Решение по делу № 3а-171/2021 от 23.12.2020

дело № 3а-171/2021(№3а-666/2020)

                                                                                                   36OS0000-01-2020-000537-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж                                                                                               21 апреля 2021 года

Воронежский областной суд в составе

председательствующего судьи Трофимовой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Жуковской И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                                               по административному исковому заявлению Петрусёва В.Л.                                   к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

установил:

административный истец Петрусёв В.Л. обратился в суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка                          с кадастровым номером , площадью 19026 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственной деятельности, для промышленного строительства, по состоянию на           01 января 2014 года в размере 3 387 000 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что установленная по состоянию на 01 января 2014 года в отношении данного земельного участка кадастровая стоимость в размере 9 084 344,22 руб. превышает рыночную стоимость, определенную на основании отчета об оценке № 4050-20 от 16 декабря                    2020 года, подготовленного ООО «Бюро оценки и экспертизы активов», в размере 3 387 000 руб., что нарушает его права и обязанности, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельного участка.

В поступившем заявлении заинтересованное лицо Лизнев А.А. просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом             и в установленном порядке, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем, суд на основании статьи 150 и части 4 статьи 247 КАС РФ считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии со статьей 245 КАС РФ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическим лицами и гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

    Согласно разъяснениям, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28),                                     с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В абзаце 5 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено право участника долевой собственности реализовывать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).

В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Судом установлено, что административному истцу Петрусёву В.Л. на праве общей долевой собственности (1/2) принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 19026 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственной деятельности, для промышленного строительства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № КУВИ-002/2020-48950497 от                         17 декабря 2020 года (л.д. 17-20).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № КУВИ-002/2020-45285852 от 03 декабря 2020 года следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 01 января 2014 года в размере                       9 084 344,22 руб. и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 29 декабря 2015 года (л.д. 21).

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были утверждены Постановлением № 970 от 11 декабря 2015 года                         «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области» по состоянию на 1 января 2014 года, в том числе и в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве общей долевой собственности.

Частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ                          «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) закреплено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена                                   его кадастровая стоимость.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3).

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям                                  и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , административным истцом представлен отчет ООО «Бюро оценки и экспертизы активов» № 4050-20 от 16 декабря 2020 года, согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года составляет 3 387 000 руб. (л.д. 27-123).

Учитывая вышеизложенное, суд усматривает наличие у административного истца заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка, поскольку они затрагивают его права и обязанности как физического лица, уплачивающего земельный налог.

Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).

На основании статьи 77 КАС РФ и с целью правильного и всестороннего рассмотрения дела в пределах юридически значимых обстоятельств, установление которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, определением суда от 20 января 2021 года по настоящему делу была назначена судебная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке требованиям федеральных стандартов оценки и определения по состоянию на 01 января 2014 года рыночной стоимости спорного земельного участка, производство которой было поручено ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно заключению эксперта ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции № 985/6-4 от 11 марта 2021 года представленный отчет об оценке ООО «Бюро оценки и экспертизы активов» № 4050-20 от 16 декабря                  2020 года соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, использованным для определения стоимости объекта оценки, не выявлены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета,                                 к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно определены факторы, влияющие на стоимость объекта оценки недвижимости, не допускались ошибки при выполнении математических действий, информация, использованная оценщиком, является достаточной и проверяемой (л.д. 172-179).

В силу статей 8, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ                                 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме, в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Оценивая заключение эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России                                      № 985 /6-4 от 11 марта 2021 года применительно к положениям статей 61, 82 и 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заключение эксперта соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Закона об оценочной деятельности, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденных приказами Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, № 298 и от 25 сентября 2014 года № 611, оснований не доверять данному заключению не имеется, поскольку оно составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, при этом выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования.

    Таким образом, проанализировав заключение судебной экспертизы                                   в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд считает возможным принять заключение эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России                                      № 985/6-4 от 11 марта 2021 года в качестве допустимого и надлежащего доказательства, учитывая, что доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности заключения эксперта, административными ответчиками не представлено, при этом участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка не обращались.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные                                     о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости                                        и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Как следует из материалов дела, Петрусёв В.Л. обратился в суд 23 декабря 2020 года, следовательно, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном случае является 23 декабря 2020 года.

В силу статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

На основании изложенного, суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости                              по состоянию на 01 января 2014 года (на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость) в размере 3 387 000 руб. и датой подачи заявления считать 23 декабря 2020 года.

В абзаце 2 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 отражено, что в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Принимая во внимание, что в связи с утверждением приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.11.2020                        № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» по состоянию на 01.01.2020 результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории региона, и учитывая, что постановлением Правительства Воронежской области от 20.11.2020 № 1044 «О признании утратившими силу постановлений правительства Воронежской области и администрации Воронежской области» постановление правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970                                           «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области» признано утратившим силу                                        с 01.01.2021, т.е. на дату рассмотрения спора по существу оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка является архивной ввиду утверждения новых результатов очередной государственной кадастровой оценки, суд полагает необходимым указать в резолютивной части решения о том, что сведения                       о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2020 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

        административное исковое заявление Петрусёва В.Л. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 19 026 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>», категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственной деятельности, для промышленного строительства, по состоянию на 01 января 2014 года                            в размере рыночной стоимости 3 387 000 (три миллиона триста восемьдесят семь тысяч) рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2020 года.

        Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 23 декабря 2020 года.

        Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий                                                                                    М.В. Трофимова

3а-171/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петрусёв Владимир Леонидович
Ответчики
Управление Росреестра по Воронежской области
Правительство Воронежской области
Другие
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Воронежской области
Администрация Коршевского СП Бобровского МР ВО
Лизнев Александр Анатольевич
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Трофимова Мария Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
23.12.2020Регистрация административного искового заявления
23.12.2020Передача материалов судье
24.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2021Судебное заседание
21.04.2021Производство по делу возобновлено
21.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее