УИД 61RS0001-01-2024-003361-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«03» октября 2024 года г. Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Токарева О.А.,
при секретаре судебного заседания Хадулаевой Л.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области к ИП Железному Василию Михайловичу об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области обратилось в суд с исковым заявлением к ИП Железному Василию Михайловичу об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что Управлением Роспотребнадзора по РО в пределах компетенции службы рассмотрено обращение об ухудшении условий проживания в жилом по адресу: ..., связанном с размещением и эксплуатацией на соседних земельных участках по адресам: ..., 46, открытых автостоянок.
По поручению Управления Роспотребнадзора по РО от 06.02.2024 № 234 филиалом ФБЗ «ЦГиЭ в РО» в г. Ростове-на-Дону проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза территорий автостоянок по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пешкова, 44-46, в части расположения относительно ближайших жилых домов, территорий школ, детских учреждений, площадок для отдыха населения (садов, скверов, парков).
Согласно протоколу (акту) инструментального обследования № 25-10.4-10/615 от 13.02.2024, экспертному заключению № 25-03.2.100-01/256 от 16.02.2024, выполненным филиалом ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» в г. Ростове-на-Дону, фактические разрывы от забора автостоянки по адресу: ... до торца жилого дома с окнами по адресу: ..., составил 1,03 метра; от забора автостоянки по адресу: ... до фасада жилого дома по адресу: ..., составил 11,34 метра, до торца с окнами жилого дома по адресу: ..., составил 4,55 метров, до фасада жилого дома по адресу: ..., составил 8,70 метров. Территории автостоянки по адресу: ... и МБДОУ № по адресу: ..., расположены вплотную, указанные территории разделяет только кирпичный забор и нормируемого разрыва в 50 метров от автостоянки до территории детского дошкольного учреждения не имеется.
Территории открытых автостоянок по адресу: ... и по адресу: ..., не соответствует требованиям таблицы 7.1.1 главы VII и пункта 5.1 главы V СанПиН 2.2.1/2....-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» по размещению и фактическим разрывам по отношению к детскому дошкольному учреждению - МБДОУ № по адресу: ..., и жилым домам, расположенным по адресам: ...; ... и ...»,
По данным фактам, указывающим на наличие признаков нарушений санитарного законодательства, на основании ст. 49 Федерального закона от ... № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от ... № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» Управлением ИП Железнову В.М. – хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность стоянок транспортных средств по адресу: ...46, было объявлено предостережение от ... № о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами санитарного законодательства.
Кроме того, руководствуясь ст.ст. 50,51 Федерального закона от ... № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ИП Железнову В.М. было выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ... №.1/1181 с предложениями по обеспечению размещения открытых автостоянок для хранения автомобилей по адресам: ... и фактических разрывов от данных автостоянок до объектов застройки в соответствии с требованиями таблицы 7.1.1 главы VII и пункта 5.1 главы V СанПиН 2.2.1/2....-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» со сроком использования до ....
С целью контроля выполнения указанного предписания Управлением было дано поручение филиалу ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» в ... от ... № о проведении повторной санитарно-эпидемиологической экспертизы территории автостоянок, указанных в предписании.
Согласно протоколу (акту) инструментального обследования №.4-10/192 от ..., экспертному заключению филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» в ... от ... №-...-01/1304 установлено следующее.
На момент проведения обследования ... с 09:20 час. до 10:30 час. на автостоянке по адресу: ..., хранилось 18 легковых автомобилей, на автостоянке по адресу: ... - 15 легковых автомобилей.
