Дело № 5-766/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
**.**. 2021 года г. Псков, ул. Петровская, д. 24
Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломановым Е.М., с участием Рыжакова А.Г., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Рыжакова А.Г., **.**.**** года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина Российской Федерации, холостого, иждивенцев не имеющего, работающего <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекаемого к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
04.01.2021 года <должность> ОБ ППСП УМВД России по г. Пскову К.Д. в отношении Рыжакова А.Г., **.**.**** года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина Российской Федерации, составлен протокол №* об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно указанного протокола, 04.01.2021 года в ** часов ** минут в общественном месте, а именно: г. Псков, ул. К., д. №*, в магазине «И» был выявлен гражданин Рыжаков А.Г., который не выполнил правила поведения, предусмотренные п.п. «е» п.п. 4 п. 2 Указа Губернатора Псковской области от 15.03.2020 года №30-УГ (с изменениями и дополнениями), Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года №417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина), введенных на территории Псковской области с 05.03.2020 года на основании Распоряжения Администрации Псковской области от 05.03.2020 года №133-р, изданного в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», выразившейся в нахождении Рыжакова А.Г. в местах приобретения товаров без средств защиты (маски).
Рыжаков А.Г., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании вину в совершении вышеуказанного правонарушения не признал. Пояснил, что 04.01.2021 года он со своим другом зашел в ТЦ «И», чтобы приобрести товары, в том числе и маски. Когда зашли в торговый центр, то его друг пошел в туалет, а он остался его ждать в холле торгового центра, куда через минуту к нему подошли сотрудники полиции. Указал, что с протоколом не согласен, поскольку он находился в холле ТЦ «И», а не в месте непосредственного приобретения товаров, как об этом указано в протоколе. По мнению Рыжакова А.Г., холл торгового центра не является ни торговой точкой, ни торговым залом какой-либо розничной торговли. При этом, нигде не указано о том, что протокол можно составлять за нахождение гражданина без маски именно в холле торгового центра. Также, обратил внимание на то, что все магазины, согласно п.п. «б» п. 6 Постановления Правительства РФ № 417 от 02.04.2020 года, обязаны предоставлять своим сотрудникам и иным гражданам средства индивидуальной защиты, что ТЦ «И» не было выполнено. Кроме того, Рыжаков А.Г. полагает, что с 15.08.2020 года п.п. «е» п.п. 4 п. 2 Указа Губернатора Псковской области от 15.03.2020 года №30-УГ, обязывающий граждан носить одноразовые маски, или многоразовые маски, или респираторы, утратил силу. Указал, что п.п. «е» п.п. 4 п. 2 Указа Губернатора Псковской области от 15.03.2020 года №30-УГ обязывает граждан в объектах религиозных организаций, в местах приобретения товаров, услуг (в том числе в объекте предприятия общественного питания) носить перчатки, либо при входе в объект религиозной организации, торговый зал объекта розничной торговли, помещение оказания услуг обрабатывать руки дезинфицирующим средством, но, поскольку он не был ни в месте приобретения товаров, ни в торговом зале, то, соответственно, находясь в холле торгового центра одевать перчатки либо обрабатывать руки дезинфицирующим средством смысла не было. Также, Рыжаков А.Г. обратил внимание, что ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, но, вместе с тем, не указано за нарушение каких именно правил. Считал, что, поскольку он здоров, то не несет угрозу распространения заболевания, в связи с чем его невозможно привлекать к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Кроме того, полагал, что отсутствует эффективность масок против вируса, поскольку даже древесная пыль проникает через маску, и Всемирная организация здравоохранения сообщает, что эффективность масок не доказана научными исследования. Кроме того, обратил внимание, что, поскольку Указ Губернатора Псковской области от 15.03.2020 года №30-УГ предоставляется для граждан без подписи, без нормальной печати, то нельзя достоверно утверждать о том, что режим повышенной готовности введен. Кроме того, указал, что при составлении протокола об административном правонарушении, ему должностным лицом не были разъяснены права и обязанности, и помимо этого, один из сотрудников не был одет по форме, а второй «сотрудник» получил доступ к его персональным данным, не являясь действующим сотрудником, а являясь стажером.
<должность> ОБ ППСП УМВД России по г. Пскову К.Д., составивший протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о несостоятельности доводов Рыжакова А.Г., приведенных последним в судебном заседании.
