Решение по делу № 33-7023/2022 от 03.10.2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2022 года                          г. Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Разуваевой Т.А.,

судей Галенко В.А., Хуснутдиновой И.И.,

при секретаре Быстрецкой А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Индустриального района г.Хабаровска, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 27 июля 2022 года по гражданскому делу по иску прокурора Индустриального района г.Хабаровска, действующего в интересах Доркиной И.Е., к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности произвести финансирование.

Заслушав доклад судьи Галенко В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Индустриального района г.Хабаровска, действующий в интересах Доркиной И.Е., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения РФ, Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности произвести финансирование.

В обоснование доводов иска указывает, что Доркина И.Е. обратилась в прокуратуру Индустриального района г.Хабаровска с заявлением об оказании помощи по взысканию оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска, полагающегося ей в соответствии с нормами действующего законодательства. В ходе проведения проверки установлено, что Доркиной И.Е., работающей в должности врача-невролога КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница им А.К. Пиотровича», не произведены выплаты стимулирующего характера, предусмотренные постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020г. № 415 и от 12.04.2020г. № 484, за выполнение трудовых обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, в связи с чем перед ней образовалась задолженность в размере 24 554 руб. 91 коп., сложившаяся в результате невключения в расчет среднего заработка для начисления отпускных выплат стимулирующего характера. Задолженность образовалась ввиду ненадлежащего осуществления своих полномочий органами исполнительной власти Российской Федерации и Хабаровского края по обеспечению соответствующего финансирования за счет средств федерального и краевого бюджетов.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения РФ произвести финансовое обеспечение расходов Хабаровского края в лице Министерства здравоохранения Хабаровского края в целях финансирования КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница имени А.К. Пиотровича» для погашения задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска перед Доркиной И.Е. в сумме 24 554 руб. 91 коп., а Министерство здравоохранения Хабаровского края при поступлении денежных средств, указанных в п. 1 требований, произвести финансовое обеспечение расходов КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница имени А.К. Пиотровича» в целях погашения задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска перед Дрокиной И.Е. в сумме 24 554 руб. 91 коп.

Определением судьи Индустриального районного суда г. Хабаровска от 01.06.2022г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов РФ.

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 27.07.2022г. исковые требования удовлетворены.

На Министерство здравоохранения РФ возложена обязанность произвести финансовое обеспечение расходов Хабаровского края в лице Министерства здравоохранения Хабаровского края в целях финансирования КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница имени А.К. Пиотровича» для погашения задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска перед Доркиной И.Е. в сумме 24 554 руб. 91 коп. (в том числе задолженность по заработной плате 16 408 руб.38 коп., налоги и страховые взносы 8 146 руб. 53 коп.).

На Министерство здравоохранения Хабаровского края возложена обязанность при поступлении денежных средств произвести финансовое обеспечение расходов КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница имени А.К. Пиотровича» в целях погашения задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска перед Доркиной И.Е. в сумме 24 554 руб. 91 коп. (в том числе задолженность по заработной плате 16 408 руб. 38 коп., налоги и страховые взносы 8146 руб. 53 коп.).

В апелляционном представлении прокурор Индустриального района г.Хабаровска просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что на Министерство здравоохранения РФ не может быть возложена обязанность по финансированию мероприятий при недостаточности имеющихся у бюджетного учреждения денежных средств. Обязанность по финансированию мероприятий должна быть возложена на Министерство здравоохранения Хабаровского края как отраслевой орган, осуществляющий финансирование лечебного учреждения.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения РФ просит решение суда отменить в части возложения на Министерство здравоохранения РФ обязанности обеспечить финансирование расходов Хабаровского края для погашения задолженности КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница имени А.К. Пиотровича» по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска Доркиной И.Е., полагая его принятым с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, в частности, указывая, что сторонами трудового договора являются работник и работодатель, на которого возлагается обязанность своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату, соглашение между Министерством здравоохранения РФ и Доркиной И.Е. о выполнении трудовой функции не заключалось, трудовых отношений между истцом и Минздравом России не возникало, и как следствие, не возникало обязанности по оплате отпуска истца, в связи с чем, Минздрав России не является участником спорных отношений, а судом сделан необоснованный вывод о нарушении прав истца лицами, не являющимися его работодателями. Также считает необоснованным вывод суда о наличии у Минздрава России обязанности произвести финансовое обеспечение расходов Хабаровского края, поскольку определение размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, решение вопросов финансового обеспечения деятельности таких учреждений отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и являются их расходными обязательствами, исполнение которых за счет средств федерального бюджета недопустимо. Судом первой инстанции не применен подлежащий применению закон, регулирующий порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ. Бюджетным кодексом РФ определено, что резервный фонд используется по решению Правительства РФ. В связи с этим, принятие судом решения о возложении обязанности на Минздрав России произвести финансовое обеспечение расходов Хабаровского края привело к нарушению принципа разделения властей, установленного статьей 10 Конституции РФ. Правительством РФ, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым производились дополнительные выплаты в связи с оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией, в 2020 и 2021 году выделялись иные межбюджетные трансферты путем издания распоряжений и заключения соглашений между Минздравом России и Правительством Хабаровского края, все выделенные иные межбюджетные трансферты предоставлены Министерству здравоохранения Хабаровского края в 2020 и 2021 годах. Заявитель жалобы считает Минздрав России ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как он не является субъектом спорного правоотношения.

Письменных возражений на апелляционные представление и жалобу не поступило.

В судебном заседании помощник прокурора Лазарева Н.А. поддержала доводы апелляционного представления.

Участвующая в судебном заседании представитель Министерства здравоохранения Хабаровского края Решетникова И.С. пояснила, что финансирование расходов на выплату истцу отпускных должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Представитель КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница имени А.К. Пиотровича» Карпухин А.С. пояснил, что согласен с решением суда.

Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте его рассмотрения, в судебное заседание не явились. Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Хабаровского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в ч.3 ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ срок. Ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступило.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных представления и жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Учитывая, что решение суда оспаривается в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения РФ, однако решение суда в части удовлетворения иска к Министерству здравоохранения Хабаровского края поставлено в зависимость от разрешения искового требования, предъявленного прокурором к Министерству здравоохранения РФ, суд апелляционной инстанции полагает необходимым выйти за пределы доводов апелляционных представления и жалобы и проверить решение суда в полном объеме.

Судом первой инстанции установлено, что Доркина И.Е. на основании трудового договора осуществляет трудовую деятельность в должности врача-невролога в КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница им.А.К.Пиотровича». В 2020 и 2021 годах Доркина И.Е. оказывала медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией, в связи с указанной деятельностью ей выплачивались стимулирующие выплаты в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020г. № 415 и от 12.04.2020г. № 484.

Также судом установлено, что выплаты стимулирующего характера не учтены при расчете среднего заработка при начислении отпускных Доркиной И.Е., в связи с чем перед ней образовалась задолженность в размере 24 554 руб. 91 коп.

В 2020 году средства федерального бюджета для осуществления расходов на оплату отпускных работникам учреждений здравоохранения выделялись субъектам РФ, в том числе Хабаровскому краю, по распоряжениям Правительства РФ от 10.07.2020г. № 1792-р, от 05.12.2020г. № 3230-р согласно Правилам предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на эти цели, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.07.2020г. № 998. Все выделенные Хабаровскому краю средства из федерального бюджета распределены между подведомственными учреждениями и израсходованы последними на выплаты отпускных работникам в 2020 году.

Распоряжением Правительства РФ от 01.07.2021г. № 1792-р субъектам РФ, в том числе Хабаровскому краю, выделены дополнительные средства для осуществления расходов на оплату отпускных в 2021 году.

Между Министерством здравоохранения РФ и Правительством Хабаровского края 30.07.2021г. заключено соглашение № 056-17-2021-276, в соответствии с которым Хабаровскому краю предоставлен межбюджетный трансферт в размере 124 929 400 руб., при этом потребность Хабаровского края удовлетворена на 54,6, при потребности 228,6 млн. рублей выделено 124,9 млн.рублей. Все выделенные в 2021 году средства распределены между медицинскими учреждениями и израсходованы на выплату отпускных.

Министерством здравоохранения Хабаровского края информация о дополнительной потребности Хабаровского края в средствах для осуществления выплаты отпускных направлена в Министерство здравоохранения РФ.

Разрешая исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 135, 139 Трудового кодекса РФ, постановлениями Правительства РФ от 12.04.2020г. № 484 и от 02.04.2020г. № 415, от 07.07.2021г. № 1124, регулирующими Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, установив, что потребности Хабаровского края для финансирования расходов удовлетворены не в полном объеме, пришел к выводу, что отсутствие финансирования расходов, связанных с оплатой отпусков работникам, является нарушением трудовых прав Доркиной И.Е., в связи с чем возложил на ответчиков обязанность произвести финансовое обеспечение расходов больницы в целях выплаты задолженности истцу.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может.

Как следует из искового заявления прокурора, основанием иска указано нарушение трудовых прав Доркиной И.Е. на своевременное и в полном объеме получение оплаты предоставляемого отпуска и непринятие на уровне Правительства РФ решения о перечислении Хабаровскому краю дополнительных средств для осуществления таких выплат.

Что касается нарушения трудовых прав истца, то для удовлетворения иска по этому основанию необходимо установить наличие трудовых отношений между сторонами. Поскольку в соответствии со ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, а обязанность по своевременной и в полном объеме причитающейся работнику заработной платы в силу ст. 22 Трудового кодекса РФ лежит на работодателе, трудовые отношения между истцом и ответчиками отсутствуют, ни на одном из ответчиков не лежит обязанность по выплате истцу заработной платы, оба ответчика не являются надлежащими ответчиками по делу по указанному выше основанию.

Кроме того, возложение на ответчиков обязанности в рамках исполнения бюджета возможно при установлении факта неисполнения ответчиком возложенной на него законом либо договором обязанности.

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

В соответствии со ст.65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации строится на основании принципа самостоятельности бюджетов (ст. 31 Бюджетного кодекса РФ).

Учредителем КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница им.А.К.Пиотровича» является Хабаровский край. К полномочиям субъекта Российской Федерации в силу требований подпункта 1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 26.14 указанного Закона определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.

Из приведенных норм следует, что финансирование краевого бюджетного учреждения, в том числе на выплату заработной платы работникам, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и не допускается за счет федерального бюджета.

Статьей 129 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме в том числе иных межбюджетных трансфертов.

Одним из оснований предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации указаны бюджетные ассигнования, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды.

Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (пункты 5 и 6 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 08.07.2020. № 998 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользвоанные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства РФ в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами РФ расходов на указанные цели.

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов РФ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения РФ как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на вышеуказанные цели.

Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2020г. № 1792-р Хабаровскому краю из резервного фонда Правительства РФ выделено 51 135,5 тыс.рублей. Распоряжением Правительства РФ от 05.12.2020г. № 3230-р Хабаровскому краю выделено 71 964,5 тыс.рублей.

Выделенные денежные средства доведены до Правительства Хабаровского края, чего сторона истца не отрицает.

Постановлением Правительства РФ от 07.07.2021г. № 1124 утверждены Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства РФ в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе за компенсацию ранее произведенных субъектами РФ расходов на указанные цели.

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов РФ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения РФ как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на вышеуказанные цели.

Распоряжением Правительства РФ от 01.07.2021г. № 1792-р Хабаровскому краю на указанные цели из резервного фонда Правительства РФ выделено 124 929 400 рублей. Указанные денежные средства доведены до Хабаровского края, чего сторона истца не отрицает.

Из изложенного следует, что все выделенные Хабаровскому краю иные межбюджетные трансферты в установленном Бюджетным кодексом РФ порядке доведены до получателя, неисполненных обязательств, которые могли явиться основанием для взыскания, не имеется.

Прокурор основывает свои требования на том, что выделенных иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Хабаровского края недостаточно для выплаты Доркиной И.Е. отпускных, однако это обстоятельство, с учетом приведенных выше положений Бюджетного кодекса РФ о принципах самостоятельности бюджетов, не является основанием для возложения обязанности на орган исполнительной власти выделить из федерального бюджета бюджету субъекта РФ определенную сумму. Прокурор, предъявляя настоящий иск, не указал, какую именно обязанность не исполнило Министерство здравоохранения РФ, тогда как материалами дела подтверждается, что все выделенные из резервного фонда Правительства РФ денежные средства через Министерство здравоохранения РФ доведены до бюджета Хабаровского края. Возложение обязанности предоставить какие-либо иные помимо выделенных из резервного фонда Правительства РФ денежные средства является вмешательством в формирование бюджета, противоречит принципу разделения властей, закрепленному Конституцией РФ в ее статье 10, а также положениям статьи 153 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой вопросы формирования бюджетов и отчеты об их исполнении отнесены к полномочиям законодательных (представительных) органов.

Таким образом, оснований для удовлетворения искового требования о возложении на Министерство здравоохранения РФ обязанности произвести финансовое обеспечение расходов Хабаровского края в лице Министерства здравоохранения Хабаровского края в целях финансирования КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница им.А.К.Пиотровича» для погашения задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска перед Доркиной И.Е. у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, решение подлежит отмене с принятием нового об отказе в иске.

Исковые требования, предъявленные прокурором к Министерству здравоохранения Хабаровского края, по существу являются требованиями, производным от предъявленных требований к Министерству здравоохранения РФ, так как заключаются в возложении обязанности на Министерство здравоохранения Хабаровского края при поступлении денежных средств, указанных в пункте 1 требований к Министерству здравоохранения РФ. Поскольку не имеется оснований для удовлетворения требования о возложении на Министерство здравоохранения РФ обязанности произвести финансовое обеспечение, то не может быть удовлетворено и требование к Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности перечислить поступившие от первого ответчика денежные средства. В указанной части решение суда также подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 27 июля 2022 года - отменить, принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Индустриального района г.Хабаровска, действующего в интересах Доркиной И.Е., к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности произвести финансирование - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий     

Судьи

    

33-7023/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска в интересах Доркиной И.Е.
Доркина Ирина Евгеньевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство Здравоохранения Хабаровского края
Другие
КГБУЗ Детская краевая клиническая больница имени А.К. Пиотровича
Министерство финансов Российской Федерации
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Галенко Владислава Александровна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
04.10.2022Передача дела судье
11.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2022Передано в экспедицию
11.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее