Копия
89RS0№-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тарко-Сале 20 марта 2023 года
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего - судьи Слюсаренко А.В.,
при секретаре судебного заседания Абдуллаевой А.А.,
с участием помощника прокурора Пуровского района Азарниковой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-250/2023 по исковому заявлению прокурора Пуровского района в интересах Куприянычева Виктора Владимировича, Куприянычевой Марины Ивановны, Куприянычевой Екатерины Андреевны, Куприянычева Дмитрия Игоревича к некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее – НО «ФЖС ЯНАО), Администрации Пуровского района, Администрации поселка городского типа Уренгой о признании права на заключение соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества с предоставлением взамен изымаемого жилого помещения других равнозначных объектов недвижимости без доплаты разницы в рыночной стоимости предоставляемых и изымаеых объектов недвижимости, и освободить при заключении соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества от выплаты разницы в рыночной стоимости жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пуровского района, действуя в интересах Куприянычева В.В., Куприянычевой М.И., Куприянычевой Е.А., Куприянычева Д.И., обратился в Пуровский районный суд с иском к <адрес>, администрации пгт. Уренгой, НО «ФЖС ЯНАО», указав следующее (л.д. 5-10). С ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение № <адрес> находится в общей долевой собственности по ? доле Куприянычевой Е.А., Куприянычева Д.И., Куприянычева В.В., Куприянычевой М.И. Указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением администрации <адрес> №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ со сроком отселения до ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией пгт. Уренгой ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном <адрес> в пгт. Уренгой для муниципальных нужд. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией пгт. Уренгой в адрес Куприянычевых ДД.ММ.ГГГГ направлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, по условиям которого последние должны передать администрации пгт. Уренгой принадлежащее им жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью 40,6 кв.м, а НО «ФЖС ЯНАО» - выплатить Куприянычевым компенсацию за изымаемое у них жилое помещение путем предоставления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 43,8 кв.м. Вместе с тем, отдельные положения данного соглашения закрепляли за Куприянычевыми обязанность по уплате в пользу фонда разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений в сумме 1 254 000 рублей. Данный проект соглашения истцами не подписан в связи с несогласием с возложением на них обязанности по возмещению разницы в стоимости жилых помещений. По указанным основаниям администрация пгт. Уренгой обратилась в Пуровский районный суд с исковым заявлением к Куприянычеву В.В., Куприянычевой М.И., Куприянычевой Е.А., Куприянычеву Д.И. на предмет изъятия жилого помещения, прекращения права общей долевой собственности на жилое помещение, признания права муниципальной собственности на жилое помещение. Решением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении требований администрации пгт. Уренгой отказано. После вступления в законную силу указанного решения Куприянычевы обратились в администрацию пгт. Уренгой с заявлением по вопросу переселения из аварийного <адрес> в пгт. Уренгой. Однако администрацией поселка меры по переселению Куприянычева В.В., Куприянычевой М.И., Куприянычевой Е.А., Куприянычева Д.И. до настоящего времени не приняты. В свою очередь, многоквартирный дом, расположенный по адресу: пгт. Уренгой, <адрес>, включен в Договор о развитии застроенной территории № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу пункта 3.1.4 Договора Фонд в срок не позднее чем за 6 месяцев до срока сноса многоквартирных домов, в соответствии с принятым решением администрации пгт. Уренгой, обязан уплатить выкупную цену за изымаемые у собственников помещения, или с их согласия предоставить им равноценные помещения на территории пгт. Уренгой, заключив трехстороннее соглашение между Фондом, администрацией поселка и собственником помещения. В соответствии с частью 2 статьи 28-1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №AO (в редакции, действующей на момент принятия решения о развитии застроенной территории и признания дома аварийным) по соглашению с собственником жилого помещения, подлежащего сносу, ему может быть предоставлено взамен сносимого жилого помещения другое жилое помещение на праве собственности, находящееся в границах данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, подлежащее сносу. Абзацем 2 статьи 28.6 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №AO (в редакции, действующей на момент принятия решения о развитии застроенной территории и признания многоквартирного дома аварийным) закреплено, что если взамен жилого помещения, подлежащего сносу, предоставляется однокомнатная квартира или общая площадь, предоставляемого жилого помещения не превышает общую площадь сносимого жилого помещения более чем на 10 квадратных метров, то возмещение собственником сносимого жилого помещения разницы в стоимости жилых помещений не осуществляется. Кроме того, приказом директора Фонда от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О порядке переселения граждан, являющихся собственниками
жилых помещений в домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии». Указанное Положение разработано в соответствии с гражданским, земельным, жилищным законодательством Российской Федерации, Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №AO «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО», во исполнение заключенных Фондом с муниципальными образованиями в автономном округе договорами о развитии застроенной территории. Пунктом 2.1.4 Положения установлено, что если взамен изымаемого жилого помещения, предоставляется однокомнатная квартира или общая площадь предоставляемого Фондом жилого помещения не превышает общую площадь изымаемого жилого помещения более чем на 10 кв.м, то возмещение собственником разницы между суммой возмещения и рыночной стоимостью предоставляемого жилого помещения не осуществляется. На момент возникновения у Куприянычевых права выбора способа обеспечения их жилищных прав законодательство не содержало ограничений по нахождению в собственности иных жилых помещений и их отчуждению, и не влияло на возможность реализации такими лицами прав, связанных с расселением аварийного жилья в рамках договора о развитии застроенной территории. В рассматриваемом случае обращение прокурора обусловлено необходимостью судебной защиты прав Куприянычева В.В., Куприянычевой М.И., Куприянычевой Е.А., Куприянычева Д.И. на переселение из аварийного жилищного фонда, то есть необходимостью судебной защиты их права на получение жилища из муниципального жилищного фонда бесплатно. На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), прокурор <адрес> просит признать право Куприянычева В.В., Куприянычевой М.И., Куприянычевой Е.А., Куприянычева Д.И. на заключение с администрацией <адрес>, администрацией пгт. Уренгой, НО «ФЖС ЯНАО» соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>, а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на условиях предоставления взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>, без доплаты разницы в рыночной стоимости жилых помещений. Освободить Куприянычева В.В., Куприянычеву М.И., Куприянычеву Е.А., Куприянычева Д.И. при заключении с администрацией <адрес>, администрацией пгт. Уренгой, НО «ФЖС ЯНАО» соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества от выплаты разницы в рыночной стоимости жилых помещений.
Исковое заявление прокурора <адрес> принято к производству Пуровского районного суда ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено гражданское дело (л.д. 2-4). Этим же определением изменен процессуальный статус Департамента образования <адрес> с третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, как на орган дающего заключение по делу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Азарникова К.С. настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям.
Истцы Куприянычев В.В., Куприянычева М.И., Куприянычева Е.А., Куприянычев Д.И. надлежащим образом извещённые о дате, месте и времени разбирательства дела, в судебном заседании участия не принимали, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчики - <адрес>, Администрация пгт. Уренгой, при надлежащем извещении о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направили, своего мнения по существу заявленных прокурором требований суду не довели.
Ответчик НО «ФЖС ЯНАО» при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил. В своем отзыве на иск с требованиями прокурора <адрес> не согласился (л.д. 89-91). Доводы отзыва мотивированы тем, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-од признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом входит в перечень многоквартирных домов, попадающих под снос в связи с развитием застроенной территории в рамках договора о развитии застроенной территории от ДД.ММ.ГГГГ №. Жилой дом, расположенный по адресу: пгт. Уренгой, <адрес>, находится на территории, определенной под развитие и подлежит изъятию для муниципальных нужд, а также включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019 - 2023 годах, утвержденную постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П. Согласно абз. 14 Раздела III Постановления №-П гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на получение возмещения или по соглашению с собственниками им предоставляется другое жилое помещение. Согласно Договору № Администрация осуществляет изъятие недвижимого имущества у собственников жилых помещений, а Фонд обязуется предоставить собственникам возмещение за изымаемые жилые помещения. Размер такого возмещения определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ. В соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ взамен изымаемого жилого помещения собственнику может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Согласно волеизъявлению истцов им было предложено жилое помещение, расположенное по адресу: пгт. Уренгой, мкр. 1, <адрес> разницей между рыночной стоимостью изымаемого жилого помещения и предоставляемого жилого помещения в сумме 1 254 000,00 руб. Проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд направлен истцам Администрацией шт. Уренгой. Между тем, до настоящего времени соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд истцами не подписано, так истцы не согласны оплачивать разницу стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений. Истцы аргументируют это тем, что площадь предоставляемого жилого помещения не превышает боле чем на 10 кв.м. площадь сносимого жилого помещения, в связи с чем доплата не производится. Указанная истцами льгота закреплена в региональном законодательстве и для её применения необходимо соблюдение условий. Истцы не соответствуют вышеуказанным условиям применения норм Закона №AO по следующим основаниям: Куприянычев Виктор Владимирович, имеет (имел) в собственности жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, с.<адрес>, кп. 131 - дата прекращения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ (отчуждение в течение пяти лет перед заключением соглашения); жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: пгт. Уренгой, мкр. 5-й, <адрес>, в собственности в настоящее время. Куприянычева Марина Ивановна, имеет в собственности жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: пгт. Уренгой, мкр. 5-й, <адрес>, в собственности в настоящее время. Куприянычева Екатерина Андреевна, 28,11,1988 г.р. имеет (имела) в собственности жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, Пермский раной, с.<адрес>, с, Лобанове, <адрес>, в собственности в настоящее время; а также жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, с.<адрес>, тракт Юговской. <адрес>, в собственности в настоящее время. Таким образом, в настоящее время у истцов имеется три жилых помещения помимо изымаемого и в течение последних пяти лет осуществлена сделка по отчуждению жилого помещения. Таким образом. Истцы утратили право на получение дополнительных мер поддержки, установленных Законом №-ЗАО. а именно - получить жилое помещение взамен изымаемого без доплаты разницы рыночной стоимости жилых помещений.
