Дело 2а-363/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2018 года. г.Буй Костромская область
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего Серовой Н.И.,
при секретаре Сыпковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Администрации Буйского муниципального района Костромской области к межрайонному ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области о признании незаконным постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора, освобождении от его уплаты.
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с требованием о признании незаконными постановление судебного пристава-исполнителя межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Костромской области Конновой К.Е. от 20.03.2018г. к ИП № о взыскании исполнительского сбора и освободить администрацию Буйского муниципального района от уплаты исполнительского сбора.
Требования обосновывает тем, что на основании судебного решения Буйского районного суда от 31.03.2017г., вступившим в законную силу 05.06.2017г., выдан исполнительный лист №2-413 от 31.03.2017г. о возложении на администрацию Буйского муниципального района Костромской области обязанности обеспечить Савчук Л.В. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №, и должнику предоставлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В установленный судебным приставом-исполнителем срок, требования, содержащиеся в исполнительном документе, администрацией Буйского муниципального района Костромской области не исполнены.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Конновой КВ. от 20.03.2018г., с администрации Буйского муниципального района Костромской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Администрация Буйского муниципального района считает, что постановление о взыскании исполнительского сбора является незаконным и подлежит отмене, поскольку исполнение решения суда зависит от наличия субвенций, предоставляемых из областного бюджета на приобретение жилья. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Костромской области осуществляется в соответствии с Законом Костромской области от 19.12.2005года №348 ЗКО « О государственной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28.12.2012 №322-5-ЗКО вступившего в силу 01.01.2013года).
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Законом Костромской области от 29.06.2016 №104-6-ЗКО « Об областном бюджете на 2016год» бюджету Буйского муниципального района предусмотрены субвенции на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сумме (сумма) тыс. руб.. данные средства использованы для приобретения двух квартир детям-сиротам в 2016г. В 2017г. бюджету муниципального района указанные субвенции не предусматривались.
Законом Костромской области от 15.12.2017г №325-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Буйскому муниципальному району для осуществления полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, предусмотрены субвенции в размере (сумма) руб., однако, до настоящего времени субвенции не поступили.
По части 2 статьи 3 Закона Костромской области « О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилыми помещениями», государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления включают в себя формирование специализированного жилищного фонда для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г N2 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Процедура приобретения жилых помещений в соответствии с указанным Федеральным законом требует длительных временных затрат.
Порядок, установленный этим законом и не зависящий от воли администрации Буйского муниципального района <адрес>, не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок.
Кроме того, при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не учтены сроки необходимые для государственной регистрации недвижимого имущества.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконными постановление судебного пристава-исполнителя межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Костромской области Коновой К.Е. от 20.03.2018г к и/п № о взыскании исполнительского сбора и освободить администрацию Буйского муниципального района от уплаты исполнительского сбора.
В последствии истец уточнил требования: требования в части признания незаконным постановления судебного пристава исполнителя не поддержал.
Определением суда в качестве заинтересованных лиц привлечены -Управление УФССП по Костромской области, Буйский межрайонный прокурор, Савчук Л.В., Администрация Костромской области, Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, КУМИ и ЗР администрации Буйского муниципального района.
В судебном заседании представитель административного истца Киселева О.В., на требованиях настаивала. Дополнительно пояснила, что Постановление о возбуждении исполнительного производства получено в срок. Оспорено не было. В постановлении о взыскании исполнительского сбора от 20.03.2018 года, конкретный срок исполнения судебного решения, указан не был. Позже поступило требование об исполнении судебного решения в срок до 10 мая 2018 года. Оно было получено уже после подачи административного иска в суд. Сроки, указанные в постановлении, не дают возможность его исполнить. Так же пояснила, что исполнение судебного решения зависит от наличия субвенций, предоставляемых из областного бюджета на приобретение жилья. Субвенции предусмотрены в бюджете. Должны быть выделены но, до настоящего времени не поступили. В настоящее время проводится процедура осмотра жилых помещений. Государственные полномочия, которыми наделяют органы местного самоуправления по приобретению жилых помещений, также не позволяют в установленный срок исполнить решение суда, так как ФЗ № 44 предусмотрена процедура приобретения. Этот, установленный Законом срок, не зависит от воли администрации. Законом было выделено (сумма) тыс. руб. субвенций, но, до настоящего времени они не получены, хотя в областном бюджете на 2018 год, эти средства законом предусмотрены.
Судебный пристав исполнитель Коннова К.Е. Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области уведомлена надлежащим образом, от неё поступило ходатайство о рассмотрении дела без её участия просила в удовлетворении требований отказать, суд пришел к выводу о рассмотрении дела без участия представителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области.
Заинтересованное лицо- Администрация Костромской области в судебное заседание не явилось, в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела без представителя заинтересованного лица (л.д. 39). Суд пришел к выводу о рассмотрении дела без участия заинтересованного лица.
Заинтересованное лицо - Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела без представителя заинтересованного лица (л.д. ____). Суд пришел к выводу о рассмотрении дела без представителя заинтересованного лица, учитывая позицию, изложенную в отзыве, а именно, что Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области согласен с позицией административного истца в части невозможности исполнения решения суда в установленный судебным приставом исполнителем срок ввиду объективных причин. Административный истец не имел умысла на совершение противоправного деяния, выразившегося в неисполнении решения суда в установленный судебный приставом срок.
Заинтересованные лица: Управление УФССП по Костромской области, Буйский межрайонный прокурор, Савчук Л.В., КУМИ и ЗР администрации Буйского муниципального района уведомлены надлежащим образом, суд пришел к выводу о рассмотрении дела без их участия.
Суд, обозрев материалы дела, материалы гражданского дела №2-413/2017, изучив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Ч. 2 ст. 46 Конституции РФ гласит: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 названного Закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде (ст. 121 ч.1 ФЗ N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве").
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Статья 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В судебном заседании установлено, что на основании решения Буйского районного суда Костромской области 31.03.2017 года, вступившего в законную силу 05.06.2017 года на орган местного самоуправления в лице администрации Буйского муниципального района Костромской области возложена обязанность предоставить Савчук Л.В. на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Буйского муниципального района Костромской области, с учетом нормы предоставления, благоустроенное, отвечающие санитарным и техническим требованиям изолированное жилое помещение, расположенное на территории Буйского муниципального района Костромской области из специализированного жилищного фонда Буйского муниципального района. (гражданское дело №2-413/2017 л.д.92-94).
На основании данного судебного решения был выдан исполнительный лист (л.д. гражданское дело №2-413/2017 л.д. 132-133), который поступил для исполнения в службу судебных приставов, возбуждено исполнительное производство № судебным приставом исполнителем Коновой К.Е. (л.д.18). Данное исполнительное производство является не оконченным. Из данного постановления следует, что должнику - Администрации Буйского муниципального района Костромской области установлен 5- ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Также из данного постановления следует, что должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере ….. с должника организации - 50 000 рублей. (п. 3).28.08.2017 года определением судьи Буйского районного суда ответчику администрации Буйского района предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.02.2018 года (л.д. 136 дело № 2-413/2017).
20.03.2018 года судебным приставом исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Коновой К.Е. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, т.к. исполнительный документ должником не исполнен в срок, установленный для добровольного исполнения, и доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу исполнителю не представлено (л.д. 7,20). Согласно представленного почтового конверта, данное требование получено Администрацией Буйского муниципального района Костромской области 29.03.2018 года (л.д. 8,22).
Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размере или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 Гражданского кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что Администрацией Буйского муниципального района разработано постановление от 12.08.2016 года «О порядке приобретения жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», из данного порядка следует, что процесс приобретения жилых помещений для детей сирот происходит в несколько этапов, после выделения субвенций, в том числе через аукцион, что соответствует ФЗ от 05.4.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Доказательствами освобождения от уплаты исполнительского сбора административным истцом предоставлены: письмо - обращение от 31.01.2017 года к директору Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области с просьбой при внесении изменений в областной бюджет в феврале 2017 года рассмотреть вопрос выделении субвенций бюджету Буйского муниципального района на приобретение жилья детям-сиротам (л.д.10). В ответ на вышеназванное письмо-обращение, от Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области поступило сообщение о том, что на заседании рабочей группы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 31.05.2017г был рассмотрен вопрос возможности приобретения дополнительных жилых помещений для обеспечения жильем вышеназванных категорий граждан в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2017год. Было принято решение рекомендовать главам муниципальных образований, при условии образования экономии средств выделенных субвенций, достаточной для приобретения дополнительного жилого помещения и наличия судебных решений и исполнительных листов, приобретать дополнительные жилые помещения в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2017год (л.д.11).
Согласно справки финансового управления Администрации Буйского муниципального района Костромской области от 02.04.2018г, предельный объем муниципального долга по исполнении соответствующего бюджета за 2017год превысил установленный 107 статьей Бюджетного Кодекса РФ норматив в два раза. Кредиторская задолженность бюджета Буйского муниципального района на 01.01.2017год составила (сумма) тыс. рублей, на 01.01.2018г - (сумма) тыс. рублей. В настоящее время Законом об областном бюджете на 2017год и плановый период 2018 и 2019год субвенции на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилыми помещениями бюджету Буйского муниципального района запланированы (сумма) тысяч рублей. В связи с отсутствием источника финансирования и наличием просроченной кредиторской задолженности принимать дополнительные расходные обязательства, в частности, приобретение жилья для формирования специализированного жилищного фонда, не представляется возможным (л.д.9).
Также в деле имеется сведения о том, что бюджет Буйского муниципального района получает субсидии, субвенции на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 года. (л.д. ____). Согласно пояснительной записке к бюджету Буйского муниципального района дефицит бюджета на 2018 год предусмотрен в сумме (сумма) тыс.рублей. Процент дефицита составил 5% от общего объема собственных доходов бюджета муниципального района без учета безвозмездных поступлений. (л.д. _______).
Также в реестре муниципального специализированного жилищного фонда Буйского муниципального района Костромской области имеются два жилых помещения, предназначенные для обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (л.д. _______). Данные жилые помещения предоставлены (ФИО) по договору найма от 16.12.2016 года и (ФИО) по договору найма от 20.12.2016 года. (л.д. ______).
Администрацией Буйского муниципального района предоставлен список граждан из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, имеющих вступившие в законную силу судебные решения о предоставлении им жилья. В данном списке среди 6-ти неисполненных решений суда числиться Савчук Л.В. (л.д._____)
На основании вышеизложенных доказательств суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению требований исполнительного листа в определенный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок для добровольного исполнения.
Суд приходит к выводу о том, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно. Исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Кроме того, суд учитывает правовую позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенная в Постановлении от 30 июля 2001 №13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
При определении степени вины администрации в неисполнении требований исполнительного документа, суд оценивает представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие произведенные администрацией действия по исполнению судебного акта, а также свидетельствующие о дефиците местного бюджета, что свидетельствует о сложном финансовом положении администрации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований административного ситца в части освобождения от исполнительного сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 20.03.2018 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ 23.08.2017 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.05.2018 ░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░.