Фактические разрывы от: забора автостоянки по адресу: ... до торца жилого дома с окнами по адресу: ..., составляет 1,03 метра; забора автостоянки по адресу: ..., до фасада жилого дома по адресу: ..., составляет 11,34 метров до торца с окнами жилого дома по адресу: ... составляет 4,55 метров, до фасада жилого дома по адресу: ..., составляет 8,70 метров, что не соответствует требованиям таблицы 7.1.1 главы VII СанПиН 2.2.1/2.....-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Территория автостоянки по адресу: ... расположена вплотную к забору МБДОУ №, расположенному по адресу: .... Указанные территории разделяет только кирпичный забор и нормируемого разрыва в 50 метров от автостоянки до территории детского дошкольного учреждения нет, что не соответствует требованиям таблицы 7.1.1 главы VII СанПиН 2.2.1/2....-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Указанные обстоятельства свидетельствуют о непринятии ИП Железновым В.М. в добровольном порядке достаточных мер по исполнению требований санитарного законодательства.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ИП Железнова В.М. устранить нарушения обязательных требований санитарного законодательства, обеспечив при размещении открытых автостоянок для хранения легковых автомобилей по адресам: ..., 46, фактические разрывы до территории детского дошкольного учреждения – МБДОУ № по адресу: ... – 50 метров, до жилых домов по адресам: ... – 15 метров, в соответствии с требованиями таблицы 7.1.1 главы VII СанПиН 2.2.1/2....-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представители истца Арутюнян С.А. и Марченко А.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали и просили суд их удовлетворить.
Ответчик ИП Железной В.М. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от него не поступало ходатайств с просьбой об отложении рассмотрения дела. Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ с участием его представителя.
Представитель ответчика Цыган В.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме, пояснила, что в настоящее время необходимый разрыв между домами и стоянкой установлен.
Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также территориальные органы указанного федерального органа исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст.ст. 2, 11 указанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
Разрывы от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки установлены в таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Управлением Роспотребнадзора по РО было рассмотрено обращение граждан об ухудшении условий проживания в жилом по адресу: ..., связанном с размещением и эксплуатацией на соседних земельных участках по адресам: ..., 46, открытых автостоянок.
По поручению Управления Роспотребнадзора по РО от 06.02.2024 № 234 филиалом ФБЗ «ЦГиЭ в РО» в г. Ростове-на-Дону проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза территорий автостоянок, расположенных по адресу: ...46, в части расположения относительно ближайших жилых домов, территорий школ, детских учреждений, площадок для отдыха населения (садов, скверов, парков).
Согласно протоколу (акту) инструментального обследования №.4-10/615 от ..., экспертному заключению №-...-01/256 от ..., выполненным филиалом ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» в ..., фактические разрывы от забора автостоянки по адресу: ... до торца жилого дома с окнами по адресу: ..., составил 1,03 метра; от забора автостоянки по адресу: ... до фасада жилого дома по адресу: ..., составил 11,34 метра, до торца с окнами жилого дома по адресу: ..., составил 4,55 метров, до фасада жилого дома по адресу: ..., составил 8,70 метров. Территории автостоянки по адресу: ... и МБДОУ № по адресу: ..., расположены вплотную, указанные территории разделяет только кирпичный забор и нормируемого разрыва в 50 метров от автостоянки до территории детского дошкольного учреждения не имеется.
Территории открытых автостоянок по адресу: ... и по адресу: ..., не соответствует требованиям таблицы 7.1.1 главы VII и пункта 5.1 главы V СанПиН 2.2.1/2....-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» по размещению и фактическим разрывам по отношению к детскому дошкольному учреждению - МБДОУ №, расположенному по адресу: ..., и жилым домам по адресам: ...; ... и ....
По данным фактам, ИП Железнову В.М., осуществляющему деятельность стоянок транспортных средств по адресу: ...46, было объявлено предостережение от ... № о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами санитарного законодательства.
Кроме того, руководствуясь ст.ст. 50, 51 Федерального закона от ... № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ИП Железнову В.М. было выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ... №.1/1181 с предложениями по обеспечению размещения открытых автостоянок для хранения автомобилей по адресам: ... и фактических разрывов от данных автостоянок до объектов застройки в соответствии с требованиями таблицы 7.1.1 главы VII и пункта 5.1 главы V СанПиН 2.2.1/2....-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» со сроком использования до ....
С целью контроля выполнения указанного предписания Управлением было дано поручение филиалу ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» в ... от ... № о проведении повторной санитарно-эпидемиологической экспертизы территории автостоянок, указанных в предписании.
Согласно протоколу (акту) инструментального обследования №.4-10/192 от ..., экспертному заключению филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» в ... от ... №-...-01/1304 установлено следующее.
На момент проведения обследования ... с 09 часов 20 минут до 10 часов 30 минут на автостоянке, расположенной по адресу: ..., хранилось 18 легковых автомобилей, на автостоянке, расположенной по адресу: ... - 15 легковых автомобилей.
Фактические разрывы от: забора автостоянки по адресу: ... до торца жилого дома с окнами по адресу: ..., составляет 1,03 метра; забора автостоянки по адресу: ..., до фасада жилого дома по адресу: ..., составляет 11,34 метров; до торца с окнами жилого дома по адресу: ... составляет 4,55 метров; до фасада жилого дома по адресу: ..., составляет 8,70 метров, что не соответствует требованиям таблицы 7.1.1 главы VII СанПиН 2.2.1/2.....-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Территория автостоянки по адресу: ... расположена вплотную к забору МБДОУ №, по адресу: ..., указанные территории разделяет только кирпичный забор и нормируемого разрыва в 50 метров от автостоянки до территории детского дошкольного учреждения нет, что не соответствует требованиям таблицы 7.1.1 главы VII СанПиН 2.2.1/2....-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Таким образом, до настоящего времени ИП Железновым В.М. не исполнены требования санитарного законодательства.
В опровержение доводов искового заявления ответчик представил заключение о результатах строительно-технического экспертного исследования №/И от ..., согласно которому открытая территория для хранения легковых автомобилей, с количеством парковочных мест равным 10 шт. по адресу: ..., имеющая общую площадь 220,28 кв.м. и территория для хранения легковых автомобилей, с количеством парковочных мест равным 10 шт. по адресу: ..., имеющая общую площадь 170,33 кв.м. – соответствуют требованиям таблицы 7.1.1 главы VII и пункта 5.1 главы V СанПиН 2.2.1/2....-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» по размещению и фактическим разрывам по отношению к детскому дошкольному учреждению МБДОУ № по адресу: ... и жилым домам по адресам: .... Таким образом, по состоянию на дату исследования, недостатки, определенные в заключении №.2-100-01/1304 от ... с учетом СанПиН 2.2.1/2....-03 и других нормативных актов по состоянию на дату исследования – устранены.
В судебном заседании были допрошены специалисты Баранова О.А. и Ассауленко Т.Е., которые пояснили суду, что полностью подтверждают свои заключения, имеющиеся в материалах дела.
Таким образом, несмотря на представленное заключение, необходимые меры по исполнению требований санитарного законодательства ответчиком не предприняты.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым исковые требования истца удовлетворить.
Представленное заключение и фотоматериалы не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств, так как наличие разрывов между зданиями и стоянкой обеспечено за счет натянутой сигнальной ленты, которая может быть демонтирована в любой момент.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 6 000 рублей подлежит взысканию с ответчика ИП Железнова В.М. в доход бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области к ИП Железному Василию Михайловичу об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.
Обязать ИП Железнова Василия Михайловича ...) устранить нарушения обязательных требований санитарного законодательства, обеспечив при размещении открытых автостоянок для хранения легковых автомобилей по адресам: ..., 46, фактические разрывы до территории детского дошкольного учреждения – МБДОУ №, расположенного по адресу: ... – 50 метров, до жилых домов, расположенных по адресам: ... – 15 метров, в соответствии с требованиями таблицы 7.1.1 главы 7 СанПиН 2.2.1/2....-03 «Сантирно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Судья О.А. Токарев
Мотивированное решение суда изготовлено 17 октября 2024 года.