Дело №2а-230/2021
(УИД 02RS0008-01-2021-000541-22)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Усть-Кокса 03 июня 2021 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Вершининой А.В.,
при секретаре Плащенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Коксинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай о признании незаконным бездействия, выразившегося в незаключении договоров управления в отношении многоквартирных домов, возложении обязанности заключить договоры управления в отношении многоквартирных домов,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Алтай о признании незаконным бездействия, выразившегося в незаключении договоров управления в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования <адрес> Республики Алтай, возложении обязанности заключить договоры управления в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>; <адрес>Б; <адрес>А; <адрес>В.
В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что собственниками вышеуказанных многоквартирных домов не выбран способ управления ими. Конкурсы по отбору управляющей организации признаны несостоявшимися, ввиду чего на административном ответчике лежит обязанность заключить договоры с управляющими организациями. ДД.ММ.ГГГГ прокурором внесено представление на имя главы администрации об устранении нарушений жилищного законодательства, однако соответствующие меры не приняты. Отсутствие способа управления многоквартирными домами препятствует подготовке домов к отопительному сезону и ставит под угрозу надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах.
Административный истец помощник прокурора Тойдонова Э.Л. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика Трубачева Е.Ю. в судебном заседании возражала удовлетворению требований по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях, в которых указала, что бездействие со стороны администрации МО «Усть-Коксинский район» отсутствует, все необходимые действия для реализации полномочий административным ответчиком исполнены, заявлений от управляющих организаций о включении их в перечень организаций для управления многоквартирным домом, не поступало, потому определить какую-либо управляющую организацию не представляется возможным.
Представитель административного ответчика Морозов Д.И. в судебном заседании возражал удовлетворению требований, пояснил, что на территории Усть-Коксинского района отсутствуют управляющие организации, которые могли бы быть включены в Перечень, принудить какую-либо организацию заключить договор управления с данными домами они не имеют права.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.4 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
В судебном заседании установлено, что на территории <адрес> расположены многоквартирные дома: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>; <адрес>Б; <адрес>А; <адрес>В.
В отношении вышеуказанных многоквартирных домов собственниками не выбран способ управления данными домами.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч.4 ст.161 ЖК РФ).
Согласно протоколам заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, конкурсы по отбору управляющей организации в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, признаны несостоявшимися.
В силу ч.8 ст.161 Жилищного кодекса РФ, заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 данной статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
В соответствии с ч.17 ст.161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.2 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г.г.Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное, содержащим в том числе: а) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном Перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»; б) размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - г.<адрес>, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что такие полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями ст.2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно п.6 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14, ч.4 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одним из вопросов местного значения муниципального района является обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Доказательств делегирования полномочий в сфере жилищного законодательства сельским поселениям не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Усть-Коксинского района на имя главы муниципального образования внесено представление, содержащее требование заключить договоры управления многоквартирными домами.
По информации главы администрации МО «Усть-Коксинский район» от ДД.ММ.ГГГГ, в администрацию МО «Усть-Коксинский район» заявлений от управляющих организаций о включении их в перечень организаций для управления многоквартирным домом, не поступало.
Под бездействием следует понимать неисполнение государственным органом (должностным лицом) обязанности, возложенной на него нормативно-правовыми или иными актами, определяющими полномочия этого лицо. При этом неисполнение обязанности может выражаться как в виновном ее неисполнении, так и в форме пассивного поведения.
По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что факт бездействия администрации муниципального образования установлен, поскольку доказательств совершения административным ответчиком каких-либо действий, способствующих подаче соответствующими организациями заявлений на управление многоквартирными домами, не представлено, тогда нормами жилищного законодательства прямо предусмотрена обязанность по заключению договоров управления административным ответчиком, отсутствие управляющей организации влечет ненадлежащее содержание и обслуживание жилья, а как следствие, нарушение прав граждан, проживающих в данных домах, на благоприятные условия проживания.
Доказательств наличия предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения указанной обязанности административным ответчиком не предоставлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованы, потому подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 2 статьи 178 КАС РФ, суд принимает во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения.
С учетом времени, необходимого для заключения договоров, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда, – в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая такой срок достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Усть-Коксинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай о признании незаконным бездействия, выразившегося в незаключении договоров управления в отношении многоквартирных домов, возложении обязанности заключить договоры управления в отношении многоквартирных домов, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, выразившееся в незаключении договоров управления в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования Усть-Коксинский район Республики Алтай.
Возложить на администрацию МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить договоры управления в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>; <адрес>Б; <адрес>А; <адрес>В.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В.Вершинина
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