Так, Федеральным законом от 01.04.2020 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» указанный нормативный акт дополнен статьей 20.6.1, устанавливающей ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.
Согласно части 1 вышеуказанной нормы невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу ст. 4.1 Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ режим повышенной готовности – это режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, устанавливаемый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. «а» ст. 8 Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктами «а» и «а.2» ст. 10 Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение, а также устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В настоящее время такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», предусматривающим, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (п.п. «б» п. 3, п.п. «в», «г» п.4 Правил).
Главой II Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, к которым статьей 1 вышеуказанного Федерального закона отнесены случаи распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с п.п «а.2» ст. 10 названного Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п.п. «б» п. 6 ст. 4.1, п. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ (в ред. от 01.04.2020 года).
В силу ст.ст. 6, 31 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением, а также возможность введения ограничительных мероприятий «карантина» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания Главного государственного врача субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в ред. от 31.01.2020 года), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В целях организации и проведения мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Псковской области, распоряжением Администрации Псковской области от 05.03.2020 года № 133-р на территории Псковской области введен режим повышенной готовности Псковской областной - территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
С учетом изложенного, а также в развитие приведенных выше положений федерального законодательства Российской Федерации, Губернатором Псковской области 15.03.2020 года издан Указ № 30-УГ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в ред. от 03.04.2020 года № 40-УГ), в соответствии с которым на территории Псковской области введены ограничительные мероприятия (карантин).
В соответствии с п. «а» ст. 8 Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, было предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе, в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации (п.п. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 года № 239).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 года № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, в зависимости от складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Псковской области, Губернатором Псковской области, в пределах предоставленных ему полномочий, действие ограничительных мер, введенных им на территории Псковской области в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), продлевается, а в случае необходимости данные ограничительные меры им изменяются либо дополняются в развитие приведенных выше положений федерального законодательства Российской Федерации.
Так, в качестве дополнительных ограничительных мероприятий подпунктом «е» подпункта 4 пункта 2 Указа Губернатора Псковской области от 15.03.2020 года № 30-УГ, действовавшего на момент выявления вменяемого Рыжакову А.Г. деяния, предусматривалась обязанность ношения гражданами в период действия ограничительных мероприятий (карантина) одноразовых масок, или многоразовых масок, или респираторов для защиты органов дыхания в общественном транспорте (в том числе в легковом такси), в местах приобретения товаров (в том числе на территориях рынков, ярмарок, торговых центров, торгово-развлекательных центров), в местах выполнения работ, оказания услуг (в том числе в спортивно-развлекательных центрах, объектах предприятий общественного питания, за исключением времени приема пищи), в лифте, на работе (при одновременном нахождении в помещении более одного гражданина), в иных общественных местах (в случае невозможности соблюдения социальной дистанции до других граждан, предусмотренной подпунктом «а» настоящего подпункта), за исключением случаев, когда актами Главного государственного санитарного врача Российской Федерации разрешено нахождение граждан в общественном месте без масок.
Обязательность исполнения гражданами и организациями правил поведения на территории Псковской области при введенном в Псковской области режиме повышенной готовности, предусмотренных пунктами 2, 3, 3.1, 3.2 и 7 Указа Губернатора Псковской области от 15.03.2020 года № 30-УГ (в редакции от 09.07.2020 года № 126-УГ), установлена пунктом 24.1 данного Указа, введенного в действие с 15.04.2020 года Указом Губернатора Псковской области № 50-УГ.
Как установлено по делу, 04.01.2021 года в ** часов ** минут Рыжаков А.Г., в нарушение приведенных выше требований законодательства, находился без средств защиты (маски) в общественном месте, а именно: г. Псков, ул. К., д. №*, в магазине «И», то есть на территории торгового центра, который также является и местом приобретения товаров, тем самым Рыжаков А.Г. создавал угрозу как собственной безопасности, жизни и здоровью, так и санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Указ Губернатора Псковской области от 15.03.2020 года № 30-УГ официально опубликован в соответствии с Законом Псковской области от 12.02.2003 года №242-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области». О вводимых данным Указом Губернатора Псковской области ограничениях, а также об их изменении, дополнении и продлении срока действия, сообщалось в СМИ, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», поэтому Рыжаков А.Г. не мог не знать об обязанности соблюдения ограничительных мер, введенных на территории Псковской области, и действующих на момент выявления вменяемого последнему деяния.
При этом, довод Рыжакова А.Г. о том, что п.п. «е» п.п. 4 п. 2 Указа Губернатора Псковской области от 15.03.2020 года №30-УГ, обязывающий граждан носить одноразовые маски, или многоразовые маски, или респираторы, утратил силу с 15.08.2020 года, суд находит несостоятельным, поскольку Указом Губернатора Псковской области от 14.08.2020 №152-УГ признан утратившим силу абзац третий п.п. «е» п.п. 4 п. 2 Указа Губернатора Псковской области от 15.03.2020 года №30-УГ, обязывающий граждан носить перчатки в общественном транспорте, включая легковое такси, в объектах религиозных организаций.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Рыжакова А.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и неверное толкование им норм действующего законодательства не может служит основанием для освобождения Рыжакова А.Г. от административной ответственности.
Вина Рыжакова А.Г. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, полностью подтверждается: протоколом об административном правонарушении №* от 04.01.2021 года, в котором отражены обстоятельства совершенного Рыжаковым А.Г. правонарушения; рапортом <должность> ОБ ППСП УМВД России по г. Пскову К.Д. от 04.01.2021 года, в котором сообщается о выявлении факта нарушения Рыжаковым А.Г. правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с чем в действиях Рыжакова А.Г. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ.
Нарушений действующего законодательства Российской Федерации в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на это должностным лицом, содержит достаточные сведения, необходимые для установления всех обстоятельств дела. Доказательства, содержащиеся в материалах дела, получены надлежащим образом.
Так, протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Рыжакова А.Г., отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом – <должность> ОБ ППСП УМВД России по г. Пскову К.Д., наделенным правом составлять протоколы об административных правонарушений в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, а также п. 1 Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 года № 975-р; сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в нем отражены, событие административного правонарушения описано с достаточной полнотой.
Таким образом, протокол об административном правонарушении является надлежащим и допустимым доказательством по делу.
Рапорт <должность> ОБ ППСП УМВД России по г. Пскову К.Д. соответствует требованиям ст. 26.7 КоАП РФ, каких-либо специальных требований к составлению рапорта КоАП РФ не предусматривает. Данный рапорт также является допустимым и относимым доказательством.
Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Доводы Рыжакова А.Г. о неразъяснении ему прав и обязанностей несостоятельны, и опровергаются протоколом об административном правонарушении, в котором имеется собственноручная запись Рыжакова А.Г. о разъяснении ему прав, после письменного их изложения.
При назначении административного наказания, учитывая общественную опасность и характер совершенного правонарушения, личность Рыжакова А.Г., отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, при наличии смягчающих обстоятельств, к которым суд относит совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, впервые, руководствуясь основной целью наказания – предупреждение совершения новых правонарушений, исходя из установленного ст. 55 Конституции РФ принципа справедливости и соразмерности наказания, полагаю необходимым назначить Рыжакову А.Г. административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи 20.6.1 части 1 КоАП РФ.
Поскольку совершенное Рыжаковым А.Г. административное правонарушение посягает на общественные отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также учитывая длительность действия ограничительных мер, введенных на территории Псковской области, санитарно-эпидемиологическую обстановку на момент совершения Рыжаковым А.Г. административного правонарушения, полагаю, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 20.6.1, ст.ст. 29.10. 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Рыжакова А.Г., **.**.**** года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина Российской Федерации, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Уведомить Рыжакова А.Г. о реквизитах по оплате штрафа: УФК по Псковской области (ОП №* по г. Пскову), ИНН 6027034576, КПП 602701001, ОКТМО 58701000, номер счета получателя платежа 40101810400001010002, наименование банка: Отделение по Псковской области Северо-Западного главного управления, БИК 045805001, КБК 18811601201010601140, УИН №*, назначение платежа – «оплата штрафа по постановлению об АП № 5-766/2021 (протокол №* от 04.01.2021 года)».
Разъяснить Рыжакову А.Г., что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Предложить Рыжакову А.Г. предоставить квитанцию об уплате штрафа в Псковский городской суд Псковской области (каб. №*).
Разъяснить Рыжакову А.Г., что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Бондаренко