ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-6162/2021
г. Кемерово 21 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А.,
судей Мишиной И.В. и Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края, поданной через суд первой инстанции 18 февраля 2021 года, на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 30 ноября 2020 года по административному делу № 2а-1709/2020 по административному исковому заявлению Шульгиной Елены Сергеевны к Муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации п. Емельяново Емельяновского района», администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края о признании отказа незаконными, возложении обязанности подготовить схему расположения земельного участка путем его раздела и образования.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А., пояснения административного истца Шульгиной Е.С., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Шульгина Е.С. обратилась в Емельяновский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации п. Емельяново Емельяновского района», администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края о признании отказа незаконными, возложении обязанности подготовить схему расположения земельного участка путем его раздела и образования.
В обоснование требований указала, что решением Емельяновского районного суда Красноярского края на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации п. Емельяново» возложена обязанность рассмотреть ее заявление о предварительном согласовании земельного участка. После повторного рассмотрения 23 декабря 2019 года ее заявление возвращено, возврат мотивирован тем, что при подаче заявления не приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. Считает указанный отказ незаконным, противоречащим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому такая обязанность возложена на орган местного самоуправления, а не на заявителя.
Просила признать незаконным отказ администрации п. Емельяново № от 23 декабря 2019 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка; возложить на администрацию п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края обязанность подготовить схему расположения земельного участка путем раздела и образования земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером №, совершить действия, предусмотренные частью 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 30 ноября 2020 года, требования административного истца удовлетворены частично, признан незаконным отказ администрации п. Емельяново, выраженный в ответе № от 23 декабря 2019 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 25000 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером №; на администрацию п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Шульгиной Е.С. (вх. № от 12 октября 2018 г.) в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и дать ответ на него заявителю.
В кассационной жалобе администрация п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края ставит вопрос об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение, указывая на нарушение судами норм материального права.
Заявитель, ссылаясь на положения действующего законодательства, регулирующего процедуру предоставления гражданам в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, считает, что административный истец, обращаясь с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка площадью 2,5 га для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках для целей сельскохозяйственного производства путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, обязан был приложить схему расположения испрашиваемого земельного участка, чего сделано не было, поэтому заявление было возвращено его подателю оспариваемым письмом.
Указывает, что суды неправильно определили предмет спорных отношений, оценивая законность отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в то время как заявление Шульгиной Е.С. было ей возвращено, и на административного ответчика согласно решению суда незаконно возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца, подлежащее возврату.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили, администрация п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края просит рассмотреть кассационную жалобу в ее отсутствие. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Емельяновского районного суда от 10 апреля 2018 года признано незаконным решение МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации п. Емельяново», выраженное в ответе № от 1 ноября 2018 года, на заявление Шульгиной Е.С. от 12 октября 2018 года №, возложена обязанность на администрацию п. Емельяново в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Шульгиной Е.С., об исполнении решения суда сообщить в месячный срок заявителю и в Емельяновский районный суд Красноярского края.
23 декабря 2019 года администрация п. Емельяново, повторно рассмотрев заявление Шульгиной Е.С. № от 12 октября 2018 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды, вернула его на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, мотивируя тем, что к заявлению не приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Разрешая заявленные по существу требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из неправомерности возврата заявления Шульгиной Е.С., поскольку подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории возложены на органы местного самоуправления, и при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в пользование подлежит разрешению вопрос о формировании испрашиваемого земельного участка, в том числе о подготовке схемы расположения земельного участка с учетом установленных Земельным кодексом Российской Федерации требований к образуемому земельному участку. В качестве восстановительной меры суд возложил обязанность на администрацию п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края рассмотреть по существу заявление Шульгиной Е.С.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.14 ЗК РФ. Согласно указанной статье гражданин или юридическое лицо подает в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно положениям статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей. В пункте 4 этой же статьи предусмотрено право гражданина обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов, но не обязанность.
Как видно из материалов дела, заявление Шульгиной Е.С. от 12 октября 2018 года содержало просьбу о согласовании предоставления земельного участка в аренду путем утверждения схемы его расположения.
Соответственно, с учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что орган местного самоуправления неправомерно возвратил заявление Шульгиной Е.С. с указанием на неисполнение ею обязанности приложения к данному заявлению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Вопреки доводам кассационной жалобы не является существенным нарушением норм процессуального права, не свидетельствует о неправильном определении предмета административного иска и не влечет отмену судебного акта указание судом первой инстанции на признание незаконным отказа (вместо возврата) администрации п. Емельяново, выраженного в ответе № от 23 декабря 2019 года, о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка. Материалами дела подтверждается, что земельный участок Шульгиной Е.С. не был предоставлен ввиду не предоставления заявителем схемы его расположения, из описательной и мотивировочной частей решения суда первой инстанции видно, что предметом оценки суда была именно правомерность возврата административным ответчиком Шульгиной Е.С. ее заявления от 12 октября 2018 года по указанному основанию. Кроме того, суд, признав, что для возврата заявления не имелось оснований, обязал административного ответчика рассмотреть поданное Шульгиной Е.С. заявление по существу.
Доводы кассатора об обратном основаны на неверном толковании норм закона и правильных выводов судов не опровергают.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 30 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 апреля 2021 г.
Председательствующий
Судьи