Решение по делу № 2а-433/2021 от 27.10.2021

УИД:24RS0036-01-2021-000604-30

дело № 2а-433/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2021 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Поломаренко К.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Снапкова А.А. о признании незаконным решения призывной комиссии Мотыгинского района Красноярского края о призыве на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

Снапков А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии Мотыгинского района, Военному комиссариату г. Лесосибирск и Мотыгинского района Красноярского края, Военному комиссариату Красноярского края о признании незаконным решения призывной комиссии Мотыгинского района Красноярского края о призыве на военную службу.

Исковые требования мотивированы тем, что Снапков А.А., 05.11.1996 г.р., состоит на учете в Военном комиссариате г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края. В рамках осеннего призыва 2021 г. призывной комиссии Мотыгинского района Красноярского края в отношении него принято решение о призыве на военную службу, определена категория годности «Б3», вручена повестка для отправки на 21.10.2021. С данным решением комиссии он не согласен, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по причине неполного состава медицинской комиссии. На заседании призывной комиссии Мотыгинского района Красноярского края 13.10.2021 присутствовало только шесть врачей - специалистов. Медицинское освидетельствование в отношении Снапкова А.А. было проведено с нарушениями порядка проведения призывных мероприятий. Медицинское освидетельствование призывников должно проводиться на основании и с учетом диагностических исследований, проведенных заблаговременно перед прохождением призывных мероприятий, для получения точных сведений о состоянии здоровья. На момент прохождения медицинского освидетельствования и проведения призывной комиссии не было результатов всех обязательных диагностических исследований. После принятия оспариваемого решения призывной комиссии Снапкову А.А. выдали направления на обязательные диагностические исследования. Следовательно, врачи-специалисты не имели права освидетельствовать его, а призывная комиссия не имела права выносить решение в отношении Снапкова А.А., не имея в личном деле призывника полных данных обязательных диагностических исследований. Во время медицинского освидетельствования члены призывной комиссии не в полной мере учли жалобы Снапкова А.А. на состояние здоровья, не направили его на дополнительное обследование для уточнения диагноза. Соответственно, решение призывной комиссии Мотыгинского района Красноярского края надлежит считать незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что нарушен порядок прохождения медицинского освидетельствования.

Административный истец Снапков А.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился.

Представители ответчиков - Военного комиссариата г. Лесосибирск и Мотыгинского района Красноярского края, Военного комиссариата Красноярского края в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Возражали против удовлетворения требований, поскольку на основании медицинских документов, находящихся в личном деле призывника, изучена обоснованность диагноза и заключение. Необходимости проведения дополнительного обследования Снапкову А.А. не установлено. Считают, что при проведении призывных мероприятий права Снапкова А.А. не нарушены, призыв осуществлен с соблюдением установленной процедуры.

Представитель ответчика - Призывной комиссии Мотыгинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежаще, о причинах неявки не уведомил.

Судебное извещение о назначении судебного заседания на 20.12.2021 направлено административному истцу 12.11.2021 по адресу, указанному в исковом заявлении. Судебное извещение возвращено в адрес суда 27.11.2021, в связи с истечением срока хранения. Кроме того, информация о рассмотрении данного дела в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судом в Российской Федерации» заблаговременно размещена на официальном сайте Мотыгинского районного суда в сети Интернет (motig.krk@sudrf.ru).

В соответствии с ч. 1 ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).

Применительно к правилам ч. 2 ст. 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела. Таким образом, истец добровольно отказался от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовое отправление разряда "Судебное".

На основании частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ суд считается возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

На основании ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии со ст. 28 Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Ч. 2 ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

Согласно п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с п. 13 Положения при призыве на военную службу организация обязательного медицинского освидетельствования призывника, возлагается на призывную комиссию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.

Согласно пункту 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.

При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) при образовательных организациях, граждан, прошедших военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.

Согласно материалам личного дела призывника, Снапков А.А. состоит на воинском учете призывников в военном комиссариате Мотыгинского района Красноярского края с 06.02.2013.

28.09.2021 сотрудниками полиции ОМВД России по Мотыгинскому району по обращению военного комиссариата г. Лесосибирска и Мотыгинского района Снапкову А.А. была вручена повестка о явке на заседание призывной комиссии.

По сведениям ответчиков: военного комиссариата г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края и Военного комиссариата Красноярского края заседание призывной комиссии состоялась 13.10.2021, а не 12.10.2021 как ошибочно указано в материалах личного дела.

Из материалов личного дела призывника также следует, что на призывной комиссии присутствовало 6 врачей-специалистов: хирург, терапевт, психиатр, стоматолог, невропатолог, дерматолог. Не присутствовали: окулист и отоларинголог.

Согласно протокола исследования № 222/1 от 13.10.2021 при рентгенологическом исследовании было дано заключение о наличии у Снапкова А.А. плоскостопия II степени при наличии остеоартроза II степени таранно-ладьевидных суставов.

По заключению призывной врачебной комиссии Снапков А.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями с присвоением категории Б-3 в соответствии со ст. 68-г Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565.

По итогам проведенного медицинского освидетельствования истец признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призван на военную службу.

14.10.2021 Снапкову А.А. вручена повестка для отправки к месту прохождения службы на 21.10.2021.

Снапков А.А. считает, что категория годности к военной службе определена без учета его жалоб предъявленных на состояние здоровья.

В административном иске Снапков А.А. указал, что предъявлял жалобы врачу неврологу на постоянные боли ноющего характера в поясничном отделе позвоночника, которые усиливаются при физической нагрузке, при нахождении в положении стоя или сидя более 20-30 минут. За последние полтора года динамика заболевания ухудшилась, т.к. симптомы начали проявляться чаще, и самостоятельно не проходят, длительность приступа может продолжаться до трех дней. Боли иррадиируют в левую лопатку, периодически бывает чувство онемения верхних и нижних конечностей. Полагает, что его симптомы соответствуют ст. 66 п. "в" Расписания болезней Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе постановления Правительства от 04.07.2013 № 565.

Между тем, в материалах личного дела на л.д. 11 имеется лист изучения призывника, в котором из жалоб Снапков А.А. указал на боль в пояснице и отечность ног, а также представленная Снапковым А.А. (л.д. 9) магнитно-резонансная томография, которая была изучена врачами призывной комиссии, по результатам указанных документом, признавая комиссия не усмотрела оснований для применения к нему положений ст. 66 п. "в" Расписания болезней.

Организация призывников, заявивших о несогласии с заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, предусмотрена разделом 3 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (Приложение № 3) к приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. № 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе".

Проведение контрольного медицинского освидетельствования граждан врачами-членами призывной комиссии субъекта РФ в обязательном порядке проводится в отношении граждан, получивших освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, в отношении граждан, заявивших о несогласии с категорией годности к военной службе, проводится на основании заявления гражданина.

Снапков А.А. с заявлением в призывную комиссию Красноярского края о несогласии с заключением о категории годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования не обращался.

Заключение независимой военно-врачебной экспертизы, подтверждающее иную категорию годности к военной службе, не представил.

Оценивая приведенные выше обстоятельства в совокупности с предписаниями действующего законодательства, суд приходит к выводу о необоснованности доводов административного истца, поскольку в исследуемых материалах дела и в обоснование административного иска, не представлено медицинских документов, свидетельствующих о наличии у Снапкова А.А. заболевания, препятствующего призыву в ряды вооруженных сил, в связи с чем, заключение врачебной комиссией принято на основании имеющихся в деле призывника медицинских документов.

Доводы Снапкова А.А. о незаконности принятого призывной комиссией решения в виду отсутствия на момент прохождения медицинского освидетельствования у призывной комиссии результатов всех обязательных диагностических исследований, суд находит необоснованными.

То обстоятельство, что Снапков А.А. не представил в призывную комиссию необходимые диагностические исследования (которые должен был пройти самостоятельно), хотя реальная возможность для этого у него была, позволяет сделать вывод о неисполнении им обязанности по предоставлению диагностических исследования для возможности оценки со стороны лиц, осуществляющих мероприятия по призыву на военную службу.

Кроме того, в случае наличия в диагностических исследования Снапкова А.А. противопоказаний к прохождению к военной службе (что суду также не представлено), это являлось бы основанием для прохождения дополнительных обследований призывником в призывной комиссии субъекта Российской Федерации, которая в соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.

Суд также находит необоснованными доводы Снапкова А.А. о незаконности решения призывной комиссии при отсутствии на заседании врачей отоларинголога и окулиста, поскольку Снапков А.А. не предъявил жалоб на здоровья по указанным направлениям (л.д. 11 личного дела), при отсутствии записей в амбулаторной карте, и внешних признаков заболеваний.

С учетом изложенного, оснований для признания незаконным решения призывной комиссии в отношении Снапкова А.А., не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать Снапкову А.А. в удовлетворении требований о признании незаконным решения призывной комиссии Мотыгинского района Красноярского края о призыве на военную службу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда с 24.12.2021.

Председательствующий      судья И.М. Василькова

2а-433/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный комисссариат Красноярского края
Снапков Александр Александрович
Ответчики
Военный комиссариат г. Лесосибирска
Призывная комиссия Мотыгинского райлна Красноярского края
Суд
Мотыгинский районный суд Красноярского края
Судья
Василькова Ирина Михайловна
Дело на странице суда
motig.krk.sudrf.ru
27.10.2021Регистрация административного искового заявления
28.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2022Дело оформлено
20.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее