Именем Российской Федерации
05 августа 2021 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе
председательствующего судьиБахтияровой Т.С.,
при секретаре Студеновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области к Региональной общественной организации «Федерация йоги Оренбургской области «Прямой путь» о прекращении деятельности и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции РФ по Оренбургской области обратилось в суд с вышеуказанным иском указав, что Региональная общественная организация «Федерация йоги Оренбургской области «Прямой путь» зарегистрирована Управлением 05.03.2008 года, учетный номер 5612010909, дата внесения в ЕГРЮЛ – 17.03.2008 года, ОГРН 1085600000727.
В соответствии с абз.8 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация обязана информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме, утвержденной приказом Минюста России от 16.08.2018 года № 170, в срок не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, а также в соответствии с абз.4 ч.1 ст.29 Федерального закона ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В нарушение ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация не представила в Управление требуемую информацию за 2018-2019 годы. В связи с неисполнением требований вынесены предупреждения об устранении нарушения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. Нарушение законодательства до настоящего времени Организацией не устранено.
Административный истец просит признать прекратившей деятельность в качестве юридического лица Региональную общественную организацию «Федерация йоги Оренбургской области «Прямой путь» и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, поддержав исковые требования.
В судебное заседание не явился представитель ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга, надлежащим образом извещен о судебном заседании, возражений по требованиям административного истца суду не представил.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, судом предпринимались попытки его извещения по адресу местонахождении, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, а именно: г.Оренбург, ул.Макаровой-Мутновой, д.25.
Согласно п.1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Из разъяснений, содержащихся в п.39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" следует, что, по смыслу п.1ст.165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч.4 ст.2, ч.1 ст.62 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, судебные извещения, направленные в адрес административного ответчика возвращены в суд по истечении срока хранения.
При таких обстоятельствах, административный ответчик не получил судебные извещения по обстоятельствам, которые зависят от него.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, при этом учитывает поступившие ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В соответствии с абз.2 п.2 и п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 ст.32 ФЗ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 года № 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 года № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п.10 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст.61 ГК РФ.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Оренбургской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ) организация обязана информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме, утвержденной приказом Минюста России от 16.08.2018 года № 170, в срок не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным, а также в соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2020 № 765 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», приказом Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции срок представления отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций за 2019 год перенесен на 1 июля 2020 года.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что запись о создании Региональной общественной организации «Федерация йоги Оренбургской области «Прямой путь» внесена в ЕГРЮЛ 17.03.2008 года, учётный номер5612010909, ОГРН1085600000727.
В нарушение ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация не представила в Управление требуемую информацию за 2018-2019 годы.
В связи с неисполнением требований вынесены предупреждения об устранении нарушения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. Нарушение законодательства до настоящего времени Организацией не устранено. Указанные предупреждения были направлены по почте в адрес административного ответчика, указанный в ЕГРЮЛ, заказным письмом с простым уведомлением о вручении, и вернулись с отметкой «истек срок хранения».
В нарушение ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» административным ответчиком за 2018-2019 годы не представлено в Управление сведений, предусмотренных указанной выше статьей Закона, тем самым было проявлено неоднократное нарушение ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях». Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Следовательно, административный ответчик в нарушение закона не представил в установленный законом срок сведения, предусмотренные статьей 29 Закона, поэтому, требования административного истца о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении административного ответчика из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 13 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.