РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Батайск 08 октября 2021 года
Судья Батайского городского суда Ростовской области - Заярная Н.В.,
при секретаре - Тырса Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2434/2021 по административному исковому заявлению Тарасенко <данные изъяты> к Батайскому городскому отделению судебных приставов УФССП России по Ростовской области УФССП России по Ростовской области, о признании незаконными действий.
УСТАНОВИЛ:
Тарасенко <данные изъяты> обратилась в суд с административным иском о признании незаконным постановления по исполнительному производству № № от 06.08.2021 года, обязании снять арест с денежных средств, прекратить работу по исполнительному производству № № от 06.08.2021 года, произвести поворот исполнения по исполнительному производству № № от 06.08.2021 года всех средств на расчётные счета, предоставить справку о сумме списанных финансовых средств с расчётных счетов, выдать постановление о прекращении исполнительного производства № № от 06.08.2021 года, указав в обоснование заявленного административного искового заявления на то, что Тарасенко <данные изъяты> является должником по исполнительному производству № № от 06.08.2021 года по взысканию задолженности по кредитным платежам (кроме ипотеки) на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 02.04.2020 года № № постановления о взыскании исполнительского сбора. 26.07.2021 года Тарасенко Н.В. в адрес начальника отдела - старшего судебного пристава Батайского ГОСП УФССП России по Ростовской области Найдёновой Е.Н. подала жалобу на нарушение её прав и свобод сотрудниками Батайского ГОСП УФССП России по Ростовской области. В нарушение ст. 12 ФЗ РФ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменный ответ на вышеуказанное обращение за подписью уполномоченного лица Тарасенко Н.В. не получила. С учётом изложенного, полагая свои права нарушенными, Тарасенко Н.В. вынуждена была обратиться в суд с настоящим административным иском.
Административная истица - Тарасенко Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена судом надлежащим образом, в подтверждение чего в материалах дела имеется уведомление о получении судебной повестки (л.д. 22), а также отчёт о доставке СМС-сообщения (л.д. 22).
Административные ответчики - Батайское городское отделение судебных приставов УФССП России по Ростовской области в лице начальника отделения <данные изъяты> Е.Н., УФССП России по Ростовской области в лице главного судебного пристава в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены судом надлежащим образом, в подтверждение чего в материалах дела имеется расписка (л.д. 20), а также уведомление о получении судебной повестки (л.д. 23). Также предоставили суду мотивированный отзыв, согласно которому просили суд в удовлетворении административных исковых требований Тарасенко Н.В. отказать (л.д.24-29).
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям:
Материалами дела установлено, что на исполнении в Батайском городском отделении находилось исполнительное производство № №, возбуждённое 22.01.2020 года на основании судебного приказа № №, выданного мировым судьей судебного участка № 2 Батайского судебного района Ростовской области о взыскании с Тарасенко <данные изъяты> в пользу Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области задолженности по налогам и сборам в общей сумме 5 785 руб. 83 коп.
В соответствии с п. 17 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днём вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику почтовой корреспонденцией по адресу, указанному в исполнительном документе, а именно: <адрес>
В силу положений ст. 33 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по месту его жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника.
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с ч. 12 ст. 30 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» срок длядобровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены.
02.04.2020 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, что составило 1 000 руб.
13.04.2020 года, 21.07.2021 года, 29.07.2021 года вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства, которое направлено для исполнения в кредитные организации.
21.09.2020 года на депозитный счёт Батайского отделения поступили денежные средства в сумме 4 967 руб. 08 коп., которые распределены в соответствии со ст. 111 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» и перечислены взыскателю.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 6 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», согласно которой для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан обязательны требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов.
Статьей 2 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению судебных актов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Частями 1 и 2 статьи 5 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» установлено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Порядок осуществления исполнительного производства регламентирован главой 5 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 12 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя является исполнительным документом.
В соответствии со статьей 69 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учётом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Согласно статье 68 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчётных документов.
Согласно пункту 3 статьи 69 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» взыскание на имущество должника по исполнительным документамобращается, в первую очередь, на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.
Кроме того, в соответствии со ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание, действия судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на доходы и имущество являются правомерными.
Исполнительное производство № № окончено 03.08.2021 года на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» (фактическое исполнение требований содержащихся в исполнительном документе).
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Статья 36 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Исполнительский сбор взыскивается на основании постановления судебного пристава-исполнителя, если в течение срока, предоставленного на добровольное исполнение, а в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должник не исполнил исполнительный документ и не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы.
В силу части 7 статьи 47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель возбуждает одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службысудебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.
06.08.2021 года возбуждено исполнительное производство № № о взыскании с Тарасенко <данные изъяты> исполнительского сбора.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику по системе электронного документооборота в ЕПГУ и получено последним 08.08.2021 года.
Так, основания, условия и размер взыскания с должника исполнительского сбора регламентированы ст. 112 Закона. Положения данной статьи подлежат применению с учётом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации относительно конституционного смысла и сущности взыскиваемого в рамках исполнительного производства исполнительского сбора как санкции, меры публично-правовой ответственности должника за неисполнение им требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения, которые изложены в постановлении от 30.07.2001 № 13-П.
Соответственно, исходя из ч.2 ст.112 Закона, п.2 резолютивной части постановления КС РФ № 13-П, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. При этом к таким уважительным причинам законодателем и Конституционным Судом Российской Федерации в названном постановлении отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
В частности, требования исполнительного документа должник в установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок не исполнил, каких-либо уважительных причин такого неисполнения судебному приставу-исполнителю не предоставил, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для принятия оспариваемого постановления о взыскании с должника исполнительского сбора.
Из вышеизложенного следует, что судебный пристав - исполнитель действовал в соответствии с требованиями ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» и в пределах предоставленных полномочий.
Данное постановление также соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также содержит сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.
31.08.2021 года в Батайское отделение по системе электронного документооборота (ЕПГУ) поступило заявление должника о прекращении исполнительного производства от 26.07.2021 года.
21.09.2021 года в удовлетворении заявления отказано.
Уведомление об отказе в удовлетворении заявления направлено должнику 21.09.2021 года по системе электронного документооборота.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административному истцу было известно о возбуждённых в отношении неё исполнительных производств.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделённых государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: несоответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязательным условием для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными является факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Как следует из ч. 2 и ч. 3 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными принимается в случае, если требуется устранить допущенное нарушение прав истца или препятствия к их осуществлению, и в случае удовлетворения иска суд обязан указать способ устранения допущенных нарушений.
Анализ вышеуказанных обстоятельств в их системном единстве свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
С учётом изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного иска Тарасенко <данные изъяты> к Батайскому городскому отделению судебных приставов УФССП России по Ростовской области УФССП России по Ростовской области, о признании незаконными действий.
Руководствуясь ст. 175-180,227 КАС Российской Федерации
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Тарасенко <данные изъяты> к Батайскому городскому отделению судебных приставов УФССП России по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области, о признании незаконными действий, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в порядке подачи апелляционной жалобы через Батайский городской суд Ростовской области.
Судья
Решение в окончательной форме принято 13 октября 2021 года.