по жалобе на постановление об административном правонарушении
424028г. Йошкар-Ола 15 января 2021 года
ул.Баумана 91 А
Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется административное производство, Степанова М.Р. – Отмахова А.Л.,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Корнилова Г.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Степанова М.Р. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № 012-04/7.30-738/2020 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
Степанов М.Р., <иные данные> ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшийся,
привлечен к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № 012-04/7.30-738/2020 от ДД.ММ.ГГГГ Степанов М.Р., как должностное лицо, привлечен к административной ответственности и подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 3000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно постановлению, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее так же — Министерство, Заказчик) проводился электронный аукцион на право заключения государственного контакта по объекту закупки: «Осуществление авторского надзора за строительством объекта "Реконструкция перинатального центра с привязкой проекта высокотехнологичного корпуса в г. Йошкар-Оле (I этап - привязка проекта пристройки высокотехнологичного корпуса к местным условиям)» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 4 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменении в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 данного Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких " саморегулируемых организаций.
Учитывая, что к лицам, осуществляющим подготовку проектно-сметной документации устанавливается обязательное требование к членству в СРО, то такое требование должно быть установлено и к лицам, осуществляющим авторский надзор.
Указанный вывод подтверждается позицией Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ №-ТБ/02.
В связи с изложенным Заказчик обязан был установить требование о том, что участниками закупки могут быть только члены саморегулируемой организации в области архитектурного - строительного проектирования, имеющий компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе условие о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В отношении выполнения работ по авторскому надзору такие требования устанавливаются Градостроительным Кодексом Российской Федерации.
Следовательно, в действиях Заказчика устанавливается нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации для участника.
Не согласившись с данным постановлением, Степанов М.Р. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указал, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно являться членом СРО в области строительства. Тогда как лицо, осуществляющее проектирование, должно являться членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования. Федеральным законодательством не установлена необходимость обязательного членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования для лица, осуществляющего авторский надзор. Требования, о соответствии лица, осуществляющего авторский надзор за строительством, законодательным требованиям к соответствующему виду деятельности, содержатся только в пункте 6.1.3 СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений». Вместе с тем СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» не включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ. Следовательно указанные Правила носят рекомендательный характер.
Поскольку в судебное заседание Степанов М.Р., надлежаще извещенный, не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Защитник Отмахов А.Л. доводы и требования жалобы поддержал.
Представитель административного органа Корнилов Г.Ю. считает, что оснований для прекращения производства по делу не имеется, постановление вынесено законно и обоснованно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, материалы дел № 012-04/7.30-738/2020 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что с принятым атом должностного лица согласиться нельзя.
Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее — Министерство, Заказчик) проводился электронный аукцион на право заключения государственного контакта по объекту закупки: «Осуществление авторского надзора за строительством объекта "Реконструкция перинатального центра с привязкой проекта высокотехнологичного" корпуса в г. Йошкар-Оле (I этап - привязка проекта пристройки высокотехнологичного, корпуса к местным условиям)» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство, застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) ( Пункт 3 Положения).
Согласно пункту 4.1 "СП 246.1325800.2016. Свод правил. Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 февраля 2016 г. N 98/пр, авторский надзор является частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной и на ее основе рабочей документации.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства, архитектуры и жилищного-коммунального хозяйства Республики Марий Эл разработчику проектно - сметной документации – ЗАО «Гипроздрав» - научно-проектный центр по объектам здравоохранения и отдыха» заключен государственный контракт №/ОК на разработку проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция перинатального центра с привязкой проекта высокотехнологического корпуса в <адрес>»
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства строительства, архитектуры и жилищного-коммунального хозяйства Республики Марий Эл разработчику проектно - сметной документации – АО «Гипроздрав» - научно-проектный центр по объектам здравоохранения и отдыха», предложено заключение контракта на осуществление авторского надзора за строительством "Реконструкция перинатального центра с привязкой проекта высокотехнологичного" корпуса в <адрес> (I этап - привязка проекта пристройки высокотехнологичного, корпуса к местным условиям)».
В своем ответе генеральный директор АО «Гипроздрав» - научно-проектный центр по объектам здравоохранения и отдыха» ЛЕБ отказал Министерству в оказании услуги по осуществлению авторского надзора за строительством названного объекта.
Приказом Министерства Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 98/пр утвержден Свод Правил 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (далее – Правила).
Согласно пункту 3.1 Правил, авторский надзор - контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации и подготовленной на её основе рабочей документации.
Пунктом 4.1 Правил предусмотрено, что авторский надзор является частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной и, на её основе, рабочей документации. Заказчик (застройщик, технический заказчик) с согласия разработчика проектной документации вправе привлекать к авторскому надзору лицо, осуществившее подготовку рабочей документации.
Согласно пункту 6.1.3 Правил, в случае, если лицо, осуществившее разработку проектной документации, подтвердит, что оно не имеет возможности осуществлять авторский надзор за строительством, заказчик вправе привлекать как на выполнение всего комплекса работ по осуществлению авторского надзора, так и по отдельным разделам проекта и видам работ, любых юридических и физических лиц, при условии соответствия таких лиц законодательным требованиям к соответствующему виду деятельности.
По результатам электронного аукциона между Министерством строительства, архитектуры и жилищного-коммунального хозяйства Республики Марий Эл и ООО СЗ «Казанский Посад» заключен государственный контракт № 14-2020 по строительству объекта "Реконструкция перинатального центра с привязкой проекта высокотехнологичного корпуса в г. Йошкар-Оле (I этап - привязка проекта пристройки высокотехнологичного, корпуса к местным условиям)».
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (часть 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, поскольку разработчик проектно-сметной документации АО «Гипроздрав» - научно-проектный центр по объектам здравоохранения и отдыха» отказался от проведения авторского надзора, то в силу части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для проведения авторского надзора за строительством, названного объекта, Министерство вправе привлекать на основании договора с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При таких обстоятельствах вывод административного органа о том, Заказчик обязан был установить требование о том, что участниками закупки могут быть только члены саморегулируемой организации в области архитектурного-строительного проектирования, имеющие компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, является неправильным и не основан на нормах права.
Вместе с этим, в силу части 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
То есть данной нормой обеспечение имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам авторского надзора не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, на основании вышеизложенного, вынесенное постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Марийского УФАС не может быть признано законным и обоснованными.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении Степанова М.Р. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № 012-04/7.30-738/2020 от 20 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении Степанов М.Р., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья- Р.Я. Сабирьянов