Дело № 2-1341/2021
УИД 32RS0015-01-2021-002549-55 Председательствующий – судья Холуева Л.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3319/2021
г. Брянск 23 ноября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Мариной Ж.В.
судей Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.
при секретаре Ласой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Шелемех Натальи Владимировны Башмаченкова Тимура Томосовича на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 30 августа 2021 года по делу по иску Шелемех Натальи Владимировны к Государственному казенному учреждению «Отдел социальной защиты населения города Клинцы» о признании права на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Мариной Ж.В., объяснения представителя истца Шелемех Н.В. Башмаченкова Т.Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шелемех Н.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает в г. Клинцы Брянской области. Истцу было отказано в возмещении вреда и представлении мер социальной поддержки как постоянно проживающей и работающей на территории зоны проживания с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ Истец полагала данный отказ незаконным.
Истец просила суд признать в отношении Шелемех Н.В. право на возмещение вреда и представление мер социальной поддержки в размере, установленном для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 30 августа 2021 г. исковые требования Шелемех Н.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Башмаченков Т.Т. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что вывод суда о том, что восстановление права по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме предусмотрено только для граждан, постоянно проживающих в зоне проживания с правом на отселение в период после ДД.ММ.ГГГГ выехавших из них, а затем вернувшихся в указанные зоны для постоянного проживания, является незаконным, поскольку в соответствии с положениями ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» полный объем предоставления мер социальной поддержки предусмотрен для граждан постоянно проживающих с ДД.ММ.ГГГГ то есть не только в период с ДД.ММ.ГГГГ
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГКУ «ОСЗН г. Клинцы» Холохон О.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Истец Шелемех Н.В., представитель ответчика ГКУ «Отдел социальной защиты населения города Клинцы» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду не сообщили об уважительных причинах неявки, и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца Башмаченкова Т.Т., судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Шелемех Н.В. ответчиком предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные ст.18 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом времени постоянного проживания в зоне с правом на отселение после ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается справкой ГКУ ОСЗН г. Клинцы № № от ДД.ММ.ГГГГ
Шелемех Н.В., <данные изъяты>, <данные изъяты>, зарегистрирована в <адрес> территория которого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. №1074 относится к зоне проживания с правом на отселение, с ДД.ММ.ГГГГ
Сведения о проживании истца в зоне с правом на отселение подтверждаются удостоверением АК № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры Брянской области, а также справками о проживании ООО «Жилкомсервис» и ООО «Наш дом».
По сведениям ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж» в период с ДД.ММ.ГГГГ Шелемех Н.В. проживала в общежитии по адресу: <адрес>
Согласно представленной истцом справке Доманичской сельской администрации Почепского района Брянской области Шелемех Н.В. была зарегистрирована и проживала до ДД.ММ.ГГГГ г. по адресу: <адрес>, то есть на территории, не подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, истец Шелемех Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ не проживала и не работала ни в зоне отселения, ни в зоне проживания с правом на отселение. Исчисление времени проживания в зоне с правом на отселение у нее начинается только с ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Шелемех Н.В. не является лицом, постоянно проживавшим в зоне отселения или зоне проживания с правом на отселение в период времени после ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем истец не имеет права на получение возмещения вреда и представление мер социальной поддержки в полном объеме как лицу, постоянно проживающему в зоне с правом на отселение, в связи с чем исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
В соответствии со ст.18 Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», с последующими изменениями и дополнениями гражданам постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, гарантируется:
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере, установленном пунктом 3 настоящей части, в зависимости от времени проживания (работы): с 26 апреля 1986 г. - 14 календарных дней; со 2 декабря 1995 г. - 7 календарных дней;
- ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от времени проживания, работы:
с 26 апреля 1986 г. - в размере 200 рублей (с учетом дальнейшей индексации);
с 2 декабря 1995 г. - в размере 50 рублей (с учетом дальнейшей индексации).
При этом действующим законодательством предусмотрена возможность установления мер социальной поддержки, а именно: восстановление права на получение «радиационных» выплат в полном объеме только для граждан, постоянно проживавших в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 г. до 1 января 1991 г., выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания.
Согласно Примечанию к разделу III вышеуказанного закона гражданам, переезжающим на постоянное место жительства из зоны с более высокой плотностью радиоактивного загрязнения в зону с меньшей плотностью радиоактивного загрязнения, выплаты дополнительных денежных компенсаций, пенсий, пособий, стипендий и оплата дополнительного оплачиваемого отпуска производятся с учетом общего времени проживания на загрязненной территории.
Гражданам, постоянно проживавшим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 г. до 1 января 1991 г., выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания, меры социальной поддержки предоставляются исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне, исчисленного с начала проживания в этой зоне до выезда из нее, при условии, что указанные граждане не получали жилое помещение в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 17 или со статьей 22 настоящего Закона, а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Порядок установления времени проживания или работы в указанных зонах определяется Правительством Российской Федерации. Документы, подтверждающие неполучение гражданами на новом месте жительства указанного жилья или ссуды, выдаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Данные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 1999 г. №1088 «О порядке установления времени проживания или работы в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение гражданам, выехавшим из этих зон и вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания».
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства ориентируя органы публичной власти на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не закрепляет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в том числе подвергшихся воздействию радиации. Решение этих вопросов относится к компетенции законодательной власти, обладающей достаточной дискрецией в определении соответствующих мер социальной защиты и регламентации условий их предоставления (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 18-П и от 19 июня 2002 г. № 11-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2014 г. № 2636-О и № 2671-О, от 14 мая 2015 г. № 1007-О и др.).
Устанавливая в Законе Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» систему мер социальной защиты граждан, пострадавших от данной катастрофы, законодатель предусмотрел их дифференциацию в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (статьи 13 - 22). Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане, а также позволяет учитывать постепенное снижение интенсивности облучения, обусловленное как естественными процессами, так и мерами по преодолению негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые принимало и принимает государство.
В этих целях в статье 13 названного Закона был закреплен перечен░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░ ░░░ ░░░░░░░ 14 - 22 ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 20 ░ 18 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░ 26 ░░░░░░ 1986 ░. ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 1995 ░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 26 ░░░░░░ 1986 ░. ░░ 1 ░░░░░░ 1991 ░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 1991 ░., ░░-░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░, ░░-░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2018 № 962-0).
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░. 330 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2021 ░.