Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 июля 2018 года г.Луховицы Московской области
Луховицкий районный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ступиной С.В.
при секретаре Сигачёвой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каткова А.В. к ГУ УПФ РФ №37 по г.Москве и Московской области о включении в трудовой стаж периодов нахождения на инвалидности,
У С Т А Н О В И Л:
Катков А.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ №37 по г.Москве и Московской области об обязании ответчика установить трудовой стаж в периоды нахождения истца на инвалидности 2 группы с ... года по ... года и с ... года по ... года для назначения пенсии по возрасту.
В обоснование требований истец указал, что он принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее ЧАЭС) в 1986 году, ему было выдано соответствующее удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, (категория 3 ст. 13 Федерального Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 года (далее - базовый Чернобыльский закон)).
... года истцу была установлена 2-я группа инвалидности, по причине «увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС». При переосвидетельствовании ... года и ... года подтверждена 2-я группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности ... %.
С ... получает пенсию по инвалидности.
Истец считает, что по достижению ... года возраста ... лет имеет право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и по старости на равных основаниях с инвалидами вследствие военной травмы в соответствии с п.2 ст.29 базового Чернобыльского закона.
... года истец обратился к ответчику за назначением с ... года трудовой пенсии по старости с сохранением пенсии по инвалидности.
Решением ответчика от ... года истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия страхового стажа ... лет.
Истец указал, что его стаж работы составляет ... лет ... мес. ... дней (за период с ... года по ... года), с ... года нетрудоспособен, установлена вторая группа инвалидности.
Законом Российской Федерации № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РФ», действовавшим до 01.01.2002 года, было предусмотрено включение в общий трудовой стаж наравне с работой, указанной в ст.89 этого закона, периодов временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
В соответствии с ч.1 ст.29 базового Чернобыльского закона пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 этого Закона, гарантируются:назначение пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления в силу настоящего Закона в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ).
Истец полагает, что в силу двух этих взаимосвязанных норм инвалиды- чернобыльцы I и II групп, как приравненные по пенсионному обеспечению к пострадавшим на производстве (ч.1 ст.29 базового Чернобыльского закона), на основании п. «а» ст.92 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» имели право на то, чтобы время их нахождения на инвалидности I и II групп считалось как трудовой стаж.
Аналогичные положения о зачете в трудовой стаж наравне с работой периодов нахождении на инвалидности, связанной с чернобыльской катастрофой, которая считается профессиональным заболеванием, изложены в п.V5 указаний Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 10.11.1992 года №1-98-У.
В судебном заседании истец и его представитель Китаев В.В. поддержали предъявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ УПФ РФ №37 по г.Москве и Московской области Солдатов О.Е. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
решением Луховицкого районного суда от ... года Каткову А.В. было отказано в удовлетворении его иска к ГУ УПФ РФ №37 по г.Москве и Московской области о назначении трудовой пенсии по старости (дело №... л.д.47-52).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мособлсуда от ... года указанное выше решение оставлено без изменения и вступило в законную силу (дело №... л.д.78-81).
Указанными выше судебными актами установлены следующие обстоятельства:
Катков А.В. в период с ... года по ... года принимал участие в ликвидации последствий на ЧАЭС в составе воинской части ....
... года в связи с ухудшением здоровья и результатами освидетельствования во ВТЭК установлена II группа инвалидности по причине «увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС».
Истцу выдано удостоверение инвалида, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, серии ... №....
С ... года истцу назначена и выплачивается пенсия по инвалидности.
... года при достижении возраста ... лет истец обратился в ГУ УПФ РФ №37 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.3 п.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 года №40-ФЗ «О страховых пенсиях» с сохранением пенсии по инвалидности.
Решением Комиссии от ... года в назначении досрочной страховой пенсии отказано из-за отсутствия требуемого страхового стажа ... лет. На момент обращения истца за назначением пенсии по старости согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке, военном билете, аттестате, страховой стаж истца составляет ... лет ... месяцев ... день.
В силу положений ч.2 ст.61 ГПК РФ изложенные выше обстоятельства суд считает установленными.
Стороны не оспаривают, что периоды с ... года по ... года и с ... года по ... года нахождения истца на инвалидности II группы не были включены в трудовой (страховой) стаж истца и этот вопрос не был предметом судебного разбирательства по ранее рассмотренному делу.
... года истец повторно обратился в ГУ УПФ РФ №37 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости с сохранением пенсии по инвалидности с учетом исчисления трудового стажа с включением в него специальных работ на Чернобыльской АЭС и времени нахождения на инвалидности по причине - «увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС» (л.д.5).
... года в удовлетворении заявления Каткову А.В. было отказано (л.д.11), это решение Катков А.В. не оспаривает, обратился в суд с настоящим иском, в котором фактически просит обязать ответчика включить указанные выше периоды нахождения на инвалидности в трудовой стаж истца.
Истец пояснил, что ранее с аналогичным заявлением обращался в порядке особого производства, определением Луховицкого районного суда от ... года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Мособлсуда, разъяснен исковой порядок рассмотрения требований.
Суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
согласно п. 2 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
С 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 36 указанного выше федерального закона со дня его вступления в силу Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, страховая пенсия по старости назначается при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж, соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в данном случае назначение досрочной пенсии на основании Федерального закона «О страховых пенсиях» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Аналогичные правовые основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости указанной категории получателям государственной пенсии по инвалидности в связи с военной травмой предусматривались и Федеральным законом от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как следует из объяснений истца и его представителя, при оценке пенсионных прав истца в страховой стаж не были включены периоды нахождения истца на инвалидности с причиной - «увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания гражданина инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №95 (п. 14) среди причин инвалидности различались в том числе: трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, иные причины, установленные законодательством РФ.
Исходя из указанных нормативных актов, причины инвалидности определяются в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от установленных причин инвалидности зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставления различных льгот.
Как следует из Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 15.04.2003 года №1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 15.04.2003 года №17, в качестве причин инвалидности предусмотрены: «профессиональное заболевание» (инвалидность наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний - п. 5), «трудовое увечье» (инвалидность наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве, - п. 6), «военная травма» (инвалидность наступила вследствие увечья или заболевания, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, - п. 7), «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» (устанавливается указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - п. 12).
При этом в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» инвалидностью вследствие военной травмы считается также и инвалидность, наступившая, в том числе, в связи с прохождением военной службы при исполнении иных обязанностей военной службы.
Системный анализ содержания вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что законодатель разграничил понятия «инвалидность, связанную с профессиональным заболеванием, трудовым увечьем» и «инвалидность, наступившую вследствие военной травмы».
Инвалидность вследствие военной травмы обязательно предполагает, что увечье либо заболевание, приведшее к инвалидности, получено при исполнении обязанностей военной службы.
Пунктом 2 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что граждане из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравнены в назначении пенсии к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
В свою очередь, гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, в соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставлено право на одновременное получение двух пенсий, а именно по инвалидности (п.п. 1 п. 2 ст. 15 данного Федерального закона) и трудовой пенсии по старости.
Часть 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1, закрепляя условия пенсионного обеспечения инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, приравнивает их к инвалидам вследствие военной травмы и предоставляет им тем самым возможность пользоваться льготами в сфере пенсионного обеспечения, включая право на одновременное получение двух пенсий.
Следовательно, право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и трудовой пенсии по старости обусловлено и вытекает из установленной причины инвалидности «вследствие военной травмы».
По настоящему делу истец просит включить в общий трудовой стаж для назначения трудовой пенсии период нахождения на инвалидности.
Вместе с тем, такой период подлежит включению в общий трудовой стаж только при указании причины инвалидности «увечье, связанное с производством или профзаболевание» (п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. «а» ст.92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). В данном же случае причина инвалидности у истца иная, причислена к «военной травме», эта причина и определяет назначение двух пенсий, в том числе и трудовой пенсии по старости.
Пунктом 1 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по желанию гражданина в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом от 17.12.2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом действие данной редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.
Таким образом, действующее законодательство исключает возможность зачета в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, поскольку данное увечье не является трудовым и не связано с профессиональным заболеванием.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в страховой (трудовой) стаж истца периодов нахождения на инвалидности вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС, поскольку действующая редакция ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1, закрепляя условия пенсионного обеспечения инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, приравнивает их к инвалидам«вследствие военной травмы» и предоставляет им возможность пользоваться льготами в сфере пенсионного обеспечения, включая право на одновременное получение двух пенсий. Следовательно, право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и страховой пенсии по старости - обусловлено и вытекает из установленной причины инвалидности - «вследствие военной травмы».
Кроме того, суд учел доводы представителя ответчика о том, что условия и порядок исчисления страхового стажа в настоящее время определяются главой 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ.
В частности, ст. 11 этого закона предусматривает включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 12 главы 3 федерального закона «О страховых пенсиях» определяет иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. Согласно ч.1 ст.12 в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 этого закона, засчитываются, в том числе: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей»; период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах.
Периоды, предусмотренные ч.1 ст.12, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 этого федерального закона.
Статья 13 указанного федерального закона определяет порядок исчисления страхового стажа, а статья 14 устанавливает правила подсчета и порядок подтверждения указанного страхового стажа.
В частности, если часть первая статьи 14 позволяет подтверждать стаж до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования(ОПС) как документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ, так и на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период; то часть вторая статьи 14 определяет, чтопри подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе ОПС подтверждаются только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствие с ч.4 ст. 14 указанного федерального закона, Правительство РФ Постановлением №1015 от 02.10.2014 года утвердило Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
По изложенным выше основаниям суд приходит к выводу, что нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере исчисления страхового стажа, правил его подсчета и порядка его подтверждения, не предусмотрена возможность включения в страховой стаж периода пребывания на инвалидности с причиной инвалидности: «увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС» или «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС».
По изложенным выше основаниям суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска Каткову А.В. следует отказать.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, с у д
Р Е Ш И Л:
Отказать Каткову А.В. в удовлетворении иска к ГУ УПФ РФ №37 по г.Москве и Московской области об обязании включить в трудовой (страховой) стаж периоды с ... года по ... года и с ... года по ... года нахождения Каткова А.В. на инвалидности 2 группы по причине «увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС».
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Луховицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ... года.
Председательствующий судья С.В.Ступина