Дело №2а-142/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2018 года г.Дмитровск Орловской области
Судья Дмитровского районного суда Орловской области Фомичева Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении Дмитровского районного суда Орловской области административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Курской области к Гончарову Олегу Евгеньевичу о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обращения в суд,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Курской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гончарову О.Е. о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, указав в обоснование заявленных требований, что Гончаров О.Е. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Курской области в качестве физического лица. Согласно сведениям, представленным в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации (Далее НК РФ), административный ответчик имеет имущество, признаваемое объектом налогообложения. Налоговый орган начислил административному ответчику налог на имущество физических лиц, земельный налог. По состоянию на 16.12.2016 Гончаров О.Е. имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу в общей сумме 8870 рублей 13 копеек. Административный ответчик налог на имущество физических лиц и земельный налог не уплатил, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ на сумму имеющейся недоимки начислены пени. На основании ст. 69 НК РФ ответчику было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа от 16.12.2016 №14701 на сумму 8870 рублей 13 копеек. Данное требование ответчиком не выполнено. Одновременно в исковом заявлении представитель административного истца просил суд восстановить срок на подачу административного иска, обосновав пропуск срока большой загруженностью сотрудников инспекции, а также необходимостью подготовки значительного количества документов, направляемых не только в адрес налогоплательщика, но в государственные, муниципальные учреждения, вышестоящие инстанции. Просит суд восстановить срок для подачи административного искового заявления, взыскать с Гончарова О.Е. задолженность по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц и пени за 2015 год на общую сумму 8870 рублей 13 копеек, из них: налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 8683 рубля 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 40 рублей 52 копейки, по земельному налогу за 2015 год в сумме 146 рублей 00 копеек, пени по земельному налогу за 2015 год 00 рублей 61 копейка.
Административным истцом заявлены требования о взыскании задолженности по обязательным платежам на сумму 8870 рублей 13 копеек, что подпадает под условия п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), при этом процессуальный закон в данном случае не связывает возможность рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства от наличия либо отсутствия согласия (возражений) на это сторон административного дела, как это предусмотрено в п. п. 1 и 2 ст. 291 КАС РФ.
На основании п. 3 ст.291, ст. 292 КАС РФ судом принято решение о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства, о чем вынесено определение от 02 ноября 2018 года.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Дела о взыскании обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, определенном главой 32 КАС РФ.
На основании ч.1 ст. 290, ч. 1 ст. 293 КАС РФ решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных главой 15 настоящего Кодекса и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства.
В силу положений ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст.3, и п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст. 388 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1, п. 4 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Как установлено в судебном заседании, за административным ответчиком Гончаровым О.Е. числится следующее имущество: квартира, адрес: Россия, <адрес>; квартира, адрес: Россия, <адрес>; жилой дом, Россия, <адрес>; земельный участок, Россия, <адрес>.
Из налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за 2015 год усматривается, что Гончарову О.Е. за 2015 год начислен транспортный налог за автомобиль ГАЗ А21R32 в размере 4800 рублей; земельный налог за земельный участок в сумме 146 рублей; налог на имущество: две квартиры, жилой дом в размере 8683 рубля. Срок уплаты налога – до ДД.ММ.ГГГГ.
Требование № от 16.12.2016 о погашении задолженности направлено ответчику 23.12.2016, срок погашения задолженности в данном требовании установлен до 24.01.2017, соответственно срок обращения в суд до 24.07.2017.
Направление налоговым органом административному ответчику вышеуказанного требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа подтверждается представленной суду копией списка внутренних почтовых отправлений Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Курской области от 23.12.2016.
В суд с административным исковым заявлением истец обратился 18.09.2018, то есть по истечении шести месяцев со дня окончания срока исполнения последнего требования об уплате обязательных платежей и санкций (24.07.2017).
Истец, заявляя перед судом требование о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска, указал в качестве причины пропуска данного срока большую загруженность в работе сотрудников инспекции, а также необходимостью подготовки значительного количества документов, направляемых не только в адрес налогоплательщика, но в государственные, муниципальные учреждения, вышестоящие инстанции.
Каких-либо доказательств причин пропуска установленного КАС РФ срока для взыскания страховых взносов и пени в судебном порядке, которые могут быть признаны судом уважительными и являться основанием для его восстановления, административный истец суду не представил.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что процессуальный срок административным истцом пропущен без уважительной причины и не находит оснований для восстановления срока обращения в суд с данным административным исковым заявлением.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
На основании части 8 статьи 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу ч.5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая, что административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением с пропуском установленного законом срока, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока суду не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Курской области к Гончарову Олегу Евгеньевичу о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд, недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Дмитровский районный суд Орловской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.А. Фомичева