В своем отзыве (л.д. 75-76) Департамент образования <адрес> указал, что в соответствии с п. 3 ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. Таким образом, обращение по вопросу получения предварительного разрешения на совершение сделки с имуществом несовершеннолетнего следует рассматривать по месту жительства ребенка. Информации о малолетнем Куприянычеве Дмитрии Игоревиче, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в автоматизированной информационной системе «Сетевой город. Образование» МО <адрес> нет.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав в судебном заседании доводы прокурора Гонтарь А.О., изучив письменные доказательства, представленные в материалах гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, ответчики Куприянычева Е.А., Куприянычев Д.И., Куприянычев В.В. и Куприянычева М.И. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, пгт. Уренгой, <адрес> (л.д.8-11).
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-од многоквартирный жилой дом по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, пгт. Уренгой, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.27).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО <адрес> принято решение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, пгт. Уренгой, <адрес>, и жилых помещений в многоквартирном доме для муниципальных нужд (л.д.25-26).
ДД.ММ.ГГГГ между НО «ФСЖ ЯНАО» и администрацией муниципального образования <адрес> заключен договор о развитии застроенной территории № (л.д. 43-50), по условиям которого Фонд принял на себя обязательства в установленные договором сроки своими силами и за счет своих средств или с привлечением других лиц выполнить обязательства по развитию застроенной территории площадью 141 676 кв.м., ограниченной <адрес> в пгт. Уренгой, границы которой утверждены решением Собрания депутатов муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.1).
В соответствии с п. 1.2 договора о развитии застроенной территории, многоквартирный жилой <адрес> по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, пгт. Уренгой, <адрес>, включен в общий перечень многоквартирных домов, попадающих под снос в связи с развитием застроенной территории в рамках реализации адресной программы развития застроенной территории муниципального образования <адрес> на 2011-2020 г.г.
Пунктом 3.1.4 договора о развитии застроенной территории предусмотрено, что Фонд в срок не позднее, чем за 6-ть месяцев до срока сноса многоквартирных жилых домов, и в соответствии с принятым решением администрации поселка, обязан уплатить выкупную цену за изымаемые у собственников помещения, или с их согласия предоставить им равноценные помещения на территории муниципального образования <адрес>, в районе месторасположения недвижимого имущества, попадающего под снос, в связи с развитием застроенной территории, заключив трехстороннее соглашение, между застройщиком, администрацией поселка и собственником помещения.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлениями к директору НО «ФСЖ ЯНАО», с просьбой заключить с ними соглашение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, на условиях предоставления взамен другого жилого помещения - расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, жилое помещение, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, принадлежит с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности НО «ФСЖ ЯНАО» (л.д. 76-78).
Суд учитывает, что <адрес> образован на основании постановления ВЦИК от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальным образованием является с ДД.ММ.ГГГГ.
Муниципальное образование <адрес> образовано в составе территории <адрес> и наделено статусом городского поселения в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципальных образований <адрес>».
Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования <адрес>, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ <адрес>», муниципальные образования <адрес>, Пуровское, <адрес>, преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ <адрес>.
Со дня вступления в силу названного закона - ДД.ММ.ГГГГ, муниципальные образования <адрес>, Пуровское, <адрес> и <адрес> утратили статус муниципальных образований (ст. 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО).
Далее, в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «Об изменении административно-территориального устройства <адрес> путем преобразования населенных пунктов в форме присоединения, об организации местного самоуправления на территории городского округа <адрес> и изменении его границ», населенные пункты <адрес>, расположенный в границах <адрес>, и <адрес> преобразованы в форме присоединения <адрес> к <адрес>, за которым сохранен статус и наименование - <адрес>. При этом <адрес> утратил статус поселка, и его территория стала частью территории <адрес>.
Как указано в Уставе муниципального образования муниципальный округ <адрес>, утвержденном решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципальный округ <адрес> имеет собственную территорию, которую составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (п. 1 ст. 5 Устава).
Административным центром муниципального округа <адрес> является <адрес> (п. 3 ст. 5 Устава, ч. 3 ст. 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО).
Исполнительно-распорядительным органом муниципального округа <адрес> является <адрес> (п. 3 ч. 1 ст. 6 Устава, ч. 3 ст. 3 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО).
Решением <адрес> Администрация муниципального образования <адрес> была ликвидирована.
На территории пгт Уренгой в настоящее время осуществляет свою деятельность территориальное структурное подразделение <адрес> - Администрация пгт. Уренгой, наделенное правами юридического лица.
Согласно Положению об Администрации пгт. Уренгой, утвержденному решением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация пгт. Уренгой осуществляет мероприятия по сносу аварийных многоквартирных домов и строений, не предназначенных для проживания (балков) (подп. 25 п. 2.2.4). В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда администрация пгт Уренгой осуществляет заключение соглашений об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества в границах населенного пункта для муниципальных нужд муниципального округа <адрес>, для чего: ё) осуществляет переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; ж) осуществляет совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; з) направляет проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания, и тд. (подп. 45 п. 2.2.4).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией пгт. Уренгой истцам направлен для подписания проект трехстороннего соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, по условиям которого Куприянычевы должны передать администрации принадлежащее им жилое помещение, расположенное по адресу: пгт. Уренгой, <адрес>, а НО «Фонд жилищного строительства ЯНАО» - выплатить Куприянычевым компенсацию на изымаемое у них жилое помещение путем предоставления им жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, пгт. Уренгой, мкр. 1, <адрес>. Вместе с тем в соглашении на Куприянычевых возложена обязанность по уплате в пользу фонда разницы в стоимости изымаемого (2 318 000 руб.) и предоставляемого (3 572 000 руб.) жилых помещений в сумме 1 254 000 руб.
Данное соглашение ответчиками не подписано, в отзыве на исковое заявление ответчики Куприянычев В.В. и Куприянычева М.И. выразили несогласие с возложенной на них в соглашении обязанности по возмещению разницы в стоимости жилых помещений.
Разрешая по существу заявленные прокурором требования, суд учитывает, что в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как указано в ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, содержатся разъяснения о том, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в прядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Там же содержится разъяснение о том, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В случае, когда жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп.
Расселение многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, запланировано в рамках Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории <адрес> на 2019-2023 годы, утвержденной постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
Разделом IV Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории <адрес> на 2019 - 2023 годы, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-П в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений по изъятию у истцов объекта недвижимости для муниципальных нужд, в том числе, было предусмотрено, что источниками финансирования программных мероприятий являются средства Фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов.
Объемы финансирования Программы определены исходя из расчетной потребности в средствах, необходимых для переселения граждан из аварийных домов, включенных в перечень.
При этом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой, действующей на территории <адрес> на момент возникновения правоотношений, не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Изменения в Программу в части возложения в рамках ч. 8 ст. 32 ЖК РФ на собственника изымаемого жилого помещения обязанность по оплате разницы между рыночной стоимостью изымаемого и предоставляемого жилого помещения, когда стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, внесены постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П (раздел III Программы).
Как указано в ст. 28-6 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в <адрес>» (в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ), обеспечение жилищных прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством путем выкупа указанных жилых помещений физическим или юридическим лицом, заключившим договор о развитии застроенной территории с органом местного самоуправления (ч. 1).
Физическое или юридическое лицо, заключившее договор о развитии застроенной территории, вправе по соглашению с собственником жилых помещений, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, предоставить ему другое жилое помещение взамен сносимого.
Если взамен жилого помещения, подлежащего сносу, предоставляется однокомнатная квартира или общая площадь предоставляемого жилого помещения не превышает общую площадь сносимого жилого помещения более чем на десять квадратных метров, то возмещение собственником сносимого жилого помещения разницы в стоимости жилых помещений не осуществляется (ч. 2).
Условие об освобождении собственника жилого помещения от разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, только в случае, если собственник жилого помещения, подлежащего сносу, и проживающие совместно с ним члены его семьи не имеют в собственности на территории Российской Федерации иных жилых помещений, пригодных для проживания, и не совершали за последние пять лет до заключения соглашения действия и гражданско-правовые сделки с такими жилыми помещениями, которые привели к их отчуждению, за исключением безвозмездного отчуждения в федеральную собственность, собственность автономного округа или собственность муниципальных образований в автономном округе, либо имеют в собственности на территории Российской Федерации иные жилые помещения, пригодные для проживания, но обеспечены общей площадью таких жилых помещений на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения, подлежащего сносу, внесены в Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО Законом <адрес> №-ЗАО от ДД.ММ.ГГГГ и действуют с ДД.ММ.ГГГГ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.
Таким образом, под обратной силой закона понимается распространение действия нормативно-правовых актов на отношения, возникшие до вступления таких правовых актов в силу.
Обратная сила закона является общеправовой категорией, используемой в различных отраслях права. Рядом законодательных актов предусмотрена возможность распространения обратной силы закона только в том случае, если на то есть специальное указание в самом правовом акте или в законе о введении его в действие.
Так, в силу ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Аналогичные положения предусмотрены ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 422 ГК РФ устанавливает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, поскольку в Законах <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО, от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО, № от ДД.ММ.ГГГГ не указано прямо о том, что внесенные ими в ст. 28-6 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО изменения распространяются на жилищные отношения, возникшие до введения их в действие, к правоотношениям сторон о предоставлении истцам другого жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, подлежат применению нормы ст. 28-6 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО в редакции закона №-ЗАО от ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах факт нахождения у истцов в собственности жилых помещений, не является правовыми основаниями для возложения на них обязанности произвести доплату разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
В силу п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В п. 9 ст. 56.10 ЗК РФ предусмотрено, что правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в п. 8 ст. 56.10 ЗК РФ, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе, предложения об изменении размера возмещения.
До настоящего времени Соглашение на указанных в нем условиях сторонами не заключено.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к прокурору с заявлением, где просили разобраться в сложившейся ситуации и обратиться в их интересах в суд.
Как указано в ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В данном случае обращение прокурора обусловлено необходимостью судебной защиты прав Куприянычева В.В., Куприянычевой М.И., Куприянычевой Е.А., Куприянычева Д.И. на переселение из аварийного жилищного фонда, то есть необходимостью судебной защиты их права на получение жилища из муниципального жилищного фонда.
Ответчиками, в том числе, НО «ФЖС ЯНАО» в ходе рассмотрения гражданского дела не оспаривалось право истцов на получение взамен аварийного жилья, квартиры, общей площадью 43,8 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности НО «ФЖС ЯНАО», а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в названном многоквартирном жилом доме, включая земельный участок с кадастровым номером №.
Вместе с тем, новое соглашение об изъятии у истцов объекта недвижимого имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, пгт. Уренгой, <адрес>, а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на условиях предоставления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общего имущества в многоквартирном доме, включая земельный участок, без выплаты разницы в рыночной стоимости предоставляемых и изымаемых объектов недвижимости истцам не вручено.
Администрация пгт. Уренгой обращался в Пуровский районный суд с исковым заявлением об изъятии у истцов жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. Уренгой, <адрес>, для муниципальных нужд с выплатой ответчикам компенсации за изымаемое жилое помещение путем предоставления им в общую долевую собственность (по ? доли каждому) жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, после оплаты ответчиками разницы в рыночной стоимости жилых помещений в сумме 1 254 000 руб., прекращении права собственности ответчиков на изымаемое жилое помещение и признании права муниципальной собственности на него.
Решением Пуровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении искового заявления Администрации пгт. Уренгой к к Куприянычеву В.В., Куприянычевой М.И., Куприянычевой Е.А., Куприянычеву Д.И. об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности на изымаемое жилое помещение и признании право муниципальной собственности на жилое помещение.
Решение Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ сторонами не обжаловалась и вступило законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ II-░░ № ░░ ░░.░░.░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>» (░░░░ 1108900000538, ░░░ 8901024241), <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░>, ░░░. ░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 40,60 ░░.░., ░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░>, ░░░. ░░░░░░░, ░░░. 1, <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 43,80 ░░.░., ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░ 2023 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ___