№ 88-350/2023 - (88-26841/2022)
УИД 43RS0002-01-2022-003060-19
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
19 января 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Непопалова Г.Г.,
судей Улановой Е.С., Бросовой Н.В.,
с участием прокурора Трофимова А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Кировской области на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 11 октября 2022 года по гражданскому делу № 2-1934/2022 по иску прокурора Нововятского района г. Кирова, действующего в интересах Куликовой Анастасии Сергеевны, к Министерству здравоохранения Кировской области об обязании выполнить действия, взыскании убытков,
заслушав доклад судьи Улановой Е.С., проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нововятского района г. Кирова, действуя в интересах Куликовой А.С., 12 ноября 2009 года рождения, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Кировской области об обязании выполнить действия, взыскании убытков. В обоснование требований указал, что Куликова А.С. находится на диспансерном учете у врача-эндокринолога КОГБУЗ «Детский ККЛЦ» с диагнозом: «Сахарный диабет 1 тип. Целевой HbAlc менее 7 %. Диабетическая сенсомоторная полинейропатия нижних конечностей». С
14 октября 2021 по 18 октября 2021 года несовершеннолетняя находилась на стационарном лечении в ФГБОУ ВО «ПИМУ» М3 России, где ей установлена в рамках ВМП инсулиновая помпа Акку-Чек Комбо. Куликова А.С. имеет право на льготу: РЛ-код категории льготы 527 и федеральную льготу № 084 (справка МСЭ-2019 № 1660452 от 20 августа 2020 года). В настоящее время получает лекарственные препараты и медицинские изделия для лечения сахарного диабета по льготе. На основании рекомендации врача-эндокринолога при выписке из стационара от 18 октября 2021 года Куликовой А.С. выписан рецепт по региональной льготе на сенсор для мониторинга глюкозы, который поставлен в аптечный пункт на отсроченное обслуживание. Протоколом врачебной комиссии КОГБУЗ «Кировская городская больница № 2» от 23 марта 2022 также подтвержден факт необходимости Куликовой А.С. в непрерывном мониторинге глюкозы «Freestyle Libre». До настоящего времени несовершеннолетняя Куликова А.С. не обеспечена сенсорами для мониторирования глюкозы «Freestyle Libre», в связи с чем законные представители Куликовой Ю.С. вынуждены были покупать их за свой счет. С учетом уточнения исковых требований, просил обязать ответчика своевременно обеспечивать Куликову А.С. медицинским изделием: датчиком «FreeStyle Libre» в необходимом объеме с учетом её заболевания и назначения по медицинским показаниям, обязать Министерство здравоохранения Кировской области возместить законному представителю Куликовой А.С. - Куликовой Ю.С. убытки, понесенные при приобретении медицинских изделий - датчиков «FreeStyle Libre» в сумме 22 450 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Кирова от 9 августа 2022 года иск прокурора Нововятского района г. Кирова, действующего в интересах Куликовой А.С., удовлетворен. Суд обязал Министерство здравоохранения Кировской области своевременно обеспечивать Куликову А.С., 12 ноября 2009 года рождения, медицинским изделием «FreeStyle Libre» в необходимом объеме с учетом её заболевания и назначения по медицинским показаниям, взыскал с Министерства здравоохранения Кировской области в пользу Куликовой Ю.С. убытки, понесенные при приобретении медицинского изделия - 22 450 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 11 октября 2022 года решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 9 августа 2022 года оставлено без изменения.
Министерство здравоохранения Кировской областиобратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в советующий суд в ином составе судей.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, полагавшего судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что Куликова А.С., 12 ноября 2009 года рождения, является инвалидом, имеет заболевание: сахарный диабет 1 типа, Целевой HbAlc менее 7%. Диабетическая сенсомоторная полинейропатия нижних конечностей. Код по МКБ Е10.4-инсулинозависимый сахарный диабет с неврологическими проявлениями.
Судом установлено, что из-за необходимости измерения Куликовой А.С. каждые 1,5 часа показателей сахара в крови глюкометром путем прокола пальца, включая ночное время, а также с целью подбора терапии, врачом-педиатром поликлиники № 3 в рамках ОМС Куликова А.С. направлена в ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России для установки инсулиновой помпы.
