую в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, и не обладающую признаками автомобильной дороги, предусмотренными действующим законодательством, в отсутствие оснований для признания незаконным бездействия ответчиков будет свидетельствовать о неправомерном и произвольном ограничении исключительной компетенции администрации Спас-Талицкого сельского поселения и администрации Оричевского района, поскольку такая обязанность по содержанию проездов в интересах дачных или садоводческих обществ на органы местного самоуправления не возложена.

В связи с этим, суд также приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Демехова П.П. в части возложения на ответчиков обязанности включить в реестр муниципального имущества дорогу от д. Замятины Оричевского района Кировской области на всём протяжении до садоводческого общества «Энергостроитель» Оричевского района Кировской области, необходимо отказать, поскольку данная дорога не обладает признаками автомобильной дороги, предусмотренными действующим законодательством и не относится к дорогам местного значения.

Согласно статье 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Поскольку суд отказывает Демехову П.П. в удовлетворении административного иска, суд также отказывает ему и во взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины и почтовых расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных Демеховым Павлом Петровичем требований к администрации Спас-Талицкого Сельского поселения Оричевского района Кировской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию и ремонту автомобильной дороги по ул. Центральная д. Замятины Оричевского района Кировской области и автомобильной дороги от д. Замятины Оричевского района до садоводческого общества Энергостроитель Оричевского района Кировской области и нарушению законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения; о возложении обязанности организовать на вышеуказанных дорогах проведение установленного вида строительства и ремонта и о включении в реестр муниципального имущества дорогу от д. Замятины Оричевского района Кировской области на всём протяжении до садоводческого общества Энергостроитель Оричевского района Кировской области, отказать в полном объёме.

В удовлетворении требований Демехову Павлу Петровичу в части взыскания расходов по оплате госпошлины и почтовых расходов, отказать.

    Апелляционная жалоба может быть подана в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Оричевский районный суд.

Судья                        Земцов Н.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 06 декабря 2021 года

2а-577/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Демехов Павел Петрович
Ответчики
Администрация Спас-Талицкого сельского поселения Оричевского района
Администрация Оричевского района
Другие
МО МВД России "Оричевский"
Суд
Оричевский районный суд Кировской области
Судья
Земцов Николай Викторович
Дело на сайте суда
orichevsky.kir.sudrf.ru
20.10.2021Регистрация административного искового заявления
20.10.2021Передача материалов судье
22.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2021Судебное заседание
22.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее