Решение по делу № 2-98/2024 (2-4989/2023;) от 14.07.2023

Дело № 2-98/2024

УИД 48RS0001-01-2023-004196-47

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 марта 2024 года                                г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Никулина Д.А.,

при секретаре Топильской О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хаджимуратовой Надежды Геннадьевны к Отделению фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Липецкой области о признании права на назначении пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском к Отделению фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Липецкой области о признании права на назначении пенсии по старости, указав, что 12.01.2023 истец в порядке ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обратилась в адрес территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ОСФР по Липецкой области) с заявлением о назначении страховой пенсии (заявление № 6635/23). К указанному заявлению были приложены документы, подтверждающие право на назначение пенсии. Решением от 20.04.2023 № 230000095848/6635/23 ОСФР по Липецкой области в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии отказано, ответчик мотивировал свой отказ следующим, что не зачтены периоды работы с 01.07.1992г. по 03.04.1997г. поскольку отсутствует документальное подтверждение компетентными органами республики Кыргызстан. Просит суд признать незаконным и отменить решение об отказе в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии от 20.04.2023 № 230000095848/6635/23, обязать ответчика зачесть в стаж работы Хаджимуратовой Надежды Геннадьевны период работы в Кыргызстане с 01.07.1992 г. по 03.04.1997 г., и назначить Хаджимуратовой Надежде Геннадьевне, года рождения, страховую пенсию с 16.01.2023.

Уточнив, в ходе рассмотрения дела, заявленные требования, истец просил суд: признать незаконным решение Отделение Фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по Липецкой области об отказе в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии от 20.04.2023 № 230000095848/6635/23, обязать Отделение пенсионного и социального Российской Федерации по Липецкой области зачесть в стаж работы Хаджимуратовой Надежды Геннадьевны период работы: с 01.09.2008 по 31.10.2008, с 01.01.2010 по 31.01.2010, с 01.03.2010 по 31.03.2010, с 01.01.2017 по 29.03.2019, с 01.07.1992 по 28.08.1996, с 01.04.1997 по 30.04.1997, и назначить Хаджимуратовой Надежде Геннадьевне, 26.01.1973 года рождения, страховую пенсию с 16.01.2023, взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по Липецкой области в пользу Хаджимуратовой Надежды Геннадьевны компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по Липецкой области в пользу Хаджимуратовой Надежды Геннадьевны судебные расходы за изготовление доверенности в размере 2050 рублей, по оплате госпошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 3338,6 рублей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Гладкая Е.В. поддержала уточненные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном виде.

Представитель ответчика по доверенности Невзоров А.Г. просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на законность и обоснованность решения, принятого пенсионным органом, суду пояснил, что в случае удовлетворения исковых требований по зачету стажа истца страховой стаж истца составит 22 года 8 месяцев 23 дня при необходимых в 2022 году 14 годах, ИПК составит 29,945 при необходимой величине 25,8, право на назначение пенсии определено не ранее 16.01.2023 г. - даты обращения истца с заявлением к ответчику.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещен.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Право на получение пенсии является конституционным правом истца.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, установлено что, женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается по достижении 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (с учетом переходных положений в 2023г. - не менее 25,8).

В соответствии с положениями части 1 статьи 11 и пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. При этом периоду ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, должны предшествовать и (или) за ними следовать периоды работы и (или) иной деятельности.

С учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П при определении права на страховую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до 01.01.2002 г. может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования.

Таким образом, исчисление периодов до 01.01.2002, засчитываемых в страховой стаж, может производиться с учетом правил и норм Закона от 20.11.1990 № 340-1 и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж до указанной даты.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 по делу «О проверке конституционности положений пл. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28, п.п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Согласно ч. 1, 2 ст. 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения. В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государства-членов.

В соответствии со ст. 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договоров Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Порядок пенсионного обеспечения лиц прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств-бывших республик Союза ССР, регулируются вышеуказанными соглашениями и законодательством государства-члена, на территории которого лицо обратилось за реализацией права на пенсионное обеспечение.

Российская Федерация и Республика Кыргыстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательства для нее международных Договоров посредством одного из действия, перечисленных в статье 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» путем подписания договора, обмена документами, образующими договор.

Согласно ст. 1 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Из приведенных положений международных соглашений, а из ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.

Частью 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Статьей 11 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан-участников Содружества Независимых Государств» в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.

Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с п. 10, 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 1 1 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые Договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения содержались в пункте 6 ранее действовавших Правил Подсчета подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, Утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555.

Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-ФЗ предусмотрен приоритет положений международных договоров РФ по соглашению к национальному законодательству (ч. 3 ст. 2).

К числу таких договоров относится Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 г., согласно которому каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п. 1 ст.7).

Пунктом 3 статьи 7 указанного Соглашения также предусмотрено, что в РФ при определении права на пенсию в соответствии с п. 1 ст. 7 величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории РФ, а также на территории бывшего СССР.

Законом №400-ФЗ и принятыми для его реализации нормативными актами, установлена обязанность территориальных органов ПФ предъявлять требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, полученных на территории иностранных государств, руководствуясь нормами законодательства РФ. Иными словами предусмотрена необходимость подтверждения компетентными органами иностранных государств обстоятельств, протекавших на их территории.

Взаимодействие компетентных и уполномоченных органов государств-членов Соглашения от 20.12.2019г. при назначении пенсии регулируется Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского Экономического союза от 20.12.2019 г. Согласно указанному документу, до перехода на использование интегрированной системы, взаимодействие между компетентными органами осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными п. 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.

В качестве документа, подтверждающего факт воспитания ребенка до восьмилетнего возраста принимаются сведения о перемене имени, смерти, после достижения ребенком восьмилетнего возраста, государственной регистрации заключения брака, расторжения брака, содержащиеся в едином федеральном информационном регистре РФ (п. 86 Перечня документов, необходимых для установления пенсии, утвержденного приказом Минтруда России о 04.08.2021 г. №538Н).

Судом установлено, что 16.01.2023 истец в порядке ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обратилась в адрес территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ОСФР по Липецкой области) с заявлением о назначении страховой пенсии (заявление № 6635/23).

Решением от 20.04.2023 № 230000095848/6635/23 ОСФР по Липецкой области в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии отказано, ответчик мотивировал свой отказ отсутствием требуемого страхового стажа - не менее 15 лет.

К заявлению истец приложил:

паспорт гражданина РФ серии 42 17 №105288 от 19.02.2018г.,

трудовая книжка серии НТ-1 №1546365 (дата заполнения 14.05.1990г.);

справка о заключении брака серии А-01427 от 05.08.2022г.;

справка Токмокского районного государственного архива Чуйской области №04-52/859 от 06.10.2022г.;

сообщение Токмокского районного государственного архива Чуйской области №04-52/859/2 от 06.10.2022г.;

свидетельство о рождении серии КР-Х №2221792 от 10.07.2009г.,

свидетельство о рождении серии КР-Х №2221790 от 10.07.2009г.,

свидетельство о рождении серии КР-Х №2221791 от 10.07.2009г.;

свидетельство о рождении серии КР-Х №2221789 от 10.07.2009г.;

свидетельство о рождении серии КР-Х №1189068 от 19.07.2004г.,

сообщение Чуй-Токмокского районного управления социального фонда Кыргызской республики №4-05/79 от 06.09.2022г.;

справка Социального фонда Кыргызской Республики от 12.09.2022г.;

выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС ЗЛ).

В страховой стаж Хаджимуратовой Н.Г. ответчиком не зачтены следующие периоды: с 01.07.1992 г. по 03.04.1997 г., поскольку отсутствует документальное подтверждение компетентными органами республики Кыргызстан.

С учетом имеющихся документов и сведений страховой стаж Хаджимуратовой Н.Г. составил 12 лет 05 месяцев 10 дней.

16.05.2023 истец вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Перечень документов, представленных заявителем и (или) имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР:

паспорт гражданина РФ серии 42 17 № 105288 от 19.02.2018г.;

трудовая книжка серии НТ-1 №1546365 (дата заполнения 14.05.1990г.):

справка о заключении брака серии А-01427 от 05.08.2022г.,

справка Токмокского районного государственного архива Чуйской области №04-52/859 от 06.10.2022г.;

сообщение Токмокского районного государственного архива Чуйской области №04-52/859/2 от 06.10.2022г.;

свидетельство о рождении серии КР-Х №2221792 от 10.07.2009г.;

свидетельство о рождении серии КР-Х №2221790 от 10.07.2009г.;

свидетельство о рождении серии КР-Х №2221791 от 10.07.2009r.,

свидетельство о рождении серии КР-Х №2221789 от 10.07.2009г.;

свидетельство о рождении серии КР-Х №1189068 от 19.07.2004г.;

сообщение Чуй-Токмокского районного управления социального фонда Кыргызской республики № 4-05/79 от 06 09.2022;

справка Социального фонда Кыргызской Республики от 12.09.2022 г.;

выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица;

Формуляр «О стаже работы» № 8-1406 от 14.07.2023 г.;

справка Чуйского районного суда № 01-16/90 от 07.06.2023 г. и Токмокского городского суда № 2-7/23к7;

справка Токмокского городского государственного архива № 04-521477 от 10.05.2023 г.

Решением от 25.08.2023 № 230000222143/90729/23 ОСФР по Липецкой области в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии отказано, ответчик мотивировал свой отказ отсутствием требуемого страхового стажа - не менее 15 лет.

В связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу с 30 июня 2022 года, Соглашение СНГ от 13031992 г. прекращает свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 года.

При этом статья 38 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что договор оставляет после себя определенные юридические последствия. Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено международным договором, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридические последствия участников сохраняют свою силу.

Те пенсии, которые назначены по нормам Соглашения СНГ до его денонсации, пересмотру не подлежат и их выплата Российской Федерацией будет продолжена.

Участниками Соглашения СНГ являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

В настоящее время в отношениях между Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, подписанное 20 декабря 2019 года, в соответствии с которым (статья 12) за периоды до 1 января 2021 года продолжают действовать положения Соглашения СНГ (в отношении России, Казахстана, Армении, Киргизии).

Учитывая выход Российской Федерации с 1 января 2023 года из Соглашения СНГ, при переезде на постоянное проживание в Российскую Федерацию из государств-членов ЕАЭС трудящихся, реализовавших право на пенсию до переселения, а также при первичном назначении трудящимся страховой пенсий, их пенсионное обеспечение будет осуществляться в соответствии с положениями федеральных законов от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с применением Соглашения ЕАЭС.

При этом, исходя из совокупности положений части 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ и статьи 12 Соглашения ЕАЭС, при определении права на страховую пенсию и исчислении ее размера в отношении лиц, прибывших из Армении, Казахстана, Киргизии и Республики Беларусь, используется правило ретроспективности – применение пенсионного законодательства РФ, применявшегося в период действия соглашения СНГ. То есть в периоды работы на территории государств-участников Соглашения СНГ могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством РФ, действовавшим при установлении пенсии в период выполнения данной работы, то есть фактически с учетом положений Соглашения СНГ в отношении периодов стажа до 01.01.2021.

В силу пункта 2 статьи 7 соглашения ЕАЭС в Российской Федерации в случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

В силу пункта 3 статьи 7 соглашения ЕАЭС в Российской Федерации при определении нрава па пенсию в соответствии с пунктом настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов.

При этом месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

При этом в страховом стаже ответчиком не были учтены периоды, подтверждённые формуляром от 17.11.2023 года № 03-2792, выданным Социальным фондом Республики Кыргызстан (РК, г. Бишкек, ул. Жибек-Жолу, 491), составляющие:

- с 01.07.1992г. по 28.02.1996 г. - 3 года 7 мес. 28 дней

- с 01.04.1997 г. по 30.04.1997 г. - 0 лет 1 мес. 0 дней, составляющие в общей сложности 3 года 8 мес. 28 дней.

Причиной не получения сведений о стаже Органом пенсионного обеспечения стало направление запросов в ненадлежащие гос. органы Республики Кыргызстан, при этом сведения об уполномоченных органах и компетентных органах представляются государствами-членами в Евразийскую экономическую комиссию при направлении уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу, то есть должны быть известны ответчику.

Как стало известно истцу из материалов пенсионного дела, предоставленного ответчиком по решению об отказе в назначении страховой пенсии от 20.04.2023 в стаж работы истца включено работа в качестве предпринимателя с 21.01.2016 по 31.12.2016, при этом суду и ответчику были предоставлены документы о постановке на государственный учет в качестве индивидуального предпринимателя 21.012016 и о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 29.03.2019, а также платежи по страховым взносам. Согласно предоставленным сведениям о страховых вносах застрахованного лица с 1 января 2022 года, предоставленных ответчиком в 2016 году заявленная сумма страховых взносов на страховую пенсию начислена в размере 18315,81 рубль, оплачено 18315,81 рубль, в 2017 году начислено 23400 рублей, оплачено 0, в 2018 году начислено 26545 рублей, оплачено 0, в 2019 году начислено 7180,68 рублей, оплачено 0. Согласно платежных документов с учетом специального цифрового шифра, отраженного в них истец в 2017 году произвел оплату страховых взносов на сумму 23400 рублей, в 2018 году 26545 рублей, в 2019 году 7338,5 рублей.

Правовой статус индивидуальных предпринимателей определён Федеральным Законом от 11 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». этим законом (пункт 1, статья 4) определено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства статья физические лица, внесенные в единый государственный реестр предпринимателей осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых числе пенсиях» с использованием правила подсчета электронных и подтверждения документов страхового или на основании стажа, в свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.

Согласно пп. «а» п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением правительства РФ от 02.10.2014 №1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В связи с изложенным у ответчика отсутствуют правовые основания для невключения при подсчете страхового стажа истца периода времени с 01.01.2017 по 29.03.2019.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. 400-ФЗ ”О страховых пенсиях“, периоды работы и (или) иной деятельности, в которые выполнялись лицами указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно записям в трудовой книжке истец работала помощником воспитателя в детском саду с 14.05.1990 уволена 25.07.1990, охранником с 01.07.1992, 01.01.1995 переведена уборщицей, 03.04.1997 уволена, 03.01.2013 принята к ИП Лосева Т.В. парикмахером, уволена 26.11.2015.

В соответствии со статьей 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно п.5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств республик бывшего СССР” для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место до 01.01.2002 года, в государствах-участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу. Периоды работы после 01.01.2002 года на территории государства-участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов назначенного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Порядок назначения пенсий для лиц, осуществлявших трудовую деятельность за пределами РФ, кроме вышеуказанных Соглашения и Закона «О страховых пенсиях», регламентируется также письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18, а также распоряжением Правления Пенсионного Фонда российской Федерации от 22 июня 2004 года 99р ”О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР”, которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно п. 4 Рекомендаций, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств участников Соглашений, принимаются на территории российской Федерации без легализации. При этом документы, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации (п.5 Рекомендаций).

При этом тем же пунктом Рекомендаций предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Таким образом, для периодов работы до 01.01.2002 года не требуется подтверждение факта уплаты страховых взносов.

В спорные периоды работы истца порядок ведения трудовых книжек определялся Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года 162 (действовавшей до 30.11.2003 года).

Записи в трудовой книжке истца о работе в спорный период внесены по порядку, аккуратно, имеются основания внесения соответствующих записей (указаны номера приказов, даты их внесения), имеются подписи ответственного лица и печати организаций.

Указанные записи соответствуют требованиям Инструкции о порядке ведения трудовых на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. № 162, а также Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 г. № 69.

Кроме того, истец представил в суд архивную справку с архивной службы при министерстве цифрового развития Кыргызской Республики, формуляр о стаже работы с социального фонда Кыргызской Республики, которыми подтвержден стаж работы за периоды с 01.07.1992 по 28.08.1996, с 01.04.1997 по 30.04.1997 г.

В связи с указанным у ответчика отсутствовали правовые основания для невключения в страховой стаж истца периодов с 01.07.1992 по 28.08.1996, с 01.04.1997 по 30.04.1997.

