Дело № 2а-2086/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васиной Д.К.
при секретаре Кузнецовой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «истец» к судебному приставу-исполнителю ..... РОСП УФССП России по ..... области Ефименко Е.А., ..... РОСП УФССП России по ..... области, УФССП России по ..... области о признании незаконным решения судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ООО «истец» обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ..... РОСП УФССП России по ..... области Ефименко Е.А., ..... РОСП УФССП России по ..... области, УФССП России по ..... области, в котором просит признать незаконным решение судебного пристава-исполнителя ..... РОСП УФССП России по ..... области Ефименко Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании выданного Одинцовским городским судом исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ ФС № и возвращении исполнителю взыскателю ООО «истец».
Свои требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ Одинцовским городским судом Московской области ООО «истец» выдан исполнительный лист, в соответствии с которым судебный пристав-исполнитель ..... РОСП УФССП России по ..... области ФИО1 обязан направить ООО «истец», а также в суд, выдавший исполнительный документ, копию постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем Ефименко Е.А. по результатам рассмотрения вышеуказанного исполнительного листа ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании пп.11 п.1 ст. 31 закона «Об исполнительном производстве», поскольку не указаны сведения о должнике и взыскателе.
В судебное заседание административный истец не явился, в направленном в адрес суда ходатайстве просил о рассмотрении дела без его участия.
Административные ответчики ..... РОСП УФССП России по ..... области, начальник ..... РОСП УФССП России по ..... области, РОСП УФССП России по ..... области, будучи надлежаще извещенными судом о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.
Ст. 218 КАС РФ закреплено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом -исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено, что одной из основных обязанностей судебного пристава -исполнителя является принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав -исполнитель, в том числе прочего, рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Для признания действий(бездействия)судебного пристава –исполнителя незаконным суду необходимо установить его несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из вышеназванных условий оснований для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) судебного пристава -исполнителя незаконными у суда не имеется.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Одинцовским городским судом Московской области ООО «истец» выдан исполнительный лист, в соответствии с которым судебный пристав-исполнитель ..... РОСП УФССП России по ..... области ФИО1 обязан направить ООО «истец», а также в суд, выдавший исполнительный документ, копию постановления о возбуждении исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-9).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ..... РОСП УФССП России по ..... области ФИО2 направлено заявление с приложением оригинала вышеуказанного исполнительного листа, которое зарегистрировано в РОСП УФССП России по ..... области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем Ефименко Е.А. по результатам рассмотрения вышеуказанного исполнительного листа ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании пп.11 п.1 ст. 31 закона «Об исполнительном производстве», поскольку не указаны сведения о должнике и взыскателе (л.д. 6).
Согласно ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов- исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В качестве основания для отказа в возбуждении исполнительного производства судебным приставом указано на несоответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, а именно: не указаны дата и место рождения должника, не указаны сведения о взыскателе.
В соответствие со ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны: 1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица; 2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера; 3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; 4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение; 5) сведения о должнике и взыскателе: а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика; б) для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика; в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве; г) для иностранного государства - помимо сведений, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей части, также наименование и место нахождения соответствующих органа, учреждения или иного образования; 6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий; 7) дата выдачи исполнительного документа.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с п. 8 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ "Об исполнительном производстве" одним из принципов совершения исполнительных действий является принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в исполнительном листе, где должником является гражданин, должны содержаться сведения о дате и месте рождения. Между тем, само по себе отсутствие в исполнительном листе указанных сведений не может являться основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, если имеются иные сведения, позволяющие идентифицировать должника.
Кроме того, в соответствии со статьей 12 ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения.
В данном случае, должником выступает судебный пристав-исполнитель ФИО1 как должностное лицо ..... РОСП УФССП России по ..... области, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя Ефименко Е.А. имелась возможность идентифицировать должника и получить его персональные данные.
В отношении же взыскателя ООО «истец» указаны все необходимые сведения: адрес местонахождения, ИНН, ОГРН и дата регистрации в качестве юридического лица.
Также суд отмечает, что из буквального содержания подпункта "а" пункта 5 части 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве следует, что обязательное указание в исполнительном документе даты и места рождения установлено только для должника - гражданина.
В названной норме Закон об исполнительном производстве не устанавливает таких требований для должника как должностного лица государственного органа, наделенного отдельными публичными полномочиями.
Таким образом, у судебного пристава – исполнителя, не имелось оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Из указанных обстоятельств следует, что обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя противоречит закону, а именно ст. 13 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", нарушает права и законные интересы ООО «истец», в связи с чем административное исковое заявление ООО «истец» подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 14, 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ..... РОСП УФССП России по ..... области Ефименко Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании выданного Одинцовским городским судом исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ ФС №, и возвращении исполнителю взыскателю ООО «истец».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.К. Васина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