УИД 11RS0001-01-2021-001138-26 Дело № 2а-2337/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Чернышевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
16 декабря 2021 года административное дело по административному иску Лавриновича Дмитрия Геннадьевича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению ИК-8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что, отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК, имеет заболевание <данные изъяты>. В период с 03.10.2014 по 19.09.2016 года по имеющемуся у истца заболеванию <данные изъяты> не оказывалась квалифицированная медицинская помощь, не проводилось надлежащее обследование и необходимое лечение, истец длительное время не направлялся в хирургическое отделение Больницы ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, что причинило физические и нравственные страдания, в качестве компенсации которых просит взыскать 2 000 000 рублей.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов РФ и УФСИН по РК.
Определением суда от 23.11.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства; к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК.
В настоящем судебном заседании административный истец не присутствует, о времени и месте извещался надлежаще, судебные извещения возвращены в адрес суда с указанием «за истечением срока хранения».
Представитель административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и ФСИН России, заинтересованного лица, УФСИН по РК, с заявленными требованиями не согласен.
Представитель административного соответчика, ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК, несмотря на надлежащее извещение в суд также не явился, об уважительности причин неявки не уведомил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял.
Представитель заинтересованного лица, Минфина РФ, в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц.
Выслушав представителя административных ответчиков и заинтересованного лица, изучив материалы административного дела и оценив в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Установлено, что Лавринович Д.Г отбывал наказание в местах лишения свободы, с августа 2014 содержался в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно положениям п. п. 3, 7, 8 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", некачественное оказание медицинской помощи - оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения.
Одним из видов оказания застрахованному медицинской помощи ненадлежащего качества является невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.).
В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (части 1, 3, 7 статьи 26) предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17 октября 2005 года (действующим на момент возникновения спорных правоотношений) утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу.
Согласно п. 2 Порядка, медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора, исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, тюрьмы либо филиалом лечебно-профилактического учреждения (п. 13 Порядка).
Основная цель деятельности медицинской части - гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в Учреждении. В зависимости от местных условий, вида Учреждения, экономической целесообразности и иных обстоятельств медицинская часть может обеспечивать оказание некоторых видов специализированной медицинской помощи (п. 14 Порядка).
В следственных изоляторах, тюрьмах подозреваемые, обвиняемые и осужденные обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый, обвиняемый или осужденный, обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи (п. 50 Порядка).
В соответствии с п. 9 части 5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
В силу ст. 98 указанного Закона, медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
В этой связи, судом по делу назначалась комиссионная судебно-медицинская экспертиза с привлечением врача-хирурга.
Из заключения комиссионной экспертизы №... (п) следует, что, исходя из имеющейся медицинской документации в 2012 г. истец был ...
...
...
...
...
При изложенном, эксперты пришли к выводам о том, что причинно-следственная связь между действиями (бездействием) сотрудников МСЧ-11 ФСИН России по РК и наступившими неблагоприятными последствиями, о которых указывает истец, отсутствует, поскольку у пациента за период медицинского наблюдения не зафиксировано каких-либо осложнений или состояний, непосредственно или косвенно связанных с несвоевременным оказанием медицинской помощи. Поздние сроки проведения оперативного лечения существенно не повлияли на исход заболевания.
Степень тяжести вреда здоровью в данном случае не оценивается, поскольку дефект оказания медицинской помощи в виде задержки планового хирургического вмешательства не повлек за собой ухудшения состояния здоровья пациента, развития каких-либо угрожающих для жизни состояний и иных признаков, соответствующих критериям вреда здоровью - сущность вреда здоровью отсутствует. Сам по себе ... является следствием заболевания, поэтому квалификации по степени тяжести вреда здоровью не подлежит.
В соответствии со ст. 82 КАС РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Оценивая заключение комиссионной судебно-медицинской экспертизы, суд приходит к выводу о том, что данное заключение является допустимым доказательством, так как оно выполнено специалистами, которые имеют соответствующую квалификацию и образование, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы экспертов подробно мотивированы, содержат ссылки на используемую литературу и выписки из медицинской документации. Ответы на поставленные перед экспертами вопросы изложены ясно, понятно, не содержат неоднозначных формулировок, подтверждаются выдержками из медицинской документации Лавриновича Д.Г.
В этой связи, рассматривая заявленные истцом требования в части взыскания в его пользу компенсации в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, суд руководствуется следующим.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 17 постановления Пленума от 25.12.2018 № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 УИК РФ).
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Учитывая изложенное, исходя из конкретных обстоятельств дела, приводимых административным истцом доводов, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение факт оказания Лавриновичу Д.Г медицинской помощи ненадлежащего качества (не было проведено полное проведение обследования по имеющемуся заболеванию, поздно проведено оперативное лечение).
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что со стороны ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России имело место бездействие, выразившееся в частичном не обеспечении надлежащих условий содержания Лавринович Д.Г., установленных законодательством Российской Федерации, в части ненадлежащего оказания лишенному свободы лицу медицинской помощи.
В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
В этой связи, учитывая отсутствие у Лавринович Д.Г. в период отбывания наказания объективной возможности пройти необходимое обследование, минуя ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России; принимая во внимание действия самого Лавринович, который от обследования и лечения отказывался; а также характер, степень и продолжительность нарушения прав истца (два года) и значимость последствий для него; то обстоятельство, что вследствие не полного обследования и несвоевременного оперативного вмешательства, вред здоровью последнего причинен не был; суд считает, что требуемая административным истцом сумма компенсации является чрезмерной, необоснованной и не отвечающей последствиям допущенных нарушений, и определяет размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении равным 20 000 рублей. Указанные размеры компенсации являются вполне обоснованными, пропорциональными, отвечающими принципам разумности и справедливости.
При этом суд, учитывая принципы разумности и справедливости, исходит из того, что соблюдение предусмотренных законом требований разумности и справедливости должно обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
В силу положений ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп.1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 6 п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, поскольку именно ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.
Соответственно, в удовлетворении исковых требований Лавринович Д.Г. о взыскании компенсации, предъявленных к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК, следует отказать.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Лавриновича Дмитрия Геннадьевича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению ИК-8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи – удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Лавриновича Дмитрия Геннадьевича компенсацию за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований, заявленных к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральному казенному учреждению ИК-8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи, Лавриновичу Дмитрию Геннадьевичу – отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий