КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дашковский А.И. Дело № 12-127/2024 (№ 5-410/2024)
УИД 39RS0010-01-2024-002918-56
РЕШЕНИЕ
27 августа 2024 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Неробова Н.А.
при секретаре Ковтун Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Одинаева У. Р. – Сидорова В. В. на постановление судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 07 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Одинаева У. Р.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 07 августа 2024 года гражданин Республики Таджикистан Одинаев У.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе защитник Одинаева У.Р. – Сидоров В.В., не оспаривая факт совершения вменяемого административного правонарушения, просит постановление судьи изменить, исключив из него указание на назначение Одинаеву У.Р. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда. Указывает, что Одинаев У.Р. на территории Российской Федерации имеет сложившиеся прочные семейные связи, поскольку около двух лет проживает с гражданкой Российской Федерации Холмуродовой Б.С. Брак между ними не зарегистрирован, однако они намерены подать заявление в органы ЗАГС для регистрации брака, для чего Одинаевым У.Р. были запрошены документы об отсутствии у него судимости и брака на территории Республики Таджикистан, которые до настоящего времени не поступили. Выдворение Одинаева У.Р. за пределы Российской Федерации приведет к невозможности совместного проживания и регистрации его брака с Холмуродовой Б.С., с котором он намерен создать семью. Обращает внимание на то, что ранее каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации Одинаев У.Р. не допускал, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В судебном заседании Одинаев У.Р. и его защитник по устному ходатайству Пасичник А.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили ее удовлетворить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления судьи районного суда не нахожу.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
При рассмотрении дела установлено, что 07 августа 2024 года в 12:20 часов по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Храброво, Аэропорт «Храброво» в ходе иммиграционного контроля был выявлен гражданин Республики Таджикистан Одинаев У.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при проверке документов которого было установлено, что он прибыл на территорию Российской Федерации 20 июля 2024 года с целью трудоустройства, в период 180 дней с 10 февраля 2024 года по 07 августа 2024 года находился на территории Российской Федерации, в том числе, с 10 февраля 2024 года по 21 апреля 2024 года, с 21 апреля 2024 года по 20 июля 2024 года, с 20 июля 2024 года по 07 августа 2024 года. По состоянию на 07 августа 2024 года суммарный срок его пребывания в Российской Федерации составил 180 дней. Патент на работу, разрешение на временное проживание или вид на жительство последний не оформлял.
Факт совершения Одинаевым У.Р. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении № 282/24А от 07 августа 2024 года, объяснениями Одинаева У.Р., содержащимися в протоколе, копией паспорта Одинаева У.Р., данными картотеки АС ЦБДУИГ ФМС России, иными материалами дела, отвечающими требованиям относимости, допустимости, которые в своей совокупности являются достаточными для установления вины Одинаева У.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона и получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Рассматривая дело, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности нарушения гражданином Республики Таджикистан Одинаевым У.Р. режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Одинаева У.Р. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, является правильным, подателем жалобы, привлекаемым к ответственности лицом и его защитником по устному ходатайству не оспаривается.
Сведений о наличии каких-либо объективных препятствий для соблюдения Одинаевым У.Р. миграционного законодательства в материалах дела не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусмотрено наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При этом, назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в соответствии с данной нормой является обязательным.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 2016 года № 5-П указал, что государство правомочно использовать действенные законные средства, которые, согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 17 января 2013 года № 1-П, от 14 февраля 2013 года № 4-П и от 16 февраля 2016 года № 4-П, позволяли бы, следуя правомерным целям миграционной политики, определять правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также меры ответственности, в том числе административной, за его нарушение и правила применения соответствующих мер, направленные на пресечение правонарушений в области миграционных отношений, восстановление нарушенного правопорядка, предотвращение противоправных (особенно множественных и грубых) на него посягательств.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В соответствии с ч.3.8 ст. 4.1 КоАП РФ, если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных чч. 3.6 и 3.7 настоящей статьи, а также административных правонарушений, предусмотренных чч. 5 - 8 ст. 6.21, чч. 3 и 4 ст. 6.21.1, чч. 3 и 4 ст. 6.21.2, ч. 3 ст. 20.25 настоящего Кодекса), судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов.
Вместе с тем, совокупности правовых оснований для применения положений ч. 3.8 ст. 4.1 КоАП РФ по делу не усматривается.
Каких-либо законных оснований, препятствующих назначению Одинаеву У.Р. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Из материалов дела следует, что последний неоднократно пребывал на территорию Российской Федерации, в настоящее время легальной трудовой деятельности не осуществляет, не имеет регистрации на территории Российской Федерации, объектов недвижимости в собственности на территории Российской Федерации, близких родственников – граждан Российской Федерации, также не имеет, доказательств обратного суду не представлено.
Доводы жалобы о наличии оснований для исключении назначенного Одинаеву У.Р. дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации по мотиву того, что последний проживает в незарегистрированном браке с гражданской Российской Федерации Холмуродовой Б.С., не могут являться основанием для изменения или отмены постановления судьи, поскольку данное обстоятельство не освобождает его, как иностранного гражданина, от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является безусловным основанием невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Защита прав и свобод иностранных граждан при рассмотрении дел названной категории осуществляется путем обеспечения возможности реализации указанными лицами права на уважение их личной и семейной жизни. Однако, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации, не имеют безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений и практике уклонения от ответственности.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации мотивировано, основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Одинаеву У.Р указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь Одинаеву У.Р., в материалы дела не представлено.
Иных сведений, которые указывали бы на то, что назначенное наказание в виде административного выдворения не соответствует преследуемым законом целям, по делу не установлено.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, с соблюдением положений ст.ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Одинаев У.Р. ранее не привлекается к административной ответственности и не допускал нарушений действующего законодательства, отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено, также не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося по делу об административном правонарушении судебного постановления, в том числе, в части назначенного административного наказания в виде административного выдворения.
При таких обстоятельствах постановление судьи подлежит оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 07 августа 2024 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья