Решение по делу № 33а-11182/2019 от 10.06.2019

Судья Старшая Ю.А. Дело № 33а-11182/2019

Учет № 121а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2019 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,

судей Сибгатуллиной Л.И., Фахрутдинова И.И.,

при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 апреля 2019 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Рубиса Мирзануровича Салимова об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов: разрешенное использование: общественно-деловые цели) с кадастровым номером 16:36:020108:96, площадью 4243 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Сармановский муниципальный район, Сармановское сельское поселение, с. Сарманово, улица <адрес> размере 740 000 рублей по состоянию на 25 апреля 2017 года.

Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 25 апреля 2017 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Определить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- нежилого здания «гараж Литера Д» с кадастровым номером ....:103, общей площадью 390,4 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Сармановский муниципальный район, Сармановское сельское поселение, с. Сарманово, улица <адрес>, в размере 495000 рублей по состоянию на 15 декабря 2017 года;

- нежилого здания «автогараж Литера Г» с кадастровым номером ....:104, общей площадью 405,2 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Сармановский муниципальный район, Сармановское сельское поселение, с. Сарманово, <адрес>, в размере 514 000 рублей по состоянию на 15 декабря 2017 года.

Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 15 декабря 2017 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 4 декабря 2018 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Салимов Р.М. является собственником объектов недвижимости: земельного участка площадью 4243 кв.м с кадастровым номером ....:96, поставленного на государственный кадастровый учет 25 апреля 2017 года; нежилого здания «гараж Литера Д» площадью 390,4 кв.м с кадастровым номером ....:103, поставленного на государственный кадастровый учет 15 декабря 2017 года; нежилого здания «автогараж Литера Г» общей площадью 405,2 кв.м с кадастровым номером ....:104, поставленного на государственный кадастровый учет 15 декабря 2017 года.

Объекты недвижимости расположены по адресу: Республика Татарстан, Сармановский муниципальный район, Сармановское сельское поселение, с. Сарманово, улица Профсоюзная, 30в.

Земельный участок с кадастровым номером ....:96 относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование: общественно-деловые цели.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:96 определена в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года №222.

Указанная кадастровая стоимость установлена по состоянию на 25 апреля 2017 года, подлежит применению для целей налогообложения с 25 апреля 2017 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года №2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» и составляет 2459454,95 руб.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами ....:103, ....:104 определена в соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года № 113.

Указанная кадастровая стоимость установлена по состоянию на 15 декабря 2017 года, подлежит применению для целей налогообложения с 15 декабря 2017 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан» и составляет 2014186,82 руб. и 2090544,31 руб. соответственно.

Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:96 в размере 729796 руб., равном его рыночной стоимости по состоянию на 25 апреля 2017 года; кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ....:103 - в размере 504212 руб., равном его рыночной стоимости по состоянию на 15 декабря 2017 года; кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ....:104 - в размере 517488 руб., равном его рыночной стоимости по состоянию на 15 декабря 2017 года.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. Указывается, что заключение судебного эксперта от 11 апреля 2019 года №120/19, которое судом положено в основу обжалуемого решения, не соответствует требованиям закона о государственной экспертной деятельности и закона об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.

Салимов Р.М. в суд не явился. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и исполнительный комитет муниципального образования «Сармановское сельское поселение» Сармановского муниципального района Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

На основании части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности») абзац 2 части 1 статьи 24.18 которого предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (абзац 4 части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации иные здание, строение, сооружение, помещение указаны в качестве объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.

Решением Совета Сармановского сельского поселения Сармановского муниципального района от 21 ноября 2014 года № 12 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории Сармановского сельского поселения Сармановского муниципального района Республики Татарстан, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Данное решение вступило в законную силу с 1 января 2015 года. В настоящее время данное решение действует в редакции, принятой решением Совета муниципального образования «Сармановское сельское поселение» Сармановского муниципального района Республики Татарстан от 23 ноября 2018 года № 21, установившим аналогичный порядок определения налоговой базы по указанному налогу.

В подтверждение своих доводов о несогласии с кадастровой стоимостью земельного участка и объектов недвижимости административный истец представил отчеты от 23 июля 2018 года №01-019-018/18, №01-020-018/18 об оценке их рыночной стоимости, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:96 по состоянию на 25 апреля 2017 года составила 729796 руб.; рыночная стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами ....:103, ....:104 по состоянию на 15 декабря 2017 года составила соответственно 504212 руб. и 517488 руб.

Отчет по заказу административного истца подготовлен индивидуальным предпринимателем Набиуллиной С.В.

По ходатайству административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по делу проведена судебная экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка и объектов недвижимости, соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка и объектов недвижимости требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка и объектов недвижимости, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость. Проведение экспертизы поручено эксперту Князеву Т.Г., осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Заключением судебного эксперта Князева Т.Г. от 11 апреля 2019 года № 120/19 по результатам проведенной по делу судебной экспертизы сделан вывод о том, что представленные административным истцом отчеты от 23 июля 2018 года №01-019-018/18 и №01-020-018/18 не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости указанных объектов недвижимости определена в указанных отчетах правильно, находится в диапазоне стоимостей, определенных экспертом.

Вместе с тем, отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ....:96, которая по состоянию на 25 апреля 2017 года, согласно заключению, составила 740 000 руб.; рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером ....:103, которая по состоянию на 15 декабря 2017 года, согласно заключению, составила 495000 руб.; рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером ....:104, которая по состоянию на 15 декабря 2017 года, согласно заключению, составила 514 000 руб.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из допустимости и достаточности имеющихся в материалах дела доказательств рыночной стоимости спорного земельного участка, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в соответствии с заключением судебного эксперта от 11 апреля 2019 года.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.

Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Как следует из материалов дела, судебный эксперт Князев Т.Г. в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Он имеет диплом Казанской государственной архитектурно-строительной академии от 21 июня 2001 года о высшем образовании, диплом Института экономики, управления и права от 26 марта 2005 года о профессиональной переподготовке, диплом магистра по образовательной программе «Экспертиза отчетов об оценке» РЭУ им.Г.В.Плеханова от 28 ноября 2014 года, является членом Союза судебных экспертов «Экспертный совет»№, членом экспертного совета Ассоциации «СРОО Экспертный совет» и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности «Оценка недвижимости» от 19 января 2018 года №0021989-1, в связи с чем квалификация судебного эксперта как специалиста сомнений у суда не вызывает.

Выводы суда первой инстанции относительно оценки имеющихся в материалах дела доказательств являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку правильность и обоснованность заключения судебного эксперта имеющимися в материалах дела доказательствами, кроме доводов административного ответчика, не опровергается.

Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.

В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают, фактически сводятся к повторению доводов административного ответчика, приводившихся им в обоснование своей позиции о несогласии с заключением судебного эксперта, которые в установленном законом порядке были оценены судом первой инстанции, и отмену обжалуемого судебного акта также повлечь не могут.

Имеющие значение для обстоятельства определены судом правильно, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 апреля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33а-11182/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Салимов Р.М.
Ответчики
МЗ и ИО по РТ
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РТ
ФГБУ Федеральная кадастроая палата Федеральной службы государственной регистрации
Другие
ИК Сармановского мун р-на РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
23.07.2019[Адм.] Судебное заседание
10.06.2019Судебное заседание
05.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2019Передано в экспедицию
23.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее