Дело № 2-1501/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Говязовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 14 мая 2018 года гражданское дело по иску Гомоновой Н.В. к индивидуальному предпринимателю Каневу Г.Н. о взыскании выплат в связи с увольнением, компенсации морального вреда,
установил:
Гомонова Н.В. обратилась к ИП Каневу Г.Н. о признании увольнения незаконным, взыскании среднего заработка за три месяца 44550 рублей, выходного пособия 14850 рублей, компенсации морального вреда 80000 рублей, в обоснование требований указала, что работала у ответчика уборщицей служебных помещений ТД «...», 22.03.2018 года уволена в связи с сокращением численности работников, однако о предстоящем увольнении не уведомлена, компенсация в размере трехмесячного заработка и выходное пособие не выплачены, чем причинен моральный вред.
В последующем требования дополнила требованиями об изменении даты увольнения на дату вынесения решения суда, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
В судебном заседании истец и представитель ответчика по доверенности Гордеев Ю.А. в части требований истца о признании увольнения незаконным, изменении даты увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в связи с этим заключили мировое соглашение, производство по делу в этой части прекращено определением суда от 14 мая 2018 года.
В остальной части истец на иске настаивала, указав, что спорные выплаты причитаются ей в связи с увольнением и последующим не трудоустройством.
Представитель ответчика по доверенности Гордеев Ю.А. возражал против удовлетворения иска, указав, что спорные выплаты причитаются только работникам организаций, трудовой договор с истцом обязанности ответчика производить такие выплаты не содержит, представил соответствующий письменный отзыв.
Ответчик индивидуальный предприниматель Канев Г.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд с учетом мнения истца, представителя ответчика и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено материалами дела и не оспаривается сторонами, что истец (работник) и ответчик (работодатель) состояли в трудовых отношениях с 01.09.2013 года по 22.03.2018 года, трудовой договор между ними оформлен в письменном виде не был. Приказом работодателя № 01 – у от 22.032018 года трудовой договор с истцом прекращен 22.03.2018 года в связи с сокращением численности работников, п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ.
По смыслу ч. 5 ст. 20 Трудового кодекса РФ к работодателям - физическим лицам относятся в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Главой 27 Трудового кодекса РФ установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора. Так, ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ определено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 части первой ст. 81 Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 части первой ст. 81 Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.
Разделом XII Трудового кодекса РФ установлены особенности регулирования труда отдельных категорий работников, к числу которых отнесены работники, работающие у работодателей - физических лиц (гл. 48 Трудового кодекса РФ), и лица, работающие в районах Крайнего Севера (гл. 50 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 части первой ст. 81 Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 части первой ст. 81 Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных чч. 1 и 2 данной статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Исходя из буквального толкования положений ч. 1 ст. 178 и ст. 318 Трудового кодекса РФ сохранение работнику среднего месячного заработка на период трудоустройства и выплата ему выходного пособия в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата ее работников предусмотрены только при увольнении работника из организации.
Регулирование труда работников, работающих у работодателей - физических лиц, имеет особенности, установленные гл. 48 Трудового кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 307 Трудового кодекса РФ сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором.
Из приведенных нормативных положений следует, что Трудовым кодексом РФ установлено различное правовое регулирование труда работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем - физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, и работников, работающих у работодателей - организаций. При этом выплата работодателем работнику выходного пособия и сохранение за ним среднего заработка на период его трудоустройства в связи с увольнением по п. 1 или п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ гарантированы законом только в случае увольнения работника из организации. Работникам, работающим у физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, указанная гарантия Трудовым кодексом РФ не предусмотрена. Прекращение трудового договора для этой категории работников урегулировано специальной нормой - ст. 307 Трудового кодекса РФ, содержащей отличное от установленного ч. 1 ст. 178 Кодекса правило о том, что случаи и размеры выплачиваемого при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат работникам, работающим у работодателей - физических лиц, могут быть определены трудовым договором, заключаемым между работником и работодателем - физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем. Таким образом, работодатель - индивидуальный предприниматель, увольняющий работников в связи с сокращением численности (штата) работников обязан выплатить работнику выходное пособие, иные компенсационные выплаты, в том числе средний заработок, сохраняемый на период трудоустройства, только если соответствующие гарантии специально предусмотрены трудовым договором с работником.
Не оспаривается истцом, что такие гарантии в связи с увольнением условиями трудового договора между сторонами не были предусмотрены, в связи с чем в удовлетворении требований истца о взыскании спорных выплат, а также основанных на них требованиях о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Гомоновой Н.В. к индивидуальному предпринимателю Каневу Г.Н. о взыскании выплат в связи с увольнением, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 21 мая 2018 года.
Судья Ухтинского городского суда РК Е.Г.Берникова