Из материалов дела также следует, что с 14 октября 2021 по 18 октября 2021 года несовершеннолетняя находилась на стационарном лечении в названном учреждении, где ей установлена в рамках ВМП инсулиновая помпа Акку-Чек Комбо, выданы 2 инфузионных набора систем Акку-Чек Флекс линк и, исходя из тяжести состояния ребенка, с учетом частых бессимптомных гипогликемий и необходимости постоянного контроля уровня сахара в крови, дана рекомендация непрерывного мониторинга глюкозы с помощью датчика «FreeStyle Libre». Контроль гликемии 6 раз в день.
Согласно справке МСЭ-2019 № 1660452 от 20 августа 2020 Куликова А.С. имеет право на льготу. РЛ-код категории льготы 527 и федеральную льготу
№ 084.
Протоколом врачебной комиссии КОГБУЗ «Кировская городская больница № 2» от 23 марта 2022 года подтвержден факт необходимости Куликовой А.С. в непрерывном мониторинге глюкозы «FreeStyle Libre». Указано на необходимость оформления заявки в Министерстве здравоохранения Кировской области на сенсоры. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также Перечня медицинский изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» и на основании рекомендаций врача-эндокринолога при выписке из стационара от 18 октября 2021 года Куликовой А.С. выписан рецепт по региональной льготе на медицинские изделия - сенсоры для мониторирования глюкозы № 5, серии 1А02031 № 20221019 со сроком действия 30 дней, который был поставлен в аптечный пункт на отсроченное обслуживание.
Судом установлено, что по данным рецептам Куликовой А.С. датчики (сенсоры, сканеры) предоставлены не были, рецепт поставлен на отсроченное обслуживание.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно решению врачебной комиссией, Куликовой А.С. по жизненным показаниям необходимо применение системы флеш-мониторинга. Взыскивая с Министерства здравоохранения Кировской области убытки в размере 22 450 рублей, суд исходил из того, что ответчиком Куликова А.С. не обеспечивалась медицинским изделием необходимым по жизненным показаниям, законным представителем несовершеннолетней - Куликовой Ю.С. приобретались данные изделия за счет собственных средств, в то время как должен предоставляться несовершеннолетней бесплатно.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В разделе III данной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно при заболеваниях эндокринной системы.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов предыдущих инстанций о возложении на Министерство здравоохранения Кировской области обязанности по своевременному обеспечению Куликовой А.С., 12 ноября 2009 года рождения, медицинским изделием «FreeStyle Libre» в необходимом объеме, поскольку как указывалось ранее, представленными в материалах дела документами подтверждена нуждаемость Куликовой А.С. в заместительной инсулиновой терапии системами постоянной подкожной индукции (установке инсулиновой помпы) по медицинским показаниям. Ввиду того, что датчики мониторирования глюкозы «FreeStyle Libre» должны предоставляться истице бесплатно, судами правомерно сделан вывод о возмещении Министерством здравоохранения Кировской области Куликовой Ю.С. расходов на приобретение сенсоров.
Указание в жалобе на то, что датчик «Freestyle Libra» не является расходным материалом к инсулиновой помпе, а является самостоятельным изделием медицинского назначения, никаким образом не влияет на работу установленной Куликовой А.С. инсулиновой помпы, судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. Инсулиновая помпа в названном перечне поименована. Также в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе. В отсутствие расходных материалов - сенсоров для мониторирования глюкозы «Freestyle Libre» работа инсулиновой помпы теряет эффективность своего предназначения для улучшения качества жизни ребенка, возможности гармонично развиваться наряду со своими сверстниками, не испытывать постоянную боль и страх перед ближайшим будущим.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение суда неисполнимо без указания в резолютивной части необходимого объема медицинских изделий, являются ошибочными, поскольку применение несовершеннолетней спорного медицинского изделия для непрерывного мониторинга глюкозы обусловлено состоянием ее здоровья, выписывается по рецептам врача, что не входит в компетенцию суда.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 11 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Кировской области – без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.С. Уланова
Н.В. Бросова