Кроме того, истцом предоставлена справка из социального фонда Кыргызской Республики от 12.09.2022, в которой указан страховой стаж истца с 01.09.2008 по 31.10.2008, с 01.01.2010 по 31.01.2010, с 01.03.2010 по 31.03.2010 (в качестве индивидуального предпринимателя) и указаны пенсионные взносы за указанные периоды, вносимые работодателем или предпринимателем.

При этом при зачете страхового стажа ответчиком по периоду с 01.09.2008 по 31.10.2008 и с 01.01.2010 по 31.01.2010 было отказано по причине отсутствия расшифровки ОКПО, в самой же справке социального фонда Кыргызской Республики отражены 3 кода ОКПО в разделе «расшифровка кодов предприятий»: 01892986 ГАО «Кыргызстопснаб», 21898459 ИТД и 12601197300028 для предпринимателя Хаджимуратовой Надежды Геннадьевны.

В связи с указанным, невключения указанных период в страховой стаж ответчиком является необоснованным и незаконным.

Истец указал, что с учетом подтвержденных периодов на основании сведений, имеющихся у отделения СФР по Липецкой области, и сведений, подтверждёнными формуляром, выданном в установленном законом порядке и в соответствующей форме, общий страховой стаж Хаджимуратовой Н.Г. составляет 16 лет 2 мес. 08 дней. С учётом норм ч. 1 п. 3 статьи 12 закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 1 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности), её страховой стаж для права на назначение страховой пенсии по старости досрочно составляет 22 года 2 месяца 8 дней.

В отзыве на исковое заявление, представленном в материалы дела представителем ОСФР по Липецкой области подсчитанный в таком же порядке страховой стаж Хаджимуратовой Н.Г. указан в размере 22 года 8 месяцев 23 дня.

Данные обстоятельства подтверждают наличие у Хаджимуратовой НГ на дату первоначального обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно величины страхового стажа более требуемых по ч.1 п. 1 ст. 15 лет для женщин, а именно более 22 лет. При этом закон не связывает по этому основанию место рождения детей, обязательным условием для назначения страховой пенсии является достижения ребенком возраста 8 лет, а в материалах дела имеются сведения о рождении пяти детей и справки, подтверждающие отсутствие сведений о лишении родительских прав в отношении данных детей у заявителя, данные документы были также переданы в адрес ответчика заказными письмами.

Согласно расчетам, произведенным ОСФР по Липецкой области и отраженным в отзыве, ИПК истца составляет с- учетом указанных периодов стажа 29,945 при необходимых в 2023 году ИПК=25,8.

При этом в Сведениях из индивидуального лицевого счета не отражены страховые взносы: за 2017 год из уплаченных и подтверждённых представленными платёжными документами в размере 23400 рублей, за 2018 год из уплаченных и подтверждённых представленными платёжными документами в размере 26545 рублей, за 2019 год из уплаченных и подтверждённых представленными платёжными документами в размере 7338,50 рублей.

В указанные периоды Хаджимуратова НГ. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя на территории Липецкой области.

В письменных дополнениях истец указала, что с 01.01.2017 года администрирование платежей на ОПС передано Федеральной налоговой службе РФ.

Согласно обязательным минимальным платежам на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей тариф на уплату страховых взносов на 2017 год:

МРОТ=7500 рублей на 01.01.2017 года

Годовой доход из величины МРОТ = 7500х12=90000 рублей

26% тарифа на уплату взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) от казанной суммы: 900000х0,26=23400 рублей.

Разделение тарифа на страховую и солидарную части:

23400/26х16=14400 рублей - страховая часть, которая должна отражаться на лицевом счете, соответствующая ИПКн=14400/140160х10=1,027 п.к.

23400/26х10=9000 рублей - солидарная часть тарифа.

Уплата взносов на ОПС в размере 23400 рублей в 2017 году предполагает включение в страховой стаж одного полного года.

Согласно обязательным минимальным платежам на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей тариф на уплату страховых взносов на 2018 год:

Сумма взносов на ОПС, начиная с 2018 года, была отвязано от величины МРОТ. Тариф на ОПС вплоть до 2020 года составил 22%. Сумма обязательного платежа составила 26545 рублей за полный год стажа.

Разделение тарифа на страховую и солидарную части:

26545/22х16=19305.46 рублей - страховая часть, которая должна отражаться на лицевом счете, соответствующая ИПКн=19305,46/163360х10=1,182 п.к.

26545/22х16=7239,54 рублей - солидарная часть тарифа.

Уплата взносов на ОПС в размере 26545 рублей в 2018 году предполагает включение в страховой стаж одного полного года.

Согласно обязательным минимальным платежам на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей тариф на уплату страховых взносов на 2019 год:

Сумма взносов на ОПС для ИП составила 29354 руб. за полный год стажа.

Тариф на ОПС составил 22%.

Разделение тарифа на страховую и солидарную части:

29354/22х16=21348,36 рублей - страховая часть, которая должна отражаться на лицевом счете, соответствующая ИПКн=21348,36/184000х10=1,160 п.к.

29354/22х16=8005,64 рублей - солидарная часть тарифа.

Уплата взносов на ОПС в размере 29354 рублей в 2019 году предполагает включение в страховой стаж одного полного года.

Фактически уплачено 7338,50 руб.

7338,50/29354,00=0,52 – соответствует полному кварталу, то есть страховому стажу в размере 0 лет 3 мес. 0 дней с ИПКн=0,290 п.к.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела в пенсионных правах Хаджимуратовой НГ. не учтены периоды стажа в 2017, 2018, 2019 годах, составляющие 2 года 3 мес. 0 дней, увеличивающие её общий страховой стаж до величины 22-2-8+2-3-0=24 года 5 мес. 8 дней, а также ИПК за указанные периоды, составившие ИПКн=1,182+1,160+0,290=2,632 п.к.

Расчет ИПК:

Стажа для конвертации пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002 года до 2002 года 3 года 11 мес. 10 дней при требуемых 20 годах для женщин.

Соотношение имеющегося стажа к требуемому: 1420 дней/7200 дней=0,197222

РП=660 рублей (пункт 7 статьи 30 закона 173-ФЗ)

При полном стаже на 01.01.2002 года ПК=(660-450)х252= 52920 рублей.

В соответствии с п. 1 статьи 30 173-ФЗ с учетом имеющегося стажа на 01.01.2002 года

ПК=ПК1=52920х0,197220=10437,00 руб.

Величина валоризации составляет 10%, так как стажа до 01.01.1991 года нет. Сумма валоризации: СВ=10437,00х10%=1043,70 рублей.

К 31.12.2014 года с учетом суммарного индекса увеличения расчетного пенсионного капитала ПК=ПК+СВ=(10437,00+1043,70)х5,6148166=11480,70х5,6148166=64642,03 руб.

ПК2=15202,54 руб.

ПК=ПК1СВ+ПК2=64462,03 + 15202,54=79664,57 руб., отсюда а периоды до 01.01.2015 года ИПКс=79664,57/252/64,10=4,932 п.к.

За периоды с 01.01.2015 года ИПКн:

0,997 (2015)+0,885 (2016) +1,027 (2017) + 1,182 (2018) + 0,29 (2019) = 4,381 п.к.

Иные периоды (п. 12 ст. 15 400-ФЗ):

1й ребенок: ИПКi=1,8 х 1,5 = 2,7 п.к.

2й ребенок: ИПКi=3,6 х 1,5 = 5,4 п.к.

3й ребенок: ИПКi=5,4 х 1,5 = 8,1 п.к.

4й ребенок: ИПКi=5,4 х 1,5 = 8,1 п.к.

Итого ИПКi=2,7+5,4+8,1+8,1=24,3 п.к.

Общий размер ИПК равен ИПК=ИПКС+ИПКН+ИПКi=4,932+4,381+24,3=33,613 п.к.

Ответчик своего подробного расчета ИПК истца в материалы дела не представил.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 ст. 22 Федеральным законом от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из смысла положений статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 400ФЗ следует, что реализация права на назначение пенсии носит заявительный характер и связывается законодателем с датой обращения за ее назначением, оценка пенсионных прав производится пенсионным органом на дату подачи заявления о назначении пенсии. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Согласно предварительному расчету ответчика право на назначение пенсии определено не раньше 16.05.2023, но 16.05.2023 заявление было подано истцом повторно. С указанными выводами нельзя согласиться, так как заявление о назначении страховой пенсии по старости подано при наличии права на ее назначение первоначально заявителем 16.01.2023, по результатам рассмотрения было принято решение от 20.04.2023 об отказе в назначении № 230000095848/6635/23, которое в настоящее время и обжалуется.

Таким образом, исковые требования о признании незаконным решения ответчика об отказе в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии от 20.04.2023 № 230000095848/6635/23, и возложении обязанности на ответчика зачесть в стаж работы истца период работы: с 01.09.2008 по 31.10.2008, с 01.01.2010 по 31.01.2010, с 01.03.2010 по 31.03.2010, с 01.01.2017 по 29.03.2019, с 01.07.1992 по 28.08.1996, с 01.04.1997 по 30.04.1997, и назначить истцу рождения, страховую пенсию с 16.01.2023, подлежат удовлетворению.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

При рассмотрении заявления Хаджимуратовой Н.Г. ей необоснованно было отказано в установлении пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», тем самым было нарушено её конституционное право на социальное обеспечение, то есть нарушены личные неимущественные права. Следовательно, требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень вины ответчика, принимает во внимание, что неправомерные действия ответчика, выразившимися в необоснованном отказе в установлении пенсии, повлекли несвоевременное назначении страховой пенсии, что отрицательно отражается на её эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, причиняя тем самым нравственные страдания.

Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, суд считает компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. справедливой и соразмерной последствиям причиненного вреда.

Кроме того, истец просил взыскать с ответчика в пользу истца понесенные реальные судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб., почтовые расходы в 3338,6 руб., а также понесенные расходы на оплату нотариальной доверенности в сумме 2050,00 руб.

В силу статей 88, 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Расходы на оплату услуг нотариуса в сумме 2050 руб. за оформление доверенности, оригинал доверенности приобщен в материалы дела, по оплате госпошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 3338,6 руб. суд признает обоснованными и подлежащими взысканию в пользу истца с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Хаджимуратовой Надежды Геннадьевны ( г.р., урож. <адрес>, СНИЛС: ) к Отделению Фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по Липецкой области (ИНН 4826004782, ОГРН 1024840838362) о признании права на назначении пенсии по старости, - удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделение Фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по Липецкой области об отказе в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии от 20.04.2023 № 230000095848/6635/23.

Обязать Отделение пенсионного и социального Российской Федерации по Липецкой области зачесть в стаж работы Хаджимуратовой Надежды Геннадьевны период работы: с 01.09.2008 по 31.10.2008, с 01.01.2010 по 31.01.2010, с 01.03.2010 по 31.03.2010, с 01.01.2017 по 29.03.2019, с 01.07.1992 по 28.08.1996, с 01.04.1997 по 30.04.1997, и назначить Хаджимуратовой Надежде Геннадьевне, 26.01.1973 года рождения, страховую пенсию с 16.01.2023.

Взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по Липецкой области в пользу Хаджимуратовой Надежды Геннадьевны компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по Липецкой области в пользу Хаджимуратовой Надежды Геннадьевны судебные расходы за изготовление доверенности в размере 2050 рублей, по оплате госпошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 3338,6 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                        Д.А. Никулин

мотивированное решение

изготовлено 14 марта 2024 года.

2-98/2024 (2-4989/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хаджимуратова Надежда Геннадьевна
Ответчики
Отделение ОСФР по Липецкой области
Другие
Гладкая Елена Владимировна
Суд
Советский районный суд г. Липецк
Судья
Никулин Дмитрий Алексеевич
Дело на странице суда
sovetsud.lpk.sudrf.ru
14.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2023Передача материалов судье
21.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.08.2023Предварительное судебное заседание
06.09.2023Предварительное судебное заседание
02.10.2023Предварительное судебное заседание
08.11.2023Производство по делу возобновлено
08.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
13.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.05.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
05.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.12.2024Судебное заседание
12.12.2024Судебное заседание
06.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее