Дело № 3а-100/2020 17 января 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Бабушкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 17 января 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Гурова И.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Гуров И.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере его рыночной стоимости.
В обоснование исковых требований указал, что совместно с Митропольским В.Г. и Даниловым Д.И. является собственником земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, <данные изъяты>, площадь <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес> (доля в праве 1/3). Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп по состоянию на 05 июня 2012 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 26 190 651,08 руб., которая внесена в ЕГРН 10 января 2013 года. По состоянию на дату определения кадастровой стоимости рыночная стоимость земельного участка составляет 9 334 000 руб., что подтверждается отчетом об оценке рыночной стоимости № от 11 декабря 2019 года, составленным <данные изъяты>. Утвержденная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, так как влечет увеличение его налоговых обязательств. Просит восстановить срок на обращение в суд с данным иском и определить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Сергеева Ю.С. заявленные требования поддержала.
Административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Новодвинск», заинтересованные лица Митропольский В.Г. и Данилов Д.И., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Управлением Росреестра в отзыве на административный иск указано, что в 2012 году на территории Архангельской области впервые были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, выполненные на основании государственного контракта от 15.08.2012 № 85Д/2012, заключенного между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель). По результатам данных работ исполнителем подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области по состоянию на 05 июня 2012 года. Экспертиза отчета осуществлена 14 ноября 2012 года саморегулируемой организацией оценщиков – НП «Кадастр-оценка». Поскольку исполнителем работ было представлено положительное экспертное заключение от саморегулируемой организации оценщиков, у Росреестра отсутствовали основания не принять результат работ. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп. В результате проведенных работ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № составила 26 190 651,08 руб. Указанная стоимость содержится в Едином государственном реестре недвижимости с 10 января 2013 года по настоящее время. Ни Россреестр, ни Управление не определяли кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, не осуществляли сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки, не осуществляли проверку результатов работ. Росреестр выполнил полномочия заказчика работ в соответствии с действующим законодательством. Управление Росреестра является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
В отзыве на административный иск ФКП Росреестра указано, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и не наделена функциями по государственной кадастровой оценке. Филиал Учреждения не определял кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, не принимал решение о проведении государственной кадастровой оценки, не составлял отчет об итогах государственной кадастровой оценки и никаким иным образом не принимал участия в проведении государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым №, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости в размере 26 190 651,08 руб., внесена на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 05 июня 2012 года, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп. Впоследствии кадастровая стоимость земельного участка не изменялась.
Согласно представленному Правительством Архангельской области отзыву на административный иск кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № определена в результате работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, проведенных в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Заказчиком указанных работ выступал Росреестр, исполнителем работ – ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». При проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Правительство Архангельской области действовало в пределах предоставленных ему полномочий. Получив сведения о результатах государственной кадастровой оценки земель, Правительство Архангельской области, руководствуясь ст.ст. 24.17, 24.18 Закона об оценочной деятельности, утвердило их постановлением от 18.12.2012 № 595-пп и опубликовало соответствующую информацию.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением Гуров И.Н. обратился в Архангельский областной суд 24 декабря 2019 года, т.е. с нарушением установленного приведенными нормами права срока.
Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 10 января 2013 года.
Согласно постановлению Минимущества АО от 16.04.2018 № 1-п государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения на территории Архангельской области будет проведена в 2019 году.
Учитывая, что по истечении установленного законом периода (10 января 2018 года) в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает необходимым восстановить истцу срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Судом установлено, что Гурову И.Н. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, адрес (местоположение): <адрес> (доля в праве 1/3).
Постановлением Правительства Архангельской области № 595-пп от 18.12.2012 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, а также удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на 05 июня 2012 года составила 26 190 651,08 руб.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку государственная кадастровая оценка земель Архангельской области, относящихся к указанной выше категории, проведена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ее результаты могут быть оспорены в порядке, установленном данным федеральным законом.
В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка № от 11 декабря 2019 года, составленному <данные изъяты>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на 05 июня 2012 года составляет 9 334 000 руб.
Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.
Административные ответчики, заинтересованные лица не оспорили отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленного административным истцом отчета у суда не имеется.
Таким образом, требование Гурова И.Н. об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Абзацем 4 п. 1.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с абз. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Датой подачи настоящего иска является 24 декабря 2019 года.
Следовательно, новая кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная данным решением, в соответствии с абз. 4 п. 1.1 ст. 391 НК РФ применяется с 01 января 2014 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Гурова И.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 9 334 000 рублей по состоянию на 05 июня 2012 года.
Новая кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым №, установленная данным решением, применяется с 01 января 2014 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи административного иска считать 24 декабря